Файл: Анализ и оценка показателей оборотных активов (на примере ООО «Европа»).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа оборотных активов предприятия
1.1. Понятие и классификация оборотных активов предприятия
1.2. Методика анализа оборотных активов предприятия
1.3. Основные направления повышения эффективности использования оборотных активов на предприятии
Глава 2. Анализ оборотных активов ООО «Европа»
2.1. Краткая характеристика ООО «Европа»
2.2. Анализ производственных запасов и готовой продукции
2.3. Анализ дебиторской задолженности
Глава 3. Направления повышения эффективности использования оборотных активов в ООО «Европа»
Величина дебиторской задолженности покупателей на 31.12.15 г. составила 381 тыс.руб.
Представим в табл. 8 информацию о состоянии дебиторской задолженности по срокам образования.
Таблица 8
Анализ состояния дебиторской задолженности ООО «Европа» на 31.12.15 г. (тыс.)[34]
Показатель |
Всего на конец года |
В том числе по срокам образования |
||||
До 1 мес. |
От 1 до 3 мес. |
От 3 до 6 мес. |
От 6 мес. до года |
Более года |
||
Дебиторская задолженность за товары, работы и услуги |
381 |
250 |
33 |
- |
- |
98 |
Задолженность за подотчетными лицами |
139 |
95 |
44 |
- |
- |
- |
Задолженность по расчетам с поставщиками |
437 |
437 |
- |
- |
- |
- |
Итого |
958 |
782 |
77 |
- |
- |
98 |
Как видно из данных табл. 8, дебиторская задолженность со сроком образования более года составляет 98 тыс.руб., то есть 10,26 % от всей дебиторской задолженности. Данную задолженность можно считать сомнительной к взысканию.
Таблица 9
Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности ООО «Европа» в 2013-2015 гг.[35]
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темпы роста, % |
|
2015/ 2013 |
2015/ 2014 |
||||
Объем реализации, тыс.руб. |
9967 |
13064 |
14357 |
144,04 |
109,90 |
Средняя дебиторская задолженность, тыс.руб. |
82 |
609 |
702 |
||
Оборачиваемость дебиторской задолженности, количество раз |
120,78 |
21,44 |
20,42 |
16,91 |
95,24 |
Период погашения дебиторской задолженности, дни |
2,98 |
16,79 |
17,63 |
591,61 |
105,00 |
Как следует из данных табл. 9, состояние расчетов с покупателями в 2015 г. по сравнению с предыдущими годами ухудшилось. На 0,84 дня увеличился средний срок погашения дебиторской задолженности по сравнению с показателем 2014 г. Таким образом, руководству предприятия необходимо контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям; по возможности ориентироваться на большее число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими крупными покупателями; рассмотреть возможность предоставления скидки при досрочной оплате.
Выводы. Анализ оборачиваемости производственных запасов показал, что остаток производственных запасов за 2015 г. увеличился на 72 тыс. руб., или на 20,61 % по сравнению с показателем 2014 г. Причем, увеличение остатка производственных запасов произошло главным образом за счет увеличения остатков муки. Темпы роста производственных запасов не должны превышать темпов роста объема реализации продукции. Вместе с тем, в ООО «Европа» темпы роста производственных запасов в 2015 г. превышают темпы роста объема реализации продукции. Это свидетельствует о том, что на предприятии наблюдается излишек производственных запасов, вложение денежных средств на предприятии осуществляется нерационально.
Проведенный анализ оборачиваемости готовой продукции выявил ускорении оборачиваемости готовой продукции в 2015 г. по сравнению с аналогичными показателями 2013-2015 гг. Этот положительных факт особенно важен для предприятия ООО «Европа», так снижение длительности оборота готовой продукции для предприятия, производящего хлебобулочные изделия - первостепенная задача, что обусловлено небольшим сроком хранения продукции.
Проведенный анализ оборачиваемости дебиторской задолженности выявил значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе текущих активов (26,19 %). Причем, дебиторская задолженность со сроком образования более года составляет 98 тыс.руб., то есть 10,26 % от всей дебиторской задолженности. Данную задолженность можно считать сомнительной к взысканию. Состояние расчетов с покупателями в 2015 г. по сравнению с предыдущими годами ухудшилось. Имея в виду, что доля дебиторской задолженности к концу 2015 г. составляла 26,19 % общего объема текущих активов, можно сделать вывод о снижении ликвидности текущих активов в целом и, следовательно, ухудшении финансового положения предприятия.
Глава 3. Направления повышения эффективности использования оборотных активов в ООО «Европа»
Для повышения эффективности использования и в целях ускорения оборачиваемости оборотных средств в ООО «Европа» предлагается ряд мероприятий.
Во-первых, большая часть реализации осуществляется посредством безналичных расчетов, наличные денежные средства поступают от продаж в собственных торговых точках. Для решения данной проблемы предлагается внедрение практики выездной торговли. Предполагаемое место выездной торговли - городской рынок; дни выездной торговли – суббота, воскресенье.
Расчет планируемого объема реализации будем проводить, исходя из среднедневного объема реализации на предприятии через одну розничную точку – 4 тыс.руб. Число дней выездной торговли в год – 96 дней. Планируемый годовой объем реализации – 384 тыс.руб. (4 *96).
Во-вторых, предлагается рационализация маршрутов доставки продукции.
На настоящий момент услуги по доставке продукции ООО «Европа» предоставляются только крупным оптовикам. Розничные торговые предприятия, относящиеся к сегменту мелких и средних оптовиков, осуществляют вывоз хлебобулочной продукции, приобретенной в ООО «Европа» самостоятельно собственным транспортом. Вместе с тем, у ООО «Европа» есть возможность наиболее эффективно использовать собственный транспорт, предназначенный для завоза продукции в собственные торговые точки, для доставки продукции оптовым покупателям сегмента средних и малых закупок (завоз товаров в собственный магазин осуществляется один раз в день в утренние часы).
Проведенное анкетирование руководителей предприятий розничной торговли позволило выявить, что внедрение мероприятия позволит увеличить объемы реализации продукции на 10 % в год, рост годового объема реализации составит: 1 436,0 тыс. руб. (14 360 * 1 %).
Предлагается следующий график завоза продукции. Транспортные средства, имеющиеся в распоряжении ООО «Европа» не позволяют осуществить развоз всей продукции в 8.30 – 11.00 часов утра, так как в это время транспорт используется для развоза продукции по собственным точкам. Поэтому рационально развоз продукции по предприятиям - оптовым закупщикам проводить с 6.00 до 8.00 часов утра.
Для ликвидации случаев нарушения условий заявок торговых предприятий по ассортименту, графику завоза предлагается установить доплату водителям за соблюдение графика и ассортимента завоза продукции – 5 % от заработной платы (премия выплачивается только в случае отсутствия нареканий со стороны торговых предприятий).
В-третьих, предлагаются рекомендации, направленные на повышение сроков хранения хлебобулочных изделий.
В настоящее время на рынке хлебобулочных изделий существует тенденция увеличения доли упакованной продукции. В ООО «Европа» в качестве упаковочных материалов используются, уже ставшие традиционными, пленки (полипропиленовые и ПВХ) и пакеты.
Важность упаковки хлеба очевидна. Это, в первую очередь, защита от грязи и инфекций, которым может подвергнуться хлеб в процессе транспортировки, выкладке в торговых залах и непосредственно во время всего периода реализации в магазинах. Кроме того, упаковка обеспечивает более привлекательный внешний вид хлеба, а также дольше сохраняет свежесть и другие потребительские свойства продукта.
Однако, есть у упакованного хлеба и недостаток. Так независимо от материала упаковки, использующегося в настоящее время, теряется такое свойство свежего хлеба, как хрустящая корочка. В тоже время некоторые сорта хлеба (например, французский багет) немыслимы без наличия хрустящей корки. Новый тип пленки для упаковки горячего хлеба, разработанный компанией Силд Эйр позволяет решить эту проблему. Микроперфорированные термоусадочные пленки Силд Эйр – Opti 320, отвечают самым высоким требованиям к упаковке хлеба. Наряду с сохранением всех преимуществ традиционной упаковки, использование Opti 320 позволяет получить ряд дополнительных достоинств, важных для всей цепочки: производитель – продавец – потребитель. Так, возможность упаковки хлеба сразу по выходу из печи позволяет значительно повысить производительность труда, сократить время и затраты на охлаждение хлеба, что обеспечивает высокую эффективность производства.
Благодаря совместному действию усадки и микороперфорации влага, содержащаяся в горячем хлебе, моментально выжимается из упаковки, что позволяет сохранить хрустящую корочку у свежеиспеченного хлеба. Хорошая термоусадка и плотное облегание продукта точно повторяют и подчеркивают форму любого сорта хлеба и привлекают внимание покупателя к продукту, а не к упаковке. Благодаря отличным механическим свойствам пленки, хлеб защищен от механического повреждения.
Предлагается использование микроперфорированных термоусадочных пленок для упаковки французского багета, а также изделий из слоеного теста. Проведенное анкетирование руководителей предприятий розничной торговли позволило выявить, что внедрение мероприятия позволит увеличить объемы реализации продукции на 4 % в год, рост годового объема реализации составит 5 744 тыс. руб. (14 360 * 4 %). Планируемые сокращение запасов готовой продукции – 25 тыс.руб.
Проведем расчет планируемых показателей использования оборотных средств.
Таблица 10
Планируемые показатели оборачиваемости оборотных средств ООО «Европа»
Показатели |
2015 |
Проект |
Изменение |
|
Абсолютное |
% |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка, тыс.руб. |
14 360 |
20 220 |
5 860 |
40,81 |
Продолжение таблицы 10
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Средняя величина оборотных средств, тыс.руб. |
1 420 |
1 750 |
330 |
23,24 |
Оборачиваемость оборотных активов, количество раз |
10,11 |
11,55 |
1,44 |
14,24 |
Продолжительность оборота оборотных активов, дни |
36 |
31 |
-5 |
-13,89 |
Данные таблицы 10 показывают, что в результате реализации мероприятий, продолжительность оборота оборотных средств сократится на 5 дней, или на 13,89 %.
Выводы. Для повышения эффективности использования оборотных средств в ООО «Европа» рекомендовано:
1) в целях ускорения оборачиваемости оборотных средств предложено внедрение практики выездной торговли;
2) предложена рационализация маршрутов транспорта предприятия на основе использования собственного транспорта для доставки продукции оптовым покупателям сегмента средних и малых закупок (завоз товаров в собственный магазин осуществляется один раз в день в утренние часы);
3) для повышения длительности хранения хлеба на основе использования микроперфорированных термоусадочных пленок для упаковки французского багета, а также изделий из слоеного теста.
В результате реализации мероприятий, продолжительность оборота оборотных средств сократится на 5 дней, или на 13,89 %.
Заключение
Оборотные средства предприятия подразделяются на оборотные производственные фонды (материалы, топливо, корма, семена и другие материальные ценности, затраты на незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления и покупные, расходы будущих периодов) и фонды обращения: готовая продукция на складе и отгруженная потребителям, денежные средства в кассе, на счетах в банках и расчетах.