Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 449
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
1.1 Понятие, сущность и принципы государственной инновационной политики
1.2 Основные инструменты и виды государственной инновационной политики
1.3 Состав и структура государственной инновационной политики на региональном уровне
2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ социально-экономического развития в Челябинской области
2.2 Механизм реализации государственной инновационной политики в Челябинской области
2.3 Направления совершенствования инновационной политики в Челябинской области
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена интенсивным развитием института инноваций, возросшим интересом к сущности государственной инновационной политики и её роли в жизни общества. Ввиду отсутствия единого закона, регламентирующего инновационную деятельность в Российской Федерации, термины и понятия в сфере инноваций достаточно размыты, что затрудняет определение роли государства в инновационном процессе, проведение мониторинга и оценки эффективности национальной и региональной инновационных систем.
В настоящее время происходит развитие института инноваций, представлений о функциях и задачах государственной инновационной политики, ее сущности и роли в жизни общества. Причиной тому, стремительные изменения, происходящие в самой системе государственного управления не только в России, но и в мире. Сложная экономическая ситуация, вызвавшая мировой финансовый кризис, заставляет лидеров стран задуматься о возможных тенденциях и закономерностях социально-экономических процессов. Сегодня Россия столкнулась с серьезными вызовами, экономика находится в состоянии стагнации, существуют пределы роста, преодолеть которые возможно с помощью инновационной модели развития страны и модернизации всей структуры государственного управления.
Есть риск поглощения позитивных тенденций негативными изменениями, и важной задачей на данном этапе, по мнению Президента России и Премьер министра, является повышение эффективности и устойчивости национальной экономики. За счет повсеместного внедрения инноваций возможно улучшение инфраструктуры, модернизация социальной сферы и формирование максимально благоприятной среды для предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Государственная поддержка инновационной деятельности как одно из ключевых направлений государственной инновационной политики – важнейшее условие на пути инновационного развития общества.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена интенсивным развитием института инноваций, возросшим интересом к сущности государственной инновационной политики и ее роли в жизни общества. Ввиду отсутствия единого закона, регламентирующего инновационную деятельность в Российской Федерации, термины и понятия в сфере инноваций достаточно размыты, что затрудняет определение роли государства в инновационном процессе, проведение мониторинга и оценки эффективности национальной и региональной инновационных систем.
Цель курсовой работы - на основании комплексного изучения подходов к разработке и реализации государственной инновационной политики (на примере Челябинской области) и обосновать оптимальные механизмы ее совершенствования в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы государственной инновационной политики региона;
- провести анализ инновационной политики в Челябинской области;
- исследовать направления совершенствования инновационной политики в Челябинской области
Объектом исследования является инновационная политика Челябинской области.
Предметом исследования являются инструменты и механизмы формирования и реализации инновационной политики Челябинской области.
Методологическим основанием курсовой работы послужили методы системного и структурно-функционального, анализа, методы системного анализа и синтеза обработки статистических данных, методы экономико-математического анализа оценки эффективности существующих программ и предложенных мероприятий.
Теоретической основой послужили научные и нормативные материалы, Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы статистики РФ и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, данные Правительства Челябинской области; материалы, содержащиеся в периодических изданиях, информационной сети INTERNET.
Структура работы определена целями и задачами работы.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи, определён объект исследования.
В первой главе Теоретические основы государственной инновационной политики региона раскрыты теоретические вопросы государственной инновационной политики.
Во второй главе Анализ инновационной политики в Челябинской области дан анализ состояния социально-экономического развития региона и механизмы государственной инновационной политики.
В заключении сформулированы основные выводы.
На основе проведенного исследования предложены практические мероприятия направленные на совершенствование инновационной политики в Челябинской области.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
1.1 Понятие, сущность и принципы государственной инновационной политики
В современных условиях одним из наиболее важных факторов глобальной конкуренции становятся инновации. Степень развития национальной инновационной системы формирует основу устойчивого экономического роста и является важным фактором конкурентоспособности региона. Несмотря на то, что инновации являются неотъемлемой частью любого воспроизводственного процесса, понятийный аппарат государственной инновационной политики разработан не полностью. В отечественной и зарубежной литературе прослеживаются различные взгляды на сущность и содержание инноваций и инновационных процессов.
Впервые понятие «инновация» появилось в научных исследованиях культурологов в XIX веке, и означало введение элементов одной культуры в другую. Термин произошел от латинского слова «innovatio», что переводится как обновление, перемена. Дальнейшее развитие теория инновационных процессов получила уже в начале XX века благодаря исследованиям Николая Дмитриевича Кондратьева и Йозефа Шумпетера. Работая над теорией экономических циклов, Кондратьев обосновал возникновение больших циклов сопровождающимися изменениями в обществе, крупными социальными потрясениями, появлением новых открытий, значимых изобретений и нововведений в области техники, технологии, организации труда и управления. Понижательные волны, напротив, характеризуются началом кризиса, переходящим в состояние экономической депрессии и стагнации.
Опираясь на теорию Н. Д. Кондратьева, можно заключить, что важную роль в развитии общественных процессов играет не только возникновение очагов инноваций и скорость их диффузии в экономическом пространстве, но и непосредственное применение модернизирующих нововведений на практике, которое возможно лишь при наступлении благоприятных финансовых условий для их реализации. Главную роль в изменениях экономической жизни общества Кондратьев отводил научно-техническим инновациям. Его концепцию развил австрийский экономист Й. Шумпетер, который впервые ввёл термин «инновация» в научный оборот. В 1911 году в своей работе «Теория экономического развития» учёный определил инновацию (новую комбинацию) как средство предпринимательства для получения прибыли. Шумпетер выделил пять характерных изменений в экономическом развитии на основе инноваций. По мнению экономиста, любое изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, транспортных и производственных средств, рынков и форм организации в промышленном производстве могло называться инновацией[1].
Тем не менее, инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое существенно повышает эффективность действующей системы, и основано на использовании достижений науки, передового опыта и результатов научно-технического прогресса. То же касается подмены понятий «инновация» и «открытие». Открытие не является целенаправленным результатом системного поиска и не преследует целью получение коммерческой выгоды. Инновация, напротив, может стать следствием научного открытия, воплощается в форме инновационного проекта и является конечным продуктом инновационного процесса[2].
Инновационная деятельность является неотъемлемой частью инновационного процесса и направлена, прежде всего, на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологий их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и внешнем рынках.
Государство играет огромную роль в инновационной деятельности, и успех в её стимулировании является главным показателем качества государственного управления экономикой. Государственная инновационная политика – это комплекс целей и методов воздействия органов государственной власти на социально-экономические процессы, связанные с повышением эффективности инновационной деятельности. Она является составной частью социально-экономической политики, с помощью которой определяются цели, направления, а также формы деятельности органов государственной власти в области науки и техники.
Стратегическая цель государственной инновационной политики – «разработка и реализация системы мер государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, повышение её эффективности в целях ускоренного социально-экономического развития страны, роста общественного благосостояния, повышения конкурентоспособности отечественного производства и обеспечения национальной безопасности государства в условиях глобализации мировой экономики.
Государственная инновационная политика имеет сложную структуру, важнейшими элементами которой являются субъекты, объекты и методы осуществления инновационной политики. В качестве объекта инновационной политики государства следует выделить инновационное развитие общества, а также инновационные процессы, технологии и отношения. Становление инновационной экономики в России невозможно без формирования инновационного общества, способного воспринимать, генерировать новации, развивать инновационное производство и предпринимательство[3].
В качестве объекта инновационной политики государства следует выделить инновационное развитие общества, а также инновационные процессы, технологии и отношения. Становление инновационной экономики в России невозможно без формирования инновационного общества, способного воспринимать, генерировать новации, развивать инновационное производство и предпринимательство[4].
Субъектами государственной инновационной политики являются органы государственной власти и местного самоуправления, научное сообщество и субъекты инновационного предпринимательства (промышленные и финансовые объединения, отдельные индивиды, принимающие участие в коммерциализации инноваций, создающие новые технологии и влияющие на государственную инновационную политику в целом). Предметом государственной инновационной политики является новый или усовершенствованный продукт либо технологический процесс, используемый в практической деятельности и получивший коммерческую реализацию[5].
Сущностной основой государственной инновационной политики остаются главные методы организации отношений инновационной сферы: моделирование, прогнозирование и планирование. К принципам государственной инновационной политики относят демократизм, законность, гласность, неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Особенность государственной инновационной политики в том, что она носит комплексный, системный характер, отдельные инструменты её реализации должны быть взаимоувязаны. Государственная инновационная политика формируется Правительством России в соответствии со стратегией социально-экономического развития государства на среднесрочный и долгосрочный периоды исходя из возможностей развития инновационного потенциала страны, привлечения инвестиций и подготовки профессиональных кадров[6].
Безусловно, успешная государственная инновационная политика является одним из ключевых индикаторов развития страны, что в окончательном счёте способствует приращению национального богатства посредством существующего инновационного потенциала (совокупности различных материально-производственных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и других ресурсов). Инновационный потенциал также оказывает значительное влияние на развитие производительных сил, улучшение благосостояния населения, рост социально-экономических показателей.