Файл: Оптимизация числа складов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 499

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках предварительного анализа вариантов расширения складской площади в компании проведено исследование услуг других логистических операторов.

Выяснено, что компании-операторы на рынке логистических услуг Санкт-Петербурга, как правило, не предлагают в аренду складские площади. Они, также как и «Логопарк Интер», предлагают услуги склада, например:

  • ответственное хранение товара,
  • сортировка,
  • перетарка,
  • взвешивание,
  • погрузо-разгрузочные работы и т.д.

Все работы тарифицируются. В структуре тарифа учтены все накладные расходы склада: заработная плата персонала, оплата коммунальных услуг, административно-хозяйственные расходы, расходы на техническое обслуживание, ремонт. Это существенно упрощает взаимодействие с клиентом, поскольку не требуется множество документов и счетов: клиент оплачивает услуги по тарифу, в рамках одного договора. В свою очередь, клиентов привлекает реализованный принцип «одного окна»: ему не нужен свой штат складских работников, грузчиков, водителей погрузчиков, ветеринаров, охранников. Кроме того, клиенту не нужно держать на балансе непрофильные основные фонды: складское оборудование (стеллажи и проч.), погрузчики и проч., или постоянно взаимодействовать с лизинговой компанией по поводу такого оборудования. Ведь основные фонды амортизируют, устаревают, требуют постоянного технического контроля и обслуживания. Если эти функции будет выполнять дистрибутор мясного сырья, то это будет сильно отвлекать от основного бизнеса, что немедленно обернется падением его рентабельности.

Кроме услуг склада, владельцы логистических комплексов, также как и «Логопарк Интер», могут предлагать в аренду офисные помещения для размещения клиентов склада в непосредственной близи от товара. С одной стороны, это удобно клиенту. С другой стороны, если сам комплекс логистики расположен на окраине города, или за ее пределами, то иметь офис там не всем и не всегда удобно. Многим потенциальным арендаторам не нравятся непривлекательные характеристики бизнес-центра «на окраине», расположенного среди складов. Пионер арендует офис на Васильевском острове, и даже в случае расширения бизнеса не планирует переезжать.

Таким образом, еще до этапа проведения технико-экономических расчетов можно сформулировать перечень условий в пользу пользования услугами профессиональных логистических операторов. Вот эти условия:

  1. Не нужно нанимать дополнительный персонал, и, как следствие, увеличивать базу по страховым взносам (можно, конечно, нанять складских работников по договорам подряда и т д., но все это отнимает время отдела персонала, и влечет т.н. транзакционные издержки);
  2. Не нужно приобретать и ставить на баланс дорогостоящее складское оборудование, технику; можно, конечно, использовать лизинг оборудования, если будут найдены подходящие варианты;
  3. Не нужно создавать выделять специальную службу текущего технического обслуживания и ремонта оборудования и техники;
  4. Не нужно взаимодействовать с такими органами, как СЭС (это входит в функции логистического оператора), ОАО Водоканал (по оплате или проблемам с водоснабжением), ОАО «Новосибэнерго» (по оплате или проблемам с электроэнергией);

То есть, покупая услуги профессиональных компаний, клиент, в данном случае, Пионер, может полностью сосредоточиться на ведении основного бизнеса – взаимодействия с поставщиками и клиентами, заключения новых контрактов, разработки и предложения дополнительных услуг и сервисов, скидок и проч.

Существует два основных варианта технико-экономических расчетов для принятия решения в пользу выбора одной из двух альтернатив: покупка услуг имеющихся складских комплексов или строительство и эксплуатация своего склада.

Первый вариант расчетов носит в большей степени теоретический характер. Он предполагает:

  1. Определение потребной складской площади;
  2. Оценку грузооборота безразличия;
  3. Расчет постоянных и переменных издержек хранения;
  4. Расчет реальных объемов хранения и их сравнение с грузооборотом безразличия.

На основе расчетов делается вывод о том, что выгоднее – иметь свой склад для хранения, или использовать сторонний. На последнем шаге производится калькуляция капитальных затрат на строительство собственного склада и вычисляется период окупаемости затрат. В данном варианте не исследуется возможность строительства или приобретения складского помещения, например, в Новосибирске (то есть маркетинговый анализ).

Второй вариант расчетов носит больше практический характер. Он предполагает:

  1. Маркетинговый анализ возможности строительства собственного склада в Новосибирске (строительство «с нуля», или реконструкция долгостроя, законсервированных производственных мощностей). Основной момент - наличие необходимой инженерной инфраструктуры (водоснабжение, эл/энергия), наличие пятна земли под застройку, если речь идет о новом строительстве;
  2. Оценка расходов на капитальное строительство нового склада или реконструкцию имеющегося здания, в том числе расчет стоимости необходимого оборудования: холодильные камеры, поддерживающее оборудование, стеллажи и проч.;
  3. Определение источников и стоимости финансирования капитального строительства: собственные или привлеченные источники, или и те, и те, в определенной пропорции. Собственные источники: нераспределенная (накопленная) прибыль прошлых периодов, текущие доходы. Привлеченные средства: займы у частных лиц, банковские кредиты;
  4. Оценку объема накладных расходов при использовании услуг стороннего склада (например, по данным свежей управленческой или бухгалтерской отчетности);
  5. Финансовый прогноз роста издержек по услугам стороннего склада в связи с увеличением грузооборота (скажем, потребуется на 2-5 человек больше грузчиков, кладовщиков, на 2-3 единицы больше техники (погрузчиков) и т.д.). Горизонт расчетов - 3-5 лет;
  6. Финансовый прогноз текущих эксплуатационных и накладных расходов при использовании собственного склада, найма персонала, лизинга техники. Горизонт расчетов - 3-5 лет;
  7. Финансовый прогноз доходов и расходов компании в обоих случаях. Горизонт расчетов - 3-5 лет;
  8. Расчет окупаемости капитального строительства собственного склада, с учетом прогнозных доходов и текущих расходов ведения бизнеса и управления складом. На этом этапе может оказаться, что строительство окупается не ранее, чем через 8-10 лет (проекты подобного типа имеют такие сроки окупаемости). В этом случае рекомендуется сразу отказаться от строительства своего склада;
  9. Сравнение экономической эффективности полученных результатов: как расходы на складскую логистику влияют на текущую прибыль компании в обоих случаях. Если выяснится, что они полностью «съедают» прибыль, или обуславливают убытки компании, то необходимо выбирать наименее затратный вариант.

Рассмотрим данные о структуре логистических издержек на создание и поддержание складских запасов на складе. Эти данные представлены в Таблице 8.

Таблица 8.

Структура логистических издержек на создание и поддержание складских запасов

Группа затрат

Удельный вес в общих логистических издержках, %

Средний удельный вес в структуре общих логистических издержек, %

Диапазон изменения в структуре общих логистических издержек, %

Капитальные затраты

82,00

15,00

8 – 40

Затраты на хранение

3,25

2,00

0 – 4

Затраты на текущее обслуживание

0,75

1,05

0,5 – 2

Ущерб от рисков (перекладывается на поставщика или покупателя товаров)

14,00

1,20

0,5 – 2

Суммарные затраты

100

19,25

9 – 50

Как видно, наибольшая доля приходится на капитальные затраты: они должны окупить себя в срок. Ценообразование у клиента, в данном случае у Петербургской компании, на услуги склада, как правило, состоит в добавлении к себестоимости продукции общих логистических издержек, и они, по статистике, составляют в среднем 32% стоимости запасов.

В Таблице 9 представлена раскладка основных статей издержек:

Таблица 9.

Основные группы логистических издержек

Группы логистических издержек

Величина в % от средней стоимости продукции

Капитальные затраты (если компания сама закупает оборудование)

15

Складские операции

4

Страхование логистических рисков (ответственности логистического оператора (как экспедитора), груза)

1

Амортизация складов и оборудования

8

Затраты, связанные с устареванием запасов на складах

3

ИТОГО

32

В складской системе норма капитальных затрат (косвенных издержек) пропорциональна общим инвестициям в складское хозяйство.

Издержки, связанные с физическим старением в общем случае пропорциональны общим инвестициям в товарные запасы.

Пока страховой полис сохраняет силу, страховая сумма будет постоянной вне зависимости от колебаний уровня запасов. Но страховой полис периодически пересматривается, и, следовательно, страховые издержки могут претерпевать изменения при колебаниях запасов.


Издержки на эксплуатацию склада могут совсем не зависеть от уровня запасов, или наоборот, часть издержек будет изменяться более или менее пропорционально уровню запасов.

Что касается объема капитальных затрат, то, капитальные затраты на строительство склада, при условии, что найдено «пятно» с готовой инженерной инфраструктурой, составляют от 150 до 250 долл./кв м площади.

Если общая площадь здания под склад составит, к примеру, 1500 кв м, то капитальные затраты будут от 225 до 375 тыс. долл. К этому необходимо добавить затраты на оборудование, необходимые согласования и разрешения.

В среднем, затраты на строительство склада на 1 кв. м полезной площади (то есть фактической площади хранения товара, при общей площади здания 1500 кв м полезная площадь составит порядка 1150 кв. м) могут составить от 290 до 400 тыс. долл., или от 8 700 млн.руб. до 12 000 млн. руб. (при курсе доллара 30 руб.). Это только капитальные затраты.

При показателе прибыли к распределению в 2013году более 17 млн. руб. и в 2014 году более 17 млн. руб. создается впечатление, что компания способна осуществить проект строительства собственного склада.

Основой для принятия решения является полученное значение так называемого "грузооборота безразличия" (см. Рисунок 4), при котором затраты при хранении запаса на собственном складе равны расходам за пользование услугами наемного склада (абсцисса точки пересечения графиков функций F3 и Z).

Рис. 2 Принятие решения о пользовании наемным складом

Этот рисунок представляет собой графическое решение данной задачи. Рассмотрим, из чего оно состоит. Функция F1 принимается линейной и определяется на базе расценок за выполнение логистических операций.

График функции F параллелен оси абсцисс, так как постоянные затраты Cпост не зависят от грузооборота. Сюда относятся расходы на аренду складского помещения Cаренд, амортизация техники Cаморт, оплата электроэнергии Cэл, заработная плата управленческого персонала и специалистов Cзарпл:

(1)

График функции Z строится на основании тарифной ставки за хранение товаров на наемном складе. Зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота Z определяется по следующей формуле:

, (2)

где:

a - (тариф на услуги наемного склада) суточная стоимость использования 1 м2 грузовой площади наемного склада;


365 - число дней хранения на наемном складе за год;

Sн - потребная площадь наемного склада, м2, расчет которой выполняется по формуле (оплачиваемая площадь):

(3)

где:

З - размер запаса в днях оборота, дней;

T - годовой грузооборот, т/год;

Д - число рабочих дней в году;

q - нагрузка на 1 м2 площади при хранении на наемном складе, т/м2.

График функции строится из предположения, что она носит линейный характер. Определим грузооборот безразличия аналитически. Для этого нам понадобятся следующие данные:

F1 = 1500*T (руб/т)

F2 = 10000 (тыс. руб./год)

a = 340 (руб./м2)

365 - число дней хранения на наемном складе за год;

З = 30 (дн.)

Д = 250 (дн.)

q = 4,8 (т/м2)

Отсюда мы можем определить потребную площадь наемного склада Sн (по формуле 2) :

Sн =

Теперь подставив полученное значение потребной площади в формулу 3, получим зависимость затрат на хранение на наемном складе от грузооборота:

Определим грузооборот безразличия, при котором F3 = z. Для этого сначала найдем F3 – общие затраты:

F3=F1+F2

F3=1500T+10000

Теперь зная общие затраты на хранение на собственном и наемном складе, определим грузооборот безразличия:

1500T+10000=3103T

T=10000/1603=6,24(тыс. т/год), т.е.

Т=6240 т/год

Сравним данный результат с графическим. Чтобы решить данную задачу графически составим расчетную таблицу (см. Табл. 10)

Таблица 10

Расчетная таблица для графического решения

Т ( т/год)

F1 (тыс. руб./т)

F3 (тыс. руб./год)

Z

Sн (м2)

1000

1500

11500

3103

25

2000

3000

13000

6205

50

3000

4500

14500

9308

75

4000

6000

16000

12410

100

5000

7500

17500

15513

125

6000

9000

19000

18615

150

7000

10500

20500

21718

175

8000

12000

22000

24820

200

9000

13500

23500

27923

225

10000

15000

25000

31025

250

11000

16500

26500

34128

275

12000

18000

28000

37230

300

13000

19500

29500

40333

325

14000

21000

31000

43435

350

15000

22500

32500

46538

375

16000

24000

34000

49640

400

17000

25500

35500

52743

425

18000

27000

37000

55845

450

19000

28500

38500

58948

475

20000

30000

40000

62050

500