Файл: Имущественное налогообложение банков Российской Федерации.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Коммерческие банки как участники налоговых отношений
1.2. История возникновения и развития имущественного налогообложения в РФ
1.3. Характеристика и особенности организации имущественного налогообложения банковской сферы
2. Практические аспекты организации налогообложения имущества на примере коммерческого банка
2.1. Организационно-экономическая характеристика коммерческого банка
2.2. Организация системы имущественного налогообложения в коммерческом банке
2.3. Направления совершенствования имущественного налогообложения коммерческих банков
Когда же в России разразился экономический кризис, доходы бюджета резко упали, а расходы не уменьшались, внешние рынки капитала оказались недоступными, вспомнили о внутреннем источнике – о недвижимости, как наиболее стабильном и прозрачном объекте налогообложения. Налог на имущество, исчисленный по инвентаризационной стоимости (возможен только до 1 января 2020 года) [12]
Налог на имущество |
= |
Инвентаризационная |
x |
Коэффициент-дефлятор |
x |
Доля налогоплательщика в |
x |
Ставка налога |
Инвентаризационная стоимость – восстановительная стоимость с учетом износа и динамики роста цен на стройматериалы, работы и услуги на 1 января каждого года. Она учитывает только расходы, которые потребуются для воспроизводства точно такой же жилплощади с использованием аналогичных строительных и расходных материалов. И не учитывается этажность, местоположение, удаленность от метро и остановок общественного транспорта, рыночная стоимость и престижность района. Эту стоимость определяло бюро технической инвентаризации по месту нахождения имущества.
Последние сведения об инвентаризационной стоимости объектов и их правообладателях поступили в налоговые органы до 1 марта 2013 года. На их основе и будет исчисляться налог на имущество – но только до 1 января 2020 года, когда от инвентаризационной стоимости откажутся окончательно.
Коэффициент-дефлятор введен с 2014 года для того, чтобы и дальше корректировать инвентаризационную стоимость, зафиксированную в государственном реестре, на уровень инфляции. Этот коэффициент ежегодно устанавливается на следующий год. В 2013 году, когда в налоговые органы были представлены последние данные об инвентаризационной стоимости, дефлятор был принят равным 1 и действовал в 2014 году. А далее он увеличивается в соответствии с ростом инфляции в стране. На 2015 год дефлятор определен в размере 1,147.
Ставки налога на имущество в этой формуле зависят от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, всех объектов налогообложения в собственности налогоплательщика (с учетом его доли в общей собственности на каждый объект), расположенных в пределах одного муниципального образования, Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Установлены следующие ставки налога при суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на дефлятор [15]:
– до 300 тыс. рублей – 0,1%,
– 300–500 тыс. рублей – 0,1–0,3%,
– свыше 500 тыс. рублей – 0,3–2%.
Доля налогоплательщика в общей собственности на объект. Если квартира (жилой дом) находится в общей долевой собственности, то инвентаризационная стоимость умножается на размер доли того собственника, которому рассчитывается налог. При общей совместной собственности двух или трех человек у них одинаковые доли (по 1/2 или по 1/3). Когда собственник один, его доля равна 1.
Налог на имущество, исчисленный по кадастровой стоимости (возможен с 1 января 2015 года) [9]
Налог на имущество |
= |
Кадастровая стоимость |
- |
Налоговый вычет |
x |
Доля налогоплательщика в |
x |
Ставка налога |
Кадастровая стоимость определяется в результате государственной кадастровой оценки недвижимости с учетом ее целевого назначения, технических характеристик, местоположения и рыночной стоимости. Региональные власти принимают решение об оценке объектов недвижимости, формируют их перечни, выбирают по конкурсу независимых оценщиков (экспертов). Единый Росреестр недвижимости сам не занимается оценкой, а только получает готовые результаты и вносит их в свои базы.
Процедура оценки недвижимости регламентируется федеральным стандартом. Он предписывает, чтобы кадастровая оценка максимально соответствовала рыночной стоимости объекта и, чтобы использовался преимущественно метод массовой оценки. При этом методе выделяются группы объектов, сходных по техническим характеристикам и ключевым ценообразующим факторам (местоположение, материал стен, год постройки, наличие инфраструктуры и др.). Постоянное отслеживание реальных сделок с недвижимостью, средних рыночных цен за 1 кв. м позволяет оценщикам довольно точно по аналогии определять рыночную стоимость объектов в таких группах. Для группы моделируется единая оценочная формула, на основе которой рассчитывается величина кадастровой стоимости всех объектов недвижимости, входящих в группу. Определяется и кадастровая стоимость объекта недвижимости в расчете на единицу его площади. Умножение этой удельной величины на площадь оцениваемого объекта позволяет определить его кадастровую стоимость. Остается только правильно найти для оцениваемого объекта аналог в соответствующей группе [10].
Если аналог не найден, то используется затратный метод. Чаще это относится к строящимся объектам: учитывается стоимость строительных материалов и сделок с земельными участками, затраты на подключение к основным инженерным системам и т. п. При необходимости применяется доходный метод, который базируется на информации об арендных ставках, расходах на эксплуатацию и обслуживание недвижимости и других параметрах рынка аренды.
Оценщик независим – никто не вправе влиять на его оценки и выбираемый им метод. Но контроль над ним все же предусмотрен. Он готовит отчет по кадастровой оценке со всеми необходимыми расчетами и выкладками и представляет его в специальный институт экспертизы. Экспертизу отчета проводит комиссия, состоящая из участников саморегулирующейся организации оценщиков. В эту организацию должен входить и сам оценщик, тогда результаты его работы страхуются в рамках юридической ответственности. Если надзорная комиссия не выявит нарушений и ошибок, региональные власти утверждают отчет, и передают для регистрации в Единый Росреестр, а также в Фонд данных государственной кадастровой оценки. Законом установлено, что кадастровая оценка должна пересматриваться не реже одного раза в 5 лет. Но по решению региональных органов власти это может делаться чаще.
Местным властям дано право увеличивать размеры предусмотренных законом налоговых вычетов. Если при этом налоговый вычет превысит кадастровую стоимость, то налоговая база считается равной нулю, то есть налог на это имущество данному собственнику не начисляется.
Для коммерческой недвижимости, а также жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн рублей, налоговые вычеты отсутствуют.
Ставки налога на имущество. В новых условиях окончательные ставки налога на имущество устанавливают муниципальные власти. Но закон ограничивает их в диапазоне от 0,1 до 2% по видам недвижимости [13]:
– для жилых домов и помещений, гаражей и машиномест, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, хозяйственных строений и сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и, которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, – 0,1% кадастровой стоимости,
– для коммерческой недвижимости (торговые и офисные объекты) и жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн рублей, – 2%,
– для прочих объектов недвижимости – 0,5%.
Закон разрешил муниципальным властям уменьшать рекомендованную ставку с 0,1% до 0% или увеличивать до 0,3% – в зависимости от вида объекта, его кадастровой стоимости, местонахождения и территориальной зоны, в границах которой он расположен.
Доля налогоплательщика в общей собственности на объект. Ситуация та же, что и в предыдущей формуле, при использовании инвентаризационной стоимости.
Важно, чтобы объект налогообложения находился в собственности налогоплательщика и не использовался им в предпринимательской деятельности.
Отныне налоговая льгота, равная всей сумме сбора, предоставляется только на один объект налогообложения, но каждого вида (квартира или комната, жилой дом или дача, коттедж, гараж или машиноместо, хозяйственное строение или сооружение) – независимо от количества оснований для применения налоговых льгот. Объекты с кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей исключены из этого перечня.
Человек, имеющий право на налоговую льготу, должен обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы, подтвердив свое право документально. Если он уже пользовался льготой до 1 января 2015 года, то новое заявление не требуется [14].
Собственнику, у которого несколько квартир (или домов), желательно определиться, по какому из них ему выгоднее получать льготу, и подать уведомление о своем решении в налоговую инспекцию – обязательно до 1 ноября текущего налогового периода. Уведомление нужно сопроводить документами, подтверждающими право на налоговую льготу, опять же если она получается впервые. Если налогоплательщик проигнорирует такое уведомление, закон предписывает налоговикам предоставить ему налоговую льготу в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. Осталось только, чтобы они выполняли это требование, а не ссылались на «недостаток информации».
Закон начал действовать с 1 января 2015 года. Но на новый порядок определения налоговой базы по кадастровый стоимости переходят не все регионы, а только те, власти которых справились с масштабной кадастровой оценкой недвижимости, приняли постановления о таком переходе, определили ставки налога и льготы с учетом местной специфики в рамках, разрешенных федеральным законом. Тем же регионам, которые еще не готовы, разрешили продолжать взимать налог с инвентаризационной стоимости, скорректированной на уровень инфляции, но только до 1 января 2020 года.
За 2015–2019 годы они обязаны справиться с задачей и по мере готовности пополнить список регионов-первопроходцев. Многие регионы сделали это уже в 2016 году. У них появился серьезный стимул к этому, ведь имущественный налог поступает в скудные местные бюджеты. Теперь возможности увеличить эти поступления, определяя кадастровую стоимость и размер налоговых ставок, у властей расширились. По предварительным подсчетам, повышение налога на недвижимость ежегодно будет приносить муниципальным бюджетам области порядка 6 млрд рублей дополнительных поступлений. С 1 января 2020 года инвентаризационную стоимость при определении налогооблагаемой базы не будет использовать никто [17].
С января 2015 года на новый порядок перешли 28 регионов: Москва, Бурятия, Татарстан, Ингушетия, Башкортостан, Мордовия, Карачаево-Черкесия, Коми, Удмуртия, Московская, Новгородская, Ивановская, Владимирская, Нижегородская, Самарская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Архангельская, Псковская, Пензенская, Новосибирская, Сахалинская, Амурская, Магаданская области, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО.
Решение о применении нового порядка на территории данного региона с конкретной даты принимают региональные власти после утверждения результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества. Затем власти муниципальных образований должны конкретизировать положения федерального закона, учесть местную специфику.
Переходный период касается и регионов-первопроходцев. В данном случае законодатели проявили заботу о налогоплательщиках, решили не пугать их сразу, а наращивать налоговую нагрузку постепенно – в течение первых четырех налоговых периодов с начала перехода на новый порядок, по 20% в год.
Формула постепенного перехода от инвентаризационной к кадастровой стоимости при исчислении налога на имущество [12]:
Налог, подлежащий уплате |
= |
Налог, исчисленный исходя |
x |
Нарастающий коэффициент |
+ |
Налог, исчисленный исходя из |
x |
[1 – Нарастающий коэффициент] |
В этой формуле одновременно присутствуют налоги, исчисленные по кадастровой и по инвентаризационной стоимости, с удельным весом (коэффициентом), в сумме составляющим 1. В первый год перехода региона на новый порядок по воле законодателей коэффициент равен 0,2. Затем каждый следующий год он увеличивается на 0,2 пока не достигнет 1. В год, когда коэффициент достигнет 1, останется только налог, исчисленный по кадастровой стоимости, а налог, исчисленный по инвентаризационной стоимости, имея нулевой удельный вес, исчезнет.
Замысел законодателей проще пояснить на примере. Допустим, регион перешел на новый порядок с 2015 года. Этот год и будет первым налоговым периодом. Заплатить налог за него нужно было до 1 октября 2016 года. При определении имущественного налога за 2015 год коэффициент равен 0,2, за второй налоговый период, то есть за 2016 г. – 0,4, за 2017 г. – 0,6, за 2018 г. – 0,8, за 2019 г. – 1.
Посмотрим, как при этом ведет себя формула.
Налог 2015 |
= |
Налог по кадастровой стоимости |
x |
0,2 |
+ |
Налог по инвентаризационной стоимости |
x |
[1-0,2] |
Налог 2016 |
= |
Налог по кадастровой стоимости |
x |
0,4 |
+ |
Налог по инвентаризационной стоимости |
x |
[1-0,4] |
Налог 2017 |
= |
Налог по кадастровой стоимости |
x |
0,6 |
+ |
Налог по инвентаризационной стоимости |
x |
[1-0,6] |
Налог 2018 |
= |
Налог по кадастровой стоимости |
x |
0,8 |
+ |
Налог по инвентаризационной стоимости |
x |
[1-0,8] |
Налог 2019 |
= |
Налог по кадастровой стоимости |
x |
1 |
+ |
Налог по инвентаризационной стоимости |
x |
[1-1] |