Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 498
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Развитие и размещение складов на предприятии
1.1 Задачи, связанные со складами при проектировании логистических систем
1.2 Принятие решения о пользовании услугами наемного или собственного склада
1.3 Выбор оптимального варианта складской подсистемы в условиях экономического кризиса
Глава 2. Планирование складской деятельности на ООО «Пионер»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Пионер»
2.2 Организация складского хозяйства на предприятии
2.3 Выбор оптимального варианта складской подсистемы на предприятии ООО «Пионер»
В отделе складской логистики должность менеджера исполняют два человека, и один человек занимает должность руководителя отдела. Выше названные должностные обязанности менеджера по складской логистике распределены между всеми работниками отдела.
В настоящее время компания, как указывалось, пользуется услугами одного из логистических операторов в Сибирском регионе ООО «Логопарк Интер». Компания «Логопарк Интер» владеет теплыми, холодными и рефрижераторными складами. Так, имея рефрижераторный склад на Юге города Новосибирск (пять холодильных секций, общая площадь которых составляет 11 тыс. кв м, площадь одной секции колеблется от 1 402 до 3 191 кв м), компания оказывает следующие складские услуги:
-
-
- прием на ответственное хранение товара с посуточной оплатой;
- приемка и отправка груза авто- и ж/д транспортом;
- срочное хранение (срок определяет клиент);
- современная технология стеллажного хранения Jungheinrich (Германия) – 6-ярусное хранение паллетированного груза; физический размер паллетоместа составляет 0,8 х 1,2 х 1,6. Количество условных паллетомест в секциях составляет от 3800 до 5200.
-
Если предполагается долгосрочное пользование услугами склада компании, как у Новосибирской группы, компания «Логопарк Интер» работает на условиях предоплаты на срок 3 месяца.
Ответственное хранение товара Петербургской группы осуществляется в холодильной секции, общая площадь секции под хранением в 2014 году составила 450 кв м. Данная площадь была определена расчетным путем, исходя из среднегодового товарооборота за 2014 год. Так, закупка в 2014 году составила 17 350 тонн, реализация 17 3500 тонн, то есть весь товар, закупленный в течение года, был реализован. По данным компании, среднее число дней хранения товара на складе составляет 30. Тогда по формуле:
(1)
где:
З - размер запаса в днях оборота, дней;
T - годовой грузооборот, т/год;
Д - число рабочих дней в году;
q - нагрузка на 1 м2 площади при хранении на наемном складе, т/м2,
можно найти искомую потребную площадь склада. В 2014 году она составляла 433,75 кв м:
В отдельные месяцы запас товара обуславливал увеличение площади единовременного хранения, поэтому в среднем на хранение товара компании отводилось 450 кв. м.
ООО «Логопарк Интер», являясь профильным логистическим оператором в сфере как складской, так и транспортной логистики, предоставляет в аренду складскую технику, персонал. Таким образом, Петербургской группе не приходится держать на балансе ненужную для ежедневной деятельности складскую технику, а также штатных работников. Аренда техники и персонала происходит по предоплате. Перечень услуг склада и тарифы на услуги (по состоянию на начало 2015 года) представлен в таблице 2.
Таблица 2
Услуги на рефрижераторном складе ООО «Логопарк Интер» и их стоимость
Название услуги |
Тариф (расчет на месяц) |
Стоимость в год |
Ответственное хранение товара, USD/т; USD/кв м |
1,1 |
13,2 |
0,88 |
10,56 |
|
Взвешивание товара, USD/т |
0,4 |
4,8 |
Сортировка, USD/т |
0,98 |
11,76 |
Погрузо-разгрузочные работы, в т.ч.: |
||
Паллетированный груз, USD/т |
1,5 |
18 |
Не паллетированный груз, USD/т |
1,8 |
21,6 |
Справочно: аренда офисов (мин и макс), USD/м2/сутки; USD/м2 |
0,7 |
255,5 |
0,9 |
328,5 |
В стоимость услуг, указанных в Таблице 2, включена аренда складской техники и оплата труда работников склада. Основная услуга, используемая Петербургской компанией, - это ответственное хранение товара.
2.3 Выбор оптимального варианта складской подсистемы на предприятии ООО «Пионер»
В период с 1997 по 2001 год компания наращивала свое присутствие на рынке замороженного мяса Сибири РФ, и в 2001 году ее доля реализации составляла 1,4%, или порядка 7700 тонн говядины и 6720 тонн свинины всего сбыта ежегодно. С 1997 года по настоящее время, в связи с процессами укрупнения рыночных игроков, доля компании в относительном выражении не возрастала, хотя в абсолютном выражении компания ежегодно продолжала увеличивать объемы импорта и реализации мясного сырья. Данные об объемах и темпах прироста представлены в Таблице 3.
Таблица 3.
Объемы и темпы прироста ежегодных закупок ООО «Пионер»
год |
Говядина замороженная, тонн |
прирост, % |
Свинина замороженная, тонн |
прирост, % |
Всего, тонн |
2007 |
7700 |
6720 |
14420 |
||
2011 |
7950 |
3,2% |
6800 |
1,2% |
14750 |
2012 |
7970 |
0,3% |
6850 |
0,7% |
14820 |
2013 |
8200 |
2,9% |
6890 |
0,6% |
15090 |
2011 |
8240 |
0,5% |
7050 |
2,3% |
15290 |
2012 |
8600 |
4,4% |
7600 |
7,8% |
16200 |
2013 |
9100 |
5,8% |
7880 |
3,7% |
16980 |
2014 |
9250 |
1,6% |
8100 |
2,8% |
17350 |
Согласно данным предварительной финансовой отчетности компании, выручка от реализации товара в 2014 году составила 1 980 млн. руб., а себестоимость реализации 1 338 млн. руб., обеспечив валовую прибыль 340 млн. руб. Коммерческие расходы компании составили 291 млн. руб. Данные представлены в Таблице 4.
Таблица 4.
Данные отчета о прибылях и убытках компании
(тыс. руб.)
Название показателя |
2013 год |
2014 год |
Выручка (с НДС) |
1 811 240 |
1 980 257 |
Выручка (без НДС) |
1 535 026 |
1 678 268 |
Себестоимость |
1 223 811 |
1 338 012 |
Валовая прибыль |
311 215 |
340 256 |
Коммерческие расходы |
265 068 |
291 132 |
Управленческие расходы |
24 476 |
26 760 |
Прибыль от продаж |
21 671 |
22 364 |
Налог на прибыль |
4 334 |
4 473 |
Прибыль к распределению |
17 337 |
17 892 |
Чистая прибыль в распоряжении предприятия по предварительным данным в 2014 году – 17,9 млн. руб. В 2013 году были достигнуты примерно такие же показатели. Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж к себестоимости реализации) в 2014 году составила: Р2014 = 2%, в 2013 году этот показатель составил также 2%. Это не очень хорошие показатели, несмотря на то, что надбавка к себестоимости составляет 48%. Тем не менее, бизнес компании при существующей структуре накладных расходов в целом прибыльный. Хотя компания несет значительный объем коммерческих расходов, их структура представлена в Таблице 5.
Таблица 5.
Структура коммерческих расходов компании
(тыс. руб.)
Название показателя |
2013 год |
2014 год |
Реклама |
36 714 |
40 140 |
ФОТ |
8 640 |
9 936 |
ЕСН |
2 246 |
2 583 |
Аренда офиса (200 кв м) |
3 300 |
4 320 |
Услуги склада |
195 810 |
214 082 |
Курьерские услуги |
12 238 |
13 380 |
Обслуживание автомобилей фирмы (3 шт.) |
6 119 |
6 690 |
ИТОГО |
265 068 |
291 132 |
Согласно учетной политике компании, заработная плата персонала с начислениями, а также расходы по аренде, расходы на услуги склада являются коммерческими. Как видно, наибольший удельный вес в структуре коммерческих расходов составляют именно расходы на услуги склада – их доля стабильно составляет от 70 до 75%. Это, безусловно, обуславливает поиск путей уменьшения таких расходов.
Глава 3. Выбор оптимального варианта складской подсистемы
В настоящее время компания рассматривает несколько предложений о сотрудничестве от крупных иностранных поставщиков мясного сырья. Принятие предложений приведет к значительному увеличению товарооборота компании и, как следствие, потребности в повышении требований к имеющимся и необходимым складским мощностям для хранения и обработки грузов, вплоть до решения о строительстве собственного склада в виде небольшой холодильной камеры для единовременного хранения не менее 3000 тонн мясного сырья. Пока что своих складских мощностей компания не имеет.
В компании уже проводилась предварительная оценка строительства собственного низкотемпературного склада (холодильной камеры на 3000 тонн единовременного хранения). Однако до сих пор решение в пользу собственного склада не принято. Возможно, что с увеличением грузооборота удельные затраты в расчете на м2 хранения или тонну грузооборота снизятся, то есть реализуется эффект масштаба.
В рамках расширения бизнеса планируется достигнуть следующих параметров закупок и реализации продукции, Таблица 6.
Таблица 6.
Планирование закупок и реализации продукции
Год |
Закупочная цена, долл./тн |
Объем закупки (и реализации), тн |
Закупка (с НДС), долл. |
Реализация (с НДС), тыс. долл. |
Реализация (без НДС), тыс. долл. |
Средние остатки на складе в течение года, тн |
Данные последнего отчетного года: |
||||||
2014 |
2 571 |
17 350 |
44 600 |
75 821 |
64 258 |
1 446 |
План расширения деятельности: |
||||||
2015 |
2 699 |
26 025 |
70 246 |
119 418 |
101 206 |
2 169 |
2016 |
2 834 |
31 230 |
88 509 |
150 466 |
127 520 |
2 603 |
2017 |
2 976 |
37 476 |
111 522 |
189 587 |
160 675 |
3 123 |
Предполагается, что в 2015 году объем закупок увеличится на 50% в сравнении с 2014 годом, в 2016 году – еще на 20%, и в 2017 году еще на 20%. Возможный объем закупок в долгосрочном периоде компания пока что не рассматривала. Безусловно, планируемый рост объема закупок предполагает существенное увеличение объемов хранения товара на складе до его реализации.
Как показывает анализ товарооборота за последние 5 лет, товар быстро реализуется, в том числе на уровне конечного потребителя. Этому способствуют долгосрочные партнерские отношения компании с клиентами – оптовыми покупателями, среди которых небольшие мясоперерабатывающие заводы. Дебиторская задолженность компаний-оптовиков составляет не более 30 дней. Это позволяет ООО «Пионер» работать без производственных разрывов и потерь, возникающих в случае избыточного складского запаса, осуществлять постоянные закупки и держать средства в обороте. Потери могут возникать в связи с порчей товара при его транспортировке из порта на склад предприятия и со склада предприятия на склады компаний - оптовых покупателей. Однако размер потерь не является значительным по отношению к общему товарному объёму закупки-продажи.
Политика в области управления складскими запасами компании ориентирована на то, чтобы в течение года поддерживать более ли менее постоянный остаток товара на складе, исключая сезонные пики.
Таким образом, расчет необходимой площади хранения товара строится на условии одинаковых среднегодовых остатков на складе. Прогноз увеличения необходимой площади склада по хранению мясного сырья представлен в Таблице 7.
Таблица 7.
Предварительный прогноз по увеличению площади хранения в 2013-2014гг.
Год |
Среднегодовой товарооборот, тн |
запас хранения в днях оборота, дн |
число рабочих дней в году (в среднем), дн |
объем хранения на 1 м2, т/м2 |
потребная площадь хранения, м2 |
Данные последнего отчетного года: |
|||||
2014 |
17350 |
30 |
250 |
4,8 |
433,75 |
План расширения деятельности: |
|||||
2015 |
26025 |
30 |
250 |
4,8 |
650,63 |
2016 |
31230 |
30 |
250 |
4,8 |
780,75 |
2017 |
37476 |
30 |
250 |
4,8 |
936,90 |
В 2014 году компании требовалось порядка 450 м2 складских площадей для постоянного использования складских площадей, что составляет, например, от 14 до 32% одной холодильной секции на рефрижераторном складе компании «Логопарк Интер». В 2015 году эта цифра должна возрасти в 1,5 раза, в 2016 году в 1,8 раза, в 2017 году – в 2,2 раза, и она должна составить 650, 780 и 940 м2 площади, соответственно. В принципе, при таких площадях и потенциальных объемах грузооборота логично рассмотреть возможность строительства собственного небольшого склада.