Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
1.1 Понятие, сущность и принципы государственной инновационной политики
1.2 Основные инструменты и виды государственной инновационной политики
1.3 Состав и структура государственной инновационной политики на региональном уровне
2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ социально-экономического развития в Челябинской области
2.2 Механизм реализации государственной инновационной политики в Челябинской области
2.3 Направления совершенствования инновационной политики в Челябинской области
2.2 Механизм реализации государственной инновационной политики в Челябинской области
Система социально- экономических характеристик региона определяет как возможности, так и специфические инструменты управления инновационным развитием региона. В этой связи рассмотрим характеристики инновационного развития Челябинской области, а также региональные инновационные программы и проблемы, связанные с их реализацией.
Челябинская область занимает лидирующее положение по затратам на технологические инновации. Основным источником финансирования исследований и разработок являются государственные средства (85,9 %), которые в большей степени распределяются в соответствии с целевыми программами развития инновационной деятельности.
В Челябинской области целевые программы инновационного развития реализуются с 2005 года. Целевые программы «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» показали низкую степень эффективности, т. е. плановые значения программных индикаторов достигнуты не были, что объясняется наличием проблем в области реализации механизма управления инновационным развитием.
Целью государственной инновационной политики Челябинской области в рамках стимулирования инновационной деятельности является формирование региональной инновационной системы, способствующей внедрению инновационной продукции (технологий) в серийное производство.
Сегодня в Челябинской области функционирует более двухсот организаций, выполняющих исследования и разработки (Таблица 2.2)[11].
Таблица 2.2
Организации, выполняющие исследования и разработки
Организации |
Годы |
|||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||
Всего, |
593 |
514 |
497 |
376 |
237 |
239 |
232 |
208 |
199 |
224 |
268 |
|
государственный сектор |
17 |
18 |
17 |
16 |
16 |
16 |
25 |
20 |
18 |
18 |
19 |
|
сектор высшего образования |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 |
11 |
13 |
13 |
14 |
14 |
22 |
|
сектор малых инновационных предприятий |
551 |
471 |
453 |
333 |
197 |
197 |
180 |
159 |
152 |
178 |
210 |
|
предпринимательский сектор |
15 |
15 |
17 |
17 |
13 |
15 |
14 |
15 |
14 |
13 |
16 |
|
сектор некоммерческих организаций |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
В институциональной структуре научной сферы Челябинской области наблюдается диспропорция:
- основу институциональной структуры составляет негосударственная наука, доля коммерческих предприятий, выполняющих исследования и разработки, в 2018 году составила 84,3 процента от общей совокупности организаций научной сферы Челябинской области;
- более всего развит сектор малых инновационных предприятий, в 2018 году их количество составило 210, а удельный вес в общей совокупности организаций научной сферы 78,4 процента.
Количество малых предприятий за период 2009 - 2018 годов сократилось в 2,6 раза, в основном за счет ликвидации микропредприятий, инновационная деятельность которых не дала положительных результатов.
В таблице 2.3 и на рис. 2.1 приведено распределение общих затрат на инновации по основным категориям в Челябинской области за 2014-2018 год. В области 34 высших учебных заведения, среди них Южно-Уральский и Челябинский государственные университеты, агроинженерный и педагогический университеты, медицинская академия и академия физической культуры и другие. Выполнение научно-исследовательских работ и проектно-конструкторских разработок в области осуществляет 40 организаций.
Таблица 2.3
Распределение общих затрат на инновации по основным категориям в Челябинской области за 2014-2018 год, %
Расходы на инновацию |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Среднее за 5 лет |
Машиностроение |
8,70 |
12,10 |
32,00 |
33,00 |
35,00 |
24,16 |
Металлургия |
47,80 |
24,00 |
17,00 |
16,00 |
12,00 |
23,36 |
Прочие затраты |
43,50 |
63,90 |
51,00 |
51,00 |
53,00 |
52,48 |
Расходы областного бюджета |
0,19 |
0,78 |
0,63 |
0,14 |
0,26 |
0,40 |
По оценке Министерства экономического развития Челябинской области в 2017 году общий объем научных исследований и разработок, выполненных организациями Челябинской области, составил 7558 миллионов рублей, что на 121,3% больше, чем в 2016 году и на 166,2% больше, чем в 2018 году (Рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Распределение общих затрат на инновации по основным категориям в Челябинской области за 2014-2018 год, %
Общий объем научных исследований и разработок, выполненных высшими учебными заведениями Челябинской области, за 2005 год составил 254,3 миллиона рублей, что на 129,1% больше, чем в 2004 году и в 2,6 раза больше, чем в 2001 году.
По заказам сторонних организаций научные исследования и разработки в 2005 году выполнены на сумму 180,2 миллиона рублей, что составляет 29,2% от общего объема НИР, и в 3,1 раза больше, чем в 2014 году (59,2% от общего объема НИР). Эти показатели свидетельствуют о возрастающей заинтересованности предприятий и организаций во внедрении передовых научных исследований и разработок, выполненных высшими учебными заведениями области.
Между тем, несмотря на существующие трудности, у Челябинской области имеются хорошие предпосылки, чтобы занять лидирующие позиции среди регионов РФ в области инновационного развития (Таблица 2.4).
Таблица 2.4
Сильные и слабые стороны инновационной среды Челябинской области
Состав |
Инновационная сфера Челябинской области |
|
ляющие |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Правовая среда |
|
Сложности в реализации механизмов защиты объектов интеллектуальной собственности как внутри страны, так и за рубежом |
Научная и образовательная сфера |
Более 60 организаций, выполняющих научные исследования и разработки; более 700 заявок на патенты ежегодно; 3 закрытых административно-территориальных образования, национальный исследовательский университет и 51 высшее учебное заведение |
Преобладание государственного финансирования инновационной деятельности (85,9 % в 2019 году) |
Инновационная инфраструктура |
1. Инновационные технопарки:
2. Бизнес - инкубаторы:
3. ООО «Челябинский инновационный центр» |
Несогласованность действий элементов инновационной инфраструктуры |
Инновационная инфраструктура |
4. Фонды:
5. Челябинский центр научно-технической информации - филиал Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития» Министерства энергетики Российской Федерации 6. Южно-Уральская торгово-промышленная палата, центр интеллектуальной собственности 7. ЗАО Управляющая компания «Сбережения и инвестиции» 8. ОАО «РОСНАНО» 9. ОАО «Российская венчурная компания» |
|
Эксплуатационная сфера |
Около 6 тысяч передовых производственных технологий; 692 выданных патентов; более 3,5 тысячи организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии; 11,5 % инновационная активность организации; Около 16 тыс. персонала, занятого исследованиями и разработками |
Степень износа основных средств составляет 49 %; недостаточный уровень внутреннего спроса на разработки |
Необходимо подчеркнуть, что законодательное регулирование инновационной деятельности в Челябинской области является одним из совершенных среди субъектов УрФО. Приняты Законы Челябинской области «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области», «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» и др. Однако, как показывает статистика, их отдача остается неэффективной. Экономические перспективы Челябинской области, как и большинства регионов России при сохранении нынешней узкой промышленной специализации зависят от конъюнктуры внутреннего и мирового рынков металла. При этом имеются возможности для превращения экономического потенциала области в основной фактор, обеспечивающий переход производственно-социального комплекса на инновационный путь развития. Это свидетельствует о необходимости создания механизма управления инновационным развитием, организации взаимодействия научной, кадровой, производственно-технологической, финансовой составляющих и диверсификации производства, посредством которого будет происходить трансферт инновационной инфраструктуры на промышленные предприятия с целью разработки инновационных проектов и продуктов.
В основу механизма управления инновационным развитием должно быть положено интегрирование инновационной инфраструктуры области, состоящей из интеграторов передовых технологий, инновационного инкубатора, венчурных предприятий, отраслевых технопарков и непосредственно промышленных предприятий, и системы финансирования, основанной на принципах частного государственного партнерства, представленной федеральными и региональными фондами поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, областными целевыми программами и закрытиями паевыми инвестиционными фондами, объединяющими также средства банков, инвестиционных фондов и частных инвесторов.
Именно программно-целевой подход к управлению инновационным развитием позволяет увязать в единую цепочку приоритетные социальноэкономические и научно-технические задачи развития региона, ограниченные материальные, финансовые, человеческие и временные ресурсы, а также согласованно решить федеральные и региональные задачи.
Помимо этого, применение программно-целевых методов в региональном планировании и управлении позволяет органично соединять государственное планирование и регулирование с рыночным саморегулированием экономики, т. е. государственное вмешательство при решении приоритетных проблем развития приводит к созданию каталитических эффектов в других отраслях экономики. Создание эффективного механизма управления инновационным развитием создает высокую степень вероятности достижения намеченного уровня инновационного развития региона.
2.3 Направления совершенствования инновационной политики в Челябинской области
Стратегия малого социально-экономического номи развития услуг Челябинской частью области помощи на период услуги до 2035 года (далее - Стратегия) разработана одним во исполнение нализ распоряжения малых Правительства года Челябинской года области между от 6 марта 2017 г. № 89-рп «О стран разработке целей стратегии целей социально-экономического услуг развития одной Челябинской ниокр области формы на период новому до 2035 года»[12]в малых соответствии город с Федеральным зданий законом малого от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О успеха стратегическом число планировании туры в Российской году Федерации» (далее - Федеральный просто закон № 172-ФЗ)[13]и всех Законом сфере Челябинской быть области ними от 27 ноября 2014 г. № 63-ЗО «О ними стратегическом также планировании года в Челябинской льгот области» (далее - Закон кроме Челябинской вузы области № 63-ЗО)[14].
Стратегия около является более логическим речь продолжением закона Стратегии социальноэкономическогоразвития фирм Челябинской фирм области одним до 2020 года, будут утвержденной малых постановлением если Законодательного обычно Собра-ния кадров Челябинской данный области около от 26 марта 2014 г. № 1949 (далее - Стратегия виде социально-экономического высо развития между Челябинской ниокр области данный до 2020 года), разные и обеспечивает группы преемственность будут стратегических частью приоритетов, также целей путем и задач частью и переход быть к новому немало этапу если развития также Челябинской фирм области ниокр с использованием иного современных объеме механизмов такие управления, задачи основанных ряде на передовом сертиф опыте выбор российских около регионов.немало Основные малого целевые просто индикаторы малого по принятым инфра сценариям также Стратегии другие социально-экономического путем развития уровне Челябинс-кой собой области успех до 2020 года успеха преимущественно целях в реальном тысяч секторе можно не достигнуты, формы соответственно, малого в основном сфере величина когда отклонения виде составляет нализ более 10 процентов.