Файл: Имущественное налогообложение банков Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О социальной справедливости определения налога на имущество на базе кадастровой стоимости, приближенной к рыночной, мы поговорили. Теперь обратим внимание на российскую специфику – «хотели, как лучше, получилось, как всегда».

Какие возможны чудеса, показывает ситуация с земельным налогом, который последние годы уже начислялся по кадастровой стоимости. В Подмосковье владельцы дачных участков в не самых близких к Москве и благоустроенных районах обнаружили, что кадастровая стоимость земли, по которой им насчитали налог, в разы превышает рыночную. По мнению экспертов, получилось это потому, что использовалась некорректная модель оценки земель. За основу была взята рыночная стоимость участков в дачных поселках с развитой инфраструктурой. Ее применили ко всем земельным участкам, в том числе и неосвоенным, которые стоят гораздо меньше. И подобных случаев немало. О точности и полноте кадастра говорят такие цифры: в 2013 году там было зарегистрировано 70 млн земельных участков, из них 29 млн по документам не имели границ [15].

Но если земельные участки есть далеко не у всех, то собственников квартир гораздо больше. И ошибки здесь будут более масштабными и болезненными. Многочисленные огрехи в государственном кадастре признают сами чиновники. Данные по зданиям, включая городские многоэтажки, переносились из баз бюро технической инвентаризации, где не было части сведений, нужных для оценки недвижимости. Многие жилые дома и земельные участки вместе со строениями на них регистрировались по дачной амнистии – тоже без уточнения сведений. В результате не всегда удается однозначно идентифицировать объект. У какого-то налогоплательщика возникла недвижимость, которой у него на самом деле нет, а кто-то, наоборот, выпал из-под налогообложения.

Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты России по этому поводу сказала: «Самый большой риск введения налога кроется в недостоверности правообладателей недвижимости и ее кадастровой стоимости. Контрольные проверки, проведенные Счетной палатой, показывают, что Государственный кадастр недвижимости содержит неполную, недостоверную и противоречивую информацию об адресах, площади и стоимости объектов капитального строительства и земельных участков. Сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков в Федеральной налоговой службе и Росреестре по состоянию на май 2013 года совпадали менее чем в половине случаев. В отличие от земли, жилой недвижимостью владеет абсолютное большинство граждан, включая членов семей собственников домов и квартир. Для недопущения ситуации, когда установление кадастровой стоимости жилья будет расцениваться как возможность пополнения бюджетов, необходимо законодательно ограничить возможности региональных и местных властей, произвольно и часто менять налогооблагаемую базу по земле и другой недвижимости».


Опыт других стран показывает, что кадастровая стоимость недвижимости должна быть меньше рыночной на 25–30%, чтобы существенно снизить количество случаев оспаривания кадастровой стоимости и размера налога несогласными собственниками. В России это правило не соблюдается, кадастровая стоимость ниже рыночной на 15–20%, а в ближайшем будущем, когда механизмы ее оценки будут отлажены, она, по мнению экспертов, приблизится к рыночной.

Кадастровую стоимость своей недвижимости собственник может получить по запросу на официальном сайте Росреестра. Если он не согласен с ее величиной, официально у него есть два основания для ее пересмотра: первое – ошибочность или неполнота данных, на базе которых проводилась оценка, например, в кадастровом паспорте была указана неверная площадь квартиры или иное количество комнат; второе – проведение альтернативной оценки рыночной стоимости квартиры независимым оценочным агентством (на дату, когда была установлена кадастровая стоимость). Нужно понимать, что кадастровая стоимость может быть снижена непроизвольно, а лишь до среднего рыночного уровня. Рыночная же стоимость определяется на основании отчета оценщика [20].

Для пересмотра кадастровой стоимости собственник должен обратиться с заявлением в Комиссию Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – не позднее 6 месяцев с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Комиссия в течение месяца обязана вынести решение об удовлетворении требования или отказе. Если это решение собственника не устроит, он может обратиться в суд. Изменения в государственный кадастр вносятся по решению суда. Если 6-месячный срок пропущен, придется идти в суд с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Последствия введения нового порядка можно будет оценить только после того, как в регионах будет закончена кадастровая оценка недвижимости, установлена ее реальная периодичность, конкретные налоговые ставки, льготы и вычеты. Пока же власти заверяют о гипотетическом снижении фискальной нагрузки на основную часть населения, а эксперты не исключают ее 10-кратное увеличение – и вовсе не для единиц несчастливцев. Собственники надеются на лучшее, но ожидают худшего.

Хотя бы приблизительно оценить, насколько оправдаются эти надежды и опасения, помогает знакомство с практикой стран, в которых налог на имущество давно исчисляется по стоимости, приближенной к рыночной. В них ставки налога на недвижимость выше, чем в России: Великобритания – 1,5%, Дания – 0,6–2,4%, Германия – 1–2,1%, США – 1,4%, Япония – 1,4%, Швеция – 0,7–1,2%, Нидерланды – 0,1–0,9%, Австралия – 0,35%, Испания – 0,3–0,4% [17].


1.3. Характеристика и особенности организации имущественного налогообложения банковской сферы

До 2016 г. уплата налога на имущество была далеко не самым актуальным вопросом для кредитных организаций.

Ситуация резко изменилась после вступления в силу в 2016 г. Положения Банка России от 22.12.2014 N 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях" (далее - Положение N 448-П).
Положение N 448-П было разработано Банком России на основе МСФО, переход на которые должен завершиться в российском бухгалтерском учете в достаточно сжатые сроки, поэтому проблемы, возникшие перед банками в связи с необходимостью применения Положения N 448-П, с 2017 г. ожидают и другие организации, так как нормативные правовые акты по учету основных средств на основе МСФО уже разработаны или будут разработаны в ближайшем будущем [6]:

- у некредитных финансовых организаций - Положение от 22.09.2015 N 492-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях", которое будет применяться с 2017 г.;

- у нефинансовых коммерческих и некоммерческих организаций - федеральный стандарт по бухгалтерскому учету "Основные средства", проект которого разработан Фондом "Негосударственный регулятор развития бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр", будет утвержден в 2016 г. и станет обязательным для применения с 2018 г. (п. 2 разд. I Программы разработки федеральных стандартов по бухгалтерскому учету, утвержденной Приказом Минфина России от 23.05.2016 N 70н); при этом многие организации, составляющие отчетность, в том числе и по МСФО, начнут применять его с 2017 г.;


- у бюджетных организаций - федеральный стандарт по бухгалтерскому учету для организаций государственного сектора "Основные средства", который первоначально предполагалось ввести в действие с 2017 г. (Программа разработки федеральных стандартов по бухгалтерскому учету для организаций государственного сектора, утвержденная Приказом Минфина России от 10.04.2015 N 64н).

Рассмотрим вопросы обложения налогом на имущество объектов, учитываемых кредитными организациями на счетах 619 "Недвижимость, временно не используемая в основной деятельности" и 620 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи", позиция Минфина России по которым была болезненно воспринята банками.

Проблема обложения имущества банков, учитываемого согласно Положению N 448-П на счетах 619 и 620, а также аналогичных объектов некредитных организаций возникла не сегодня, и методология ее решения сформировалась у Минфина России и ФНС России уже давно.
Как обоснованно указывал Минфин России, поддержанный ВАС РФ, решение вопроса об учете объектов недвижимости на счете "Основные средства" и признании их в качестве объекта обложения по налогу на имущество организаций не должно зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а определяется экономической сущностью объекта (Письмо от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35, Определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 758/08). Этот подход полностью удовлетворяет требованию п. 3 ст. 3 НК РФ о том, что налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, и применительно к налогу на имущество организаций это требование можно выразить так: облагается не номер счета бухгалтерского учета, а объекты, соответствующие по своей экономической сути нормативному определению основных средств. Поскольку принадлежность актива к основным средствам определяется правилами бухгалтерского учета, нельзя не отметить, что указанный порядок определения объекта обложения налогом на имущество в полном объеме согласуется с одним из важнейших принципов бухгалтерского учета - отражать в учете факты хозяйственной жизни исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, п. 1.12.8 Положения Банка России от 16.07.2015 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 385-П) [5].

Однако при этом нельзя забывать, что согласно ПБУ 6/01 и Положению N 448-П одним из условий признания актива основным средством является такой субъективный критерий, как отсутствие у организации намерения впоследствии перепродать объект. Тем самым данное волеизъявление становится неотъемлемой частью экономической сущности (содержания) объекта основных средств и экономического основания обложения его налогом на имущество организаций.


Логично было бы предположить, что решение рассматриваемого вопроса не должно зависеть также и от волеизъявления регулирующих органов, так как экономическая сущность объекта со временем не меняется и не зависит от экономической ситуации. Однако в отношении объектов, учитываемых банками на счете 620, эта гипотеза не подтверждается.

Cогласно определению, которое было введено в правила бухгалтерского учета кредитных организаций с 2015 г., недвижимостью, временно не используемой в основной деятельности, признается имущество (часть имущества) кредитных организаций, предназначенное для получения арендных платежей (за исключением платежей по договорам финансовой аренды (лизинга)), доходов от прироста стоимости этого имущества или того и другого, реализация которого в течение одного года с даты классификации в качестве недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, кредитной организацией не планируется (п. 11.1 Приложения 10 к Положению Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (в ред. Указания Банка Россииот 29.12.2016 N 2553-У), п. 11.1 Приложения 9 к Положению N 385-П, п. 4.1 Положения N 448-П) [6].

До 2016 г. такие объекты недвижимости учитывались на счете первого порядка 604 "Основные средства" (счета второго порядка 60408 "Недвижимость (кроме земли), временно не используемая в основной деятельности", 60409 "Недвижимость (кроме земли), временно не используемая в основной деятельности, переданная в аренду") (п. 11.9 Приложения 10 к Положению N 302-П, п. 11.9 Приложения 9 к Положению N 385-П). При этом сомнения в необходимости включения сумм по данным счетам в налоговую базу по налогу на имущество у банков практически не возникали, а если и появлялись, то регулирующие органы их решительно развеивали, указывая на то, что относимая к основным средствам недвижимость (кроме земли), временно не используемая в основной деятельности и учитываемая на счетах N N 60408 - 60411, признается объектом обложения по налогу на имущество организаций (Письма ФНС России от 14.08.2014 N ПА-4-11/16088, Минфина России от 21.03.2015 N 03-05-05-01/12, от 19.10.2014 N 03-05-05-01/82) [2].

На мой взгляд, это было совершенно обоснованно, так как согласно бухгалтерскому законодательству, как действовавшему в 2015 г., так и вступившему в силу с 2016 г. положению отраслевых нормативных документов по бухгалтерскому учету не должны противоречить актам федерального уровня (п. 2 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), п. 15 ст. 21 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)) [3].