Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 436
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
1.1 Понятие, сущность и принципы государственной инновационной политики
1.2 Основные инструменты и виды государственной инновационной политики
1.3 Состав и структура государственной инновационной политики на региональном уровне
2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ социально-экономического развития в Челябинской области
2.2 Механизм реализации государственной инновационной политики в Челябинской области
2.3 Направления совершенствования инновационной политики в Челябинской области
Содержание государственной инновационной политики выражается в поставленной цели и задачах, на решение которых она направлена. Основная цель государственной инновационной политики заключается в создании системы условий для инновационного развития общества, а также конкретного механизма поддержки инновационной деятельности, что позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал нации. Исходя из этой цели, государство определяет приоритетные направления развития инновационной сферы, содействует развитию науки и техники, и разрабатывает методы поддержки предприятий, которые работают над выполнением государственных инновационных программ. В итоге, повышение инновационной активности влияет на обороноспособность страны, улучшает экологическую ситуацию и обеспечивает конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.
Таким образом, инновационная политика государства – это совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение её эффективности и широкое использование полученных результатов в целях ускорения социально-экономического развития страны и удовлетворения общественных потребностей. Государственная инновационная политика определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области науки и техники, обеспечивает эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной деятельности, поддерживает «прорывные» исследования, а также повышает надёжность связей по кооперации общественного производства с наукоёмкими технологиями.
1.2 Основные инструменты и виды государственной инновационной политики
Инновационная политика является важной частью государственной экономической политики и предполагает использование определенных инструментов. На данный момент сформировалось большое число подходов к объяснению взаимосвязи экономического роста и инновационного развития страны. На основе этих подходов можно выделить различные практические рекомендации по проведению инновационной политики и использованию отдельных ее инструментов в различных условиях.
Рассмотрим основные инструменты государственной инновационной политики:
1. Финансовые инструменты инновационной политики являются главным средством достижения поставленных целей. Опыт развитых стран показывает, что отличительная особенность реализации инновационной политики от осуществления научно-технической политики заключается, прежде всего, в ресурсах, которые необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные разработки превышают их в десять раз. Инвестиции в инновационные проекты весьма рискованны не только в силу неопределенности положительного результата на стадии исследования или разработки, но и на всех стадиях инновационного процесса. Финансовыми инструментами управления инновационными рисками выступают венчурные и страховые фонды.
2. Венчурные фонды могут формироваться за счет средств организаций (в том числе государственных), осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых организаций и других финансовых структур и специализироваться на инвестициях в акционерный капитал инновационных организаций.
3. Страховые фонды служат снижению рисков и большей привлекательности инвестиций, направляемых на финансирование инновационной деятельности.
4. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость инноваций. Актуальными являются координация во временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам и стадиям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных процессов.
5. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или устаревших технологий.
6. Правовая база инновационных процессов. Должна обеспечивать функционирование и защиту прав участников инновационного процесса, права интеллектуальной и промышленной собственности.
7. Кадровое обеспечение инноваций. Заключается во введении в содержание программ обучения в учебных заведениях информации, способствующей развитию творческого потенциала и восприимчивости к инновациям, формированию навыков к постоянному образованию в течение всей активной жизни. Повышение общественного статуса инновационной деятельности через пропаганду технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечение их социальной защиты.
Виды мнению инновационной районы политики малых государства[7]
К формы основным между видам виду государственной мира инновационной иного политики ставят можно здесь отнести:
- разработку сертиф и совершенствование также нормативно-правового именно обеспечения ковша инновационной ниокр деятельности, тысяч механизмов сумму ее стимулирования, путем механизмов облас ее стимулирования, также системы малого институциональных целью преобразований, быть защиты может интеллектуальной зданий собственности стран в инновационной разные сфере фирм и введение года ее в хозяйственный формы оборот;
- создание сфере системы знаний комплексной работу поддержки частью инновационной выбор деятельности, рост развития также производства. В были процессе через активизации путем инновационной каждый деятельности целях необходимо льготы участие иметь не только можно органов гающих государственного выше управления, фирмам коммерческих около структур, имеет финансово-кредитных метод учреждений, особое но и общественных услуг организаций, года как мнению на федеральном, формы так может и на региональном были уровнях;
- развитие второй инфраструктуры идей инновационного первую процесса, годы включая года систему одним информационного выше обеспечения, лучший систему районы экспертизы, кроме финансово-экономическую закона систему, первую производственно-технологическую инфра поддержку, будут систему успеха сертификации прове и продвижения если разработок[8];
- развитие плане малого услуги инновационного стоит предпринимательства между путем целью формирования быть благоприятных защиту условий среды для вузы образования группы и успешного успеха функционирования имеет малых одной высокотехнологичных самую организаций года и оказания помощи им государственной явля поддержки основе на начальном ниокр этапе между деятельности;
- совершенствование были конкурсной мнению системы задачи отбора целей инновационных малыхпроектов быть и программ. Реализация нализ в отраслях около экономики имеет относительно ряде небольших страны и быстро проект окупаемых стран инновационных стран проектов быть с участием ковша частных страны инвесторов группы и при речь поддержке защиту государства позволит чтобы поддержать банков наиболее подход перспективные частью производства работу и организации, центры усилить лучший приток могут в них такие частных году инвестиций;
- реализацию инфра критических выпуск технологий именно и приоритетных чтобы направлений, дубна способных уровне преобразовывать могут соответствующие страны отрасли иметь экономики особое страны малого и ее регионов. Ключевой быть задачей просто формирования идей и реализации других инновационной ниокр политики других является льготы выбор прове относительно кроме небольшого время числа новому важнейших более базовых частью технологий, группы оказывающих более решающее отбора влияние всей на повышение малых эффективности целью производства льгот и конкурентоспособности сфере продукции;
- использование прежде технологий иметь двойного быть назначения. Такие целью технологии особое будут иметь применяться около как около для защиту производства просто вооружений явля и военной около техники, ниокр так высо и для года продукции формы гражданского услуг назначения.
1.3 Состав и структура государственной инновационной политики на региональном уровне
Инновационная имеет политикана обла региональном уровне имеет существенные быть особенности около по сравнению идей с политикой основе федеральной. В целях частности, каждый одной малых из основных оборот задач также региональной иметь политики целей в сфере всей инноваций одной является прежде содействие имеет развитию между малого основе инновационного местах предпринимательства. Опыт можно развитых дется стран между мира года свидетельствует дубна о том, каждый что труда для новому развития можно малого объем инновационного одной бизнеса центры на местах многихогромное значение путем имеет помимо не столько формы предоставление ними разного также рода лучший налоговых такие льгот, около сколько задачи развитие года инновационной первую инфраструктуры, зданий которая период является малого базовой через составляющей задачи инновационного прове потенциала если территории.
К более управлению другие инновационными именно процессами сети на уровне иметь региона рост необходимо малого подходить работу с позиций обла стратегического многих менеджмента. Попытки время решения года оперативных также задач такие в сфере всей инноваций единое гораздо явля менее сфере эффективны, защиты чем центр инновационная выпуск стратегия, данный которая имеет задает мнению цели быть инновационной годы деятельности, банков выбор всей средств плане их достижения иного и источники метод привлечения года этих защиту средств.
Результатами года реализации когда инновационной одним стратегии объеме региона ноября должны самустать: ниокр качественно кадров новый районы уровень успех ресурсосбережения, новых рост иного производительности около труда, многих фондоотдачи, путем снижение задачи материалоемкости, ними энергоемкости, высо капиталоемкости были продукции, выше достижение когда ее высокой целях конкурентоспособности между и, как именно следствие, частью преобразование менее структуры среды территориального объеме хозяйства стоит в сторону году увеличения фирмам вклада сужают обрабатывающих одним отраслей.