Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 440
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
1.1 Понятие, сущность и принципы государственной инновационной политики
1.2 Основные инструменты и виды государственной инновационной политики
1.3 Состав и структура государственной инновационной политики на региональном уровне
2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ социально-экономического развития в Челябинской области
2.2 Механизм реализации государственной инновационной политики в Челябинской области
2.3 Направления совершенствования инновационной политики в Челябинской области
Под технопарком подразумевается сертиф научно-производственный лучший территориальный могуткомплекс, услуг главная имеет задача частью которого имеет состоит новому в формировании работы максимально быть благоприятной ряде среды собой для ниокр развития итогов малых собой и средних частью наукоемких немало инновационных лучший фирм-клиентов. При основе этом, технопарки плане по сравнению выше с инкубаторами между подразумевают граммы создание данный более году разнообразной работы инновационной между среды, разные позволяющей одной предоставлять около более особое широкий центр спектр плане услуг уровне по поддержке сумму инновационного важной предпринимательства туры путем успех развития путем материально-технической, важной социально-культурной, малого информационной малого и финансовой быть базы ниокр становления работу и развития уровне деятельности центр малых ниокр и средних вузы инновационных права предприятий.
Основной просто структурной нализ единицей одной технопарка целях является номи центр. Обычно отбора в структуре второй технопарка прове представлены[10]:может
- инновационно-технологический кроме центр;
- учебный сфере центр;
- консультационный просто центр;
- информационный были центр;
- маркетинговый были центр;
- промышленная здесь зона.
Каждый года из центров около технопарка ниокр предоставляет ковша специализированный особое набор между услуг, года например, льготы услуги дубна по переподготовке банков специалистов, между поиску каждый и предоставлению других информации другие по определенной новому технологии, когда юридические целях консультации помимо и т.п. В задачи состав края технопарка фирм в качестве новых его нализ отдельного быть структурного дется элемента задачи может целях входить выше инкубатор.
Необходимо такие отметить, года что группы парки гающих как кадров элемент труда инновационной такие инфраструктуры ниокр в разных просто странах фирм получили ставят разные здесь определения. Если года в России за сфере ними защиту закрепилось проект название «технологические быть парки» («технопарки») или «научно-технологические услуг парки», кадров то в США малого эти завод структуры уровне называются работы преимущественно «исследовательскими таким парками», среды в Великобритании -«научными услуг парками», туры в КНР - «научно-промышленными около парками».
Технополис, который сумму нередко целью называют может также году научным многих городом малых или оборот наукоградом, имеет представляет услуг собой разные крупный страны современный ниокр научно-промышленный ниокр комплекс, фирм включающий инфра университет районы или года другие идей вузы, онного научно-исследовательские дубна институты, работы а также единое жилые оборот районы, уровне оснащенные между культурной дубна и рекреационной сети инфраструктурой.явля
Информационно-технологические стран системы.
Одним такие из ключевых малых элементов года инновационной виде инфраструктуры оборот многих помимо стран среды являются малого информационно-технологические выбор системы. Эти рост системы стать основаны одним на базах оборот данных, прежде содержащих около самую одной разнообразную прежде информацию гающих о субъектах объеме и результатах облас инновационной такие деятельности, единое включая кадров информацию льготы об инновационных ниокр продуктах, объем услугах, число технологиях, инфра научных ставят и инновационных своей организациях, сужают объектах центр интеллектуальной виде собственности целей и т.п.
Управление объеме инновационным дется развитием успеха региона - это итогов государственное гающих воздействие скому на социально-экономическую облас систему года региона дется с целью успеха качественного менее изменения защиту воспроизводственного иметь процесса, подход сопровождающееся лучший использованием малого результатов страны инновационной зданий деятельности, мирастановлением быть инновационной междуинфраструктуры здесь региона, ковша эффективным сети взаимодействием может субъектов ниокр инновационного были процесса, через приводящее только к экономическому туры росту, успеха улучшению дубна социально-экономических кроме показателей оборот и проявляющееся, кроме в первую служат очередь, местах увеличением сужают доли целей товаров число инновационной частью деятельности формы в общем фирм объеме если валового имеет регионального малого продукта.
2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ социально-экономического развития в Челябинской области
Челябинская область - один из основных индустриальных, динамично развивающихся регионов Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа. Челябинской области, как и Российской Федерации, необходимо осуществить экономическую и социальную модернизацию, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность ответить на вызовы современного мира.
Челябинская область представляет собой индустриально-аграрный развитый регион Российской Федерации. Она расположена на границе Европы и Азии, в южной части Уральских гор и прилегающей Западно-Сибирской равнины. На севере регион граничит со Свердловской областью, на востоке - с Курганской, на юге - с Оренбургской, на западе - с республикой Башкортостан и на юго-востоке - с Республикой Казахстан.
Численность населения Челябинской области по данным на 1 января 2019 года составляет 3 492 740 человек (10 место в Российской Федерации). Плотность населения - 39,5 человек/квадратных километров. Городское население составляет 82,9 %. Наиболее крупные города: Челябинск (1198,9 тыс. человек), Магнитогорск (418,2 тыс. человек), Златоуст (168,0 тыс. человек), Миасс (151,9 тыс. человек) и Копейск (147,6 тыс. человек).
Ожидаемая продолжительность жизни в Челябинской области в 2017 году по предварительным данным составила 71,5 лет, что несколько ниже, чем в целом по Российской Федерации (72,7 лет).
Челябинская область занимает 13 место по объему валового регионального продукта среди субъектов Российской Федерации. Объем валового регионального продукта Челябинской области с 2005 по 2016 год в действующих ценах увеличился в 3,6 раза: с 350 млрд. рублей в 2005 году до 1260,7 млрд. рублей в 2016 году (по Российской Федерации - рост в 3,8 раза).
Далее рассмотрим основные показатели социально-экономического развития Челябинской области за 2018 год (Таблица 2.1).
Таблица 2.1
Основные показатели социально-экономического развития Челябинской области за 2018 год
Показатели |
Единица измерения |
2018 г. |
2018 г. в % 2017 г. |
Декабрь 2018 г. |
|
декабрю 2017 г. |
ноябрю 2018 г. |
||||
Индекс промышленного производства |
% |
х |
100,1 |
104,4 |
107,3 |
Добыча полезных ископаемых |
% |
х |
106,1 |
106,5 |
97,4 |
Обрабатывающие производства |
% |
х |
99,2 |
104,5 |
107,7 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха |
% |
х |
105,2 |
102,6 |
120,4 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
% |
х |
103,3 |
94,2 |
78,8 |
Инвестиции в основной капитал |
млн. рублей |
259 365,6 |
125,5 |
х |
х |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м |
1 515,8 |
106,9 |
97,8 |
в 2,2 р. |
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» |
млн. рублей |
121 365,7 |
112,2 |
98,6 |
110,2 |
Продукция сельского хозяйства |
млн. рублей |
120 915,6 |
96,8 |
108,5 |
120,4 |
Грузооборот автомобильного транспорта по крупным и средним организациям |
млн. т-км |
3 116,0 |
117,4 |
121,3 |
89,5 |
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области, в том числе внутренние обороты (по данным Минфина) |
млн. рублей |
176 996,0 |
117,2 |
х |
х |
Прибыль прибыльных организаций по крупным и средним предприятиям |
млн. рублей |
211 344,6 |
124,0 |
х |
х |
Среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения |
рублей |
23 899,0 |
102,1 |
107,5 |
147,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% |
х |
97,3 |
104,5 |
153,0 |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника по полному кругу организаций |
рублей |
34 980,3 |
108,8 |
110,1 |
121,3 |
Реальная заработная плата |
% |
х |
105,9 |
106,4 |
120,5 |
Просроченная задолженность по заработной плате на 01.01.2019 г. |
млн. рублей |
7,7 |
х |
в 4,5 р.б. |
97,0 |
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
518 609,5 |
103,7 |
100,4 |
114,6 |
Объем платных услуг населению |
млн. рублей |
153 698,4 |
103,6 |
101,2 |
105,5 |
Численность зарегистрированных безработных на 01.01.2019 г. |
тыс. человек |
21,5 |
х |
80,5 |
104,4 |
Индекс потребительских цен |
% |
х |
102,7 |
103,5 |
100,7 |
Индекс цен производителей промышленных товаров |
% |
х |
111,3 |
107,9 |
97,2 |
Экспорт |
млн. долл. |
5 253,0 |
105,7 |
х |
х |
Импорт |
млн. долл. |
2 772,3 |
102,8 |
х |
х |
Наибольшая доля валового регионального продукта создается в организациях видов деятельности: «Обрабатывающие производства» (35,5 процента), «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (12,5 процента), «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (10,6 процента), «Транспорт и связь» (8,4 процента), «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (6,7 процента), «Строительство» (5,4 процента).
Индекс производительности труда в Челябинской области в 2018 году вырос на 0,3 процента к предыдущему году, что ниже, чем по Российской Федерации (рост на 0,9 процента), но лучше, чем у других субъектов Уральского федерального округа, у которых отмечен спад производительности труда.
Реальные располагаемые доходы населения в 2017-2018 годах снизились во всех субъектах Уральского федерального округа и по России в целом, однако в Челябинской области в 2018 году спад был менее глубоким (94,7 процента к 2016 году). В 2016 году в результате снижения реальных располагаемых доходов увеличилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, которая составила 14,1 процента, что превысило показатели РФ (13,4 процента) и субъектов Уральского федерального округа.
Положительные тенденции социально-экономического развития области в 2018 году (в % к 2017 году):
- индекс промышленного производства увеличился на 0,1%, в т.ч. добыча полезных ископаемых – на 6,1%, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха – на 5,2%, водоснабжение;
водоотведение, организация сбора и утилизации отходов – на 3,3%, - объем работ в строительстве – на 12,2%;
- грузооборот автомобильного транспорта – на 17,4%;
- ввод жилых домов – на 6,9%;
- налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета – на 17,2%;
- прибыль прибыльных организаций по крупным и средним предприятиям – на 24,0%;
- численность безработных на 01.01.2019 г. снизилась на 19,5% по сравнению с уровнем на 01.01.2018 г.;
- оборот розничной торговли – на 3,7%;
- объем платных услуг населению – на 3,6%;
- реальная заработная плата – на 5,9%;
- экспорт – на 5,7%, импорт – на 2,8%.
Отрицательные тенденции в 2018 году (в % к 2017 году):
- объем продукции сельского хозяйства снизился на 3,2%;
- производство труб стальных – на 21,5%;
- реальные располагаемые денежные доходы населения – на 2,7%.