Файл: Имущественное налогообложение банков Российской Федерации.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Коммерческие банки как участники налоговых отношений
1.2. История возникновения и развития имущественного налогообложения в РФ
1.3. Характеристика и особенности организации имущественного налогообложения банковской сферы
2. Практические аспекты организации налогообложения имущества на примере коммерческого банка
2.1. Организационно-экономическая характеристика коммерческого банка
2.2. Организация системы имущественного налогообложения в коммерческом банке
2.3. Направления совершенствования имущественного налогообложения коммерческих банков
Одна из основных задач совета по стандартам бухгалтерского учета, созданного в соответствии со ст. 25 Закона N 402-ФЗ Приказом Минфина России от 14.11.2015 N 145н, состоит в проведении экспертизы на предмет непротиворечия проектов отраслевых стандартов федеральным стандартам (пп. "б" п. 4 Приказа Минфина России от 14.11.2015 N 145н).
В пп. "а" п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (в настоящее время действующего в качестве федерального стандарта), установлено, что при выполнении прочих условий к основным средствам относятся активы, предназначенные, в том числе и для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Поэтому можно считать, что включение с 2015 г. недвижимости, временно не используемой в основной деятельности кредитных организаций, в состав счета по учету основных средств всего лишь приводило документ Банка России в соответствие с нормативным правовым актом Минфина России, как того и требовал Закон N 129-ФЗ [4].
Изменение с 2016 г. номера счета, на котором банки учитывают недвижимость, временно не используемую в основной деятельности, ее экономической сути и норм ПБУ 6/01 не изменило. Таким образом, надо признать справедливой позицию Минфина России о необходимости обложения банками налогом на имущество указанной недвижимости, учитываемой не на счете 604, а на счете 619 (Письмо от 05.02.2016 N 03-05-04-01/5884, доведенное до налоговых органов для использования в работе Письмом ФНС России от 18.02.2016 N БС-4-11/2665). Следует отметить, что использованный в этом Письме аргумент о том, что обложение налогом на имущество организаций должно зависеть от отраслевых особенностей бухгалтерского учета, тоже ненов. Так, еще в 1997 г., отвечая на предложение Банка России вывести из-под налогообложения объекты, учитываемые банками на счете учета расходов будущих периодов, Минфин России указал, что балансовые счета, используемые коммерческими банками для исчисления базы по налогу на имущество, отличаются от балансовых счетов, применяемых другими налогоплательщиками, только нумерацией, а не содержанием. Следовательно, принять предложение Банка России нельзя, поскольку на выбор статей баланса при определении базы для исчисления налога на имущество не оказывала влияния специфика деятельности того или иного налогоплательщика (Письмо от 27.01.1997 N 04-07-03). Аналогичным образом Минфин России отмечал, что особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, используются независимо от счетов бухгалтерского учета, на которых кредитной организацией учитываются активы, отвечающие признакам основных средств (Письмо от 11.04.2016 N 03-05-05-01/11960) [2].
Таким образом, можно сделать вывод о невозможности уменьшения налогооблагаемой стоимости недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, на величину обесценения в форме создаваемых банками резервов на возможные потери. При этом не вызвала возражений возможность увеличения указанной стоимости вследствие начисления амортизации не на первоначальную стоимость, как это предусмотрено п. 19 ПБУ 6/01, а на первоначальную стоимость, уменьшенную на расчетную ликвидационную стоимость (п. 4.9 Положения N 448-П).
2. Практические аспекты организации налогообложения имущества на примере коммерческого банка
2.1. Организационно-экономическая характеристика коммерческого банка
Коммерческий Банк «СДМ-БАНК» создан в соответствии с решением учредительного собрания пайщиков от 17.09.1991 г. в форме акционерного общества закрытого типа и зарегистрирован Главным управлением Центрального банка РСФСР по г. Москве 29.11.1991 г.
Коммерческий Банк «СДМ-БАНК» зарегистрирован Главным управлением Центрального Банка РСФСР по г. Москве 29 ноября 1991 года, регистрационный номер 1637. Центральный офис КБ "СДМ-БАНК" находится в Москве.
Среди учредителей и акционеров Банка - предприятия и компании различных отраслей бизнеса. Опыт и знания участников Банка в различных областях экономики способствуют развитию кредитной организации в качестве универсального финансового института, укреплению его позиций на финансовом рынке, сохранению традиционной устойчивости.
Цель создания кредитной организации - развитие многопрофильного финансового института, получение прибыли от основных видов деятельности кредитной организации, регламентируемых Уставом Банка и разрешенных законодательством РФ.
Миссия Банка - высокопрофессиональное обслуживание малого и среднего бизнеса.
КБ "СДМ-БАНК" является членом:
- Ассоциация российских банков (Московский банковский союз);
- Национальная фондовая ассоциация (саморегулируемая некоммерческая организация);
- Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);
- Московская межбанковская валютная биржа;
- Ассоциация региональных банков России;
- Некоммерческое партнерство «Московская фондовая биржа»;
- Некоммерческое партнерство «Фондовая биржа РТС»;
- Некоммерческое партнерство «Фондовая биржа «Санкт-Петербург»;
- Московская Торгово-промышленная палата России;
- Международная ассоциация Visa International;
- Международная ассоциация Europay International.
Под корпоративным управлением понимается общее руководство Банком, осуществляемое его Общим собранием акционеров, Советом директоров и включающее комплекс их отношений с Единоличным исполнительным органом, Коллегиальным исполнительным органом Банка и иными заинтересованными лицами. Основными направлениями корпоративного управления в Банке являются:
- Распределение полномочий, вопросов компетенции и подотчетности между органами управления, организация эффективной деятельности Совета директоров и исполнительных органов Банка;
- Определение и утверждение стратегии развития деятельности Банка и контроль ее реализации;
- Предотвращение конфликтов интересов, которые могут возникать между акционерами, членами Совета директоров и исполнительных органов, служащими, кредиторами, вкладчиками, иными клиентами и контрагентами Банка;
- Определение правил и процедур, обеспечивающих соблюдение принципов профессиональной этики;
- Определение порядка и контроль раскрытия информации о Банке;
- Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов Банка;
- Создание стимулов трудовой деятельности, обеспечивающих органами управления и служащими Банка всех действий, необходимых для достижения стратегических целей деятельности Банка
В «СДМ-БАНК» Структуру корпоративного управления составляют следующие органы:
- Общее собрание акционеров является высшим руководящим органом Банка. Оно принимает решения по основополагающим вопросам, относящимся к деятельности Банка в соответствии с компетенцией, определенной федеральными законами и Уставом Банка.
- Для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности Банка, его органов, должностных лиц, подразделений и служб, филиалов и представительств, Общим собранием акционеров ежегодно избирается Ревизионная комиссия Банка, которая постоянно действующим органом внутреннего контроля Банка.
- Совет директоров - это коллегиальный орган управления Банка который осуществляет общее руководство его деятельностью, за исключением решения вопросов, отнесенных федеральными законами и Уставом Банка к компетенции Общего собрания акционеров Банка.
Совет директоров возглавляет Председатель Совета директоров, который помимо организации работы Совета директоров, возглавляет два Комитета при Совете директоров, а именно:
-
- Комитет по управлению рисками при Совете директоров – это коллегиальный орган, который осуществляет формирование рекомендаций для Совета директоров по управлению, контролю, анализу всех принятых Банком рисков.
- Комитет по внутреннему контролю при Совете директоров – это коллегиальный орган, который осуществляет формирование рекомендаций для Совета директоров в отношении системы внутреннего контроля Банка и деятельности Службы внутреннего контроля Банка.
- Комитет по вознаграждению при Совете директоров – это коллегиальный орган, который осуществляет выработку принципов и критериев определения размера вознаграждения и материального стимулирования членов Совета директоров, Председателя Правления и членов Правления Банка, а также Заместителей Председателя Правления.
Под непосредственным контролем Совета директоров в Банке создана и функционирует Служба внутреннего контроля (внутреннего аудита), основной целью которой является осуществление внутреннего контроля в Банке, а также содействие органам управления Банка в обеспечении эффективного функционирования Банка. Служба внутреннего контроля подотчетна Совету директоров Банка. Единоличный исполнительный орган Банка – Председатель Правления Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется Председателем Правления, который без доверенности действует от имени Банка, а также возглавляет Правление Банка и организует его работу.
Председателю Правления Банка подчинена Служба финансового контроля, которая отвечает за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, программ его осуществления и иных внутренних организационных мер в указанных целях, а также за организацию представления в уполномоченный орган по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сведений в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативными актами Центрального Банка Российской Федерации.
Главный бухгалтер Банка, возглавляет бухгалтерскую службу Банка, обеспечивает организацию бухгалтерского учета и несет ответственность за формирование учетной политики Банка, ведение бухгалтерского учета, осуществление бухгалтерских операций, своевременную подготовку и представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в регулирующие и контрольные органы.
Правление является коллегиальным исполнительным органом Банка, осуществляет руководство его деятельностью в пределах компетенции Правления, определенной Уставом Банка.
2.2. Организация системы имущественного налогообложения в коммерческом банке
Рыночная экономика ориентирует деятельность банка на максимизацию прибыли от операций при минимизации рисков. Полученные банком прибыль или убытки представляют собой показатели, обобщающие результаты пассивных и активных операций и отражающие влияние всех факторов, воздействующих на деятельность банка.
Анализ финансового результата осуществляется с использованием вертикального и горизонтального анализа финансовых результатов, расчета и оценки степени зависимости прибыли, рентабельности от отдельных факторов.
В анализе эффективности банковской деятельности можно выделить следующие этапы [30]:
- Оценка доходов и расходов банка;
- Оценка эффективности активных операций;
- Оценка эффективности привлеченных средств;
- Анализ процентной маржи и процентного дохода банка;
Цели анализа финансовых результатов:
- Оценить эффективность деятельности коммерческого банка в целом и в разрезе отдельных банковских операций;
- Выявить факторы, в наибольшей степени влияющие на финансовые результаты;
- Определить направления повышения эффективности и сформировать рекомендации по дальнейшей работе.
Динамика доходов и расходов КБ «СДМ-БАНК» за 2014-2016 годы представлена в таблице 1.
Таблица 1. Динамика доходов, расходов и прибыли КБ «СДМ-БАНК» за 2014-2016 гг, тыс.руб.
Наименование показателей |
Год |
Изменение, +/- |
Темп роста % |
|||||
2014 |
2015 |
2016 |
2016 г. к 2014 г. |
2016 г. к 2015 г. |
2016 г. к 2014 г. |
2016г. к 2015 г. |
||
Процентные доходы |
2248676,00 |
2528100,00 |
2888487,00 |
+639811,00 |
+360387,00 |
28,45 |
14,25 |
|
Процентные расходы |
930925,00 |
1012339,00 |
1305598,00 |
+374673,00 |
+293259,00 |
40,24 |
28,96 |
|
Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) |
1317751,00 |
1515761,00 |
1895657,00 |
+577906,00 |
+379896,00 |
43,85 |
25,06 |
|
Изменение резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, а также средствам, размещенным на корреспондентских счетах |
-153844,00 |
-131628,00 |
-110483,00 |
-43361,00 |
-21145,00 |
1,81 |
3,93 |
|
Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) после создания резерва на возможные потери |
1163907,00 |
1384133,00 |
1628658,00 |
+464751,00 |
+244525,00 |
39,93 |
17,66 |
|
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, имеющимися в наличии для продажи |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0 |
0 |
|
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, удерживаемыми до погашения |
9004,00 |
-25006,00 |
-28080,00 |
+19076,00 |
+3074,00 |
11,86 |
12,29 |
|
Чистые доходы от операций с иностранной валютой |
104800,00 |
129588,00 |
151294,00 |
+46494,00 |
+21706,00 |
14,36 |
16,75 |
|
Комиссионные доходы |
470069 ,00 |
573095,00 |
849011,00 |
+378942,00 |
+275916,00 |
80,61 |
48,14 |
|
Комиссионные расходы |
88586,00 |
126656,00 |
150987,00 |
+62401,00 |
+24331,00 |
70,44 |
19,21 |
|
Изменение резерва на возможные потери по ценным бумагам удерживаемым до погашения |
5559,00 |
1904,00 |
594,00 |
-4965,00 |
-1310,00 |
0,68 |
1,19 |
|
Изменение резерва по прочим потерям |
-26073,00 |
-35526,00 |
-49749,00 |
+23767,00 |
+14223,00 |
90,80 |
40,03 |
|
Прочие операционные доходы |
148124,00 |
150436,00 |
151157,00 |
+3033,00 |
+721,00 |
02,04 |
1,004 |
|
Чистые доходы(расходы) |
1564369,00 |
2062880,00 |
2457985,00 |
+893616,00 |
+395105,00 |
57,12 |
19,15 |
|
Операционные расходы |
1181994,00 |
1323980,00 |
1694284,00 |
+512290,00 |
+370304,00 |
43,34 |
27,96 |
|
Прибыль до налогообложения |
382375,00 |
738900,00 |
933495,00 |
+551120,00 |
+194595,00 |
44,13 |
26,33 |