Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 507
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Развитие и размещение складов на предприятии
1.1 Задачи, связанные со складами при проектировании логистических систем
1.2 Принятие решения о пользовании услугами наемного или собственного склада
1.3 Выбор оптимального варианта складской подсистемы в условиях экономического кризиса
Глава 2. Планирование складской деятельности на ООО «Пионер»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Пионер»
2.2 Организация складского хозяйства на предприятии
2.3 Выбор оптимального варианта складской подсистемы на предприятии ООО «Пионер»
Введение
Большинство видов хозяйственной деятельности сопряжено с созданием запасов, для содержания которых необходимы склады. Организация складирования, на первый взгляд, кажется сравнительно несложной функцией, которую можно реализовать, руководствуясь лишь здравым смыслом. Однако данное суждение в определенной степени справедливо лишь для мелких складов. Рационально организовать комплекс работ на крупном складе при отсутствии специальных знаний, как правило, не удается.
Вопросы, связанные со складами, возникают на разных этапах ведения бизнеса. Проектируя товародвижение, необходимо решить, пользоваться ли наемным складом или создавать собственное складское хозяйство, где его размещать, сколько иметь складов. Организация собственного склада влечет за собой необходимость определения состава и размера его помещений и технологических зон, определения потребности в оборудовании, необходимость разработки рациональной технологии и системы организации труда, а также решения ряда других задач, связанных с эксплуатацией склада.
В последние годы интерес к вопросам рациональной организации складского хозяйства прогрессивно возрастает, что в значительной степени объясняется развитием инфраструктуры отечественного товарного рынка.
Склады являются одним из основных элементов логистических систем. Глубокая технологическая переработка предметов труда, осуществляемая в процессе производства материальных благ в соответствии с требованиями конечного потребителя продукта труда, здесь не выполняется. Однако здесь осуществляется преобразование предмета труда, в соответствии с логистическими потребностями других элементов товаропроводящих систем: транспорта, других складов, потребителей материалов, в том числе и конечных потребителей. На складах грузы временно накапливаются, маркируются, переупаковываются и т. п. Если от качества работы производственного участка зависит качество работы конечного изделия у конечного потребителя, то от качества работы склада зависит качество работы последующих элементов логистической цепи.
Складская сеть, оставшаяся в наследство от прежней экономической системы, создавалась в условиях единого собственника и не соответствует задачам оптимальной организации товародвижения в условиях рыночной экономики. Формирование складских систем в современных условиях требует верных топологических решений: где ставить склады и сколько их должно быть. Как свидетельствует практика, здесь тоже есть проблема; развитие и размещение складов осуществляется сегодня без должного обоснования.
Информационно-аналитические подсистемы управления складскими процессами, как правило, не обеспечивают возможность оценки издержкоемкости принимаемых управленческих и коммерческих решений. В результате еще одна проблема: склад воспринимается персоналом компаний как система с неограниченными ресурсами.
Целью курсовой работы является анализ и оценка эффективности организации складского хозяйства на предприятии ООО «Пионер».
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи работы:
1. Выявление особенностей организации складского хозяйства на предприятии;
3. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия ООО «Пионер»;
4. Анализ организации складского хозяйства на предприятии ООО «Пионер»;
5. Предложение эффективных путей усовершенствования организации складского хозяйства на предприятии ООО «Пионер».
Глава 1. Развитие и размещение складов на предприятии
1.1 Задачи, связанные со складами при проектировании логистических систем
Склады рассматривают как элементы материалопроводящих систем, и, в то же время, как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:
- задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании материалопроводящих систем;
- задачи по складам, как по самостоятельным системам.
Функционирование логистических систем — процесс многогранный, включающий в себя технико-технологические, экономические, организационные, информационные, финансовые и другие аспекты. Процесс их проектирования, с точки зрения складской подсистемы, должен определять место складского звена в логистической цепи, а также формулировать требования к складам в соответствии с целями функционирования всей логистической системы.[3, 128]
Перечислим задачи, наиболее часто возникающие при проектировании логистических систем и непосредственно относящиеся к складам:
- сколько складов иметь в логистической системе;
- где разместить склады;
- иметь собственный склад, или пользоваться наемным;
- какие функции возлагаются на склад в проектируемой логистической системе.
Наряду с перечисленными задачами, при организации складской подсистемы выбирают рациональные виды тары, погрузочного, разгрузочного, транспортного и складского оборудования, согласовывают схемы механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ по всему циклу движения грузов, а также решают ряд других задач.
Окончательное решение по складской подсистеме принимается в результате последовательности действий, охарактеризованной в пункте данной работы 1.3.
1.2 Принятие решения о пользовании услугами наемного или собственного склада
Логистическая цепь может быть организована с использованием собственных складов, либо с применением складов общего пользования. Стратегическая ориентация на длительное присутствие в регионе позволит экономически обосновать необходимость строительства собственного склада. Краткосрочность хозяйственных связей по данным поставкам послужит основанием аренды складских площадей либо покупки услуг склада общего пользования.
Выбор между организацией собственного склада и использованием для размещения запаса склада общего пользования относится к классу решений «сделать или купить» (Make-or-Buy Problem). Методика принятия решения представлена на рисунке 1.[3, 129]
Основой для принятия решения является полученное значение так называемого «грузооборота безразличия», при котором затраты при хранении запаса на собственном складе равны расходам за пользование услугами наемного склада (абсцисса точки пересечения графиков функций F3 и Z).
Функция F1, принимается линейной и определяется на базе расценок за выполнение логистических операций.
Рис 1.1 Принятие решения о пользовании услугами наемного склада
График функции F2 параллелен оси Ох, так как постоянные затраты (Спост) не зависят от грузооборота. Сюда относятся расходы на аренду складского помещения (Саренда), амортизация техники (Саморт), оплата электроэнергии (Сэл), заработная плата управленческого персонала и специалистов (Сзарпл)
Спост= Саренда+ Саморт+ Сэл + Сзарпл.
График функции Z строится на основании тарифных ставок за хранение товаров на наемном складе.
Зависимость Z (зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота) определяется по следующей формуле:
Z=а х Sn x 365,
где а – (тариф на услуги наемного транспорта) суточная стоимость на использование одного квадратного метра грузовой площади наемного склада;
365 – количество дней хранения на наемном складе в год;
Sn – потребная площадь наемного склада (кв.м), расчет которой может быть выполнен по формуле:
,
где З – размер запаса в днях оборота, дней;
Т – годовой грузооборот, тонн/год;
Д — число рабочих дней в году;
q — нагрузка на 1 кв. м. площади при хранении на наемном складе, тонн/кв. м.
График функции Z строится из предположения, что она носит линейный характер.
Данная модель показывает границу минимума грузооборота склада, ниже которой экономическая целесообразность строительства собственного склада отсутствует. Однако эта модель не показывает срок окупаемости капитальных вложений в строительство собственного склада. Рассмотрим порядок оценки срока окупаемости инвестиций в собственное складское хозяйство.
Срок окупаемости капитальных вложений в строительство собственного склада может быть рассчитан с использованием показателя экономической эффективности, учитывающего затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, и допускающего стоимостное измерение. Таким показателем является чистый дисконтированный доход (ЧДД), который определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу.[2, 53]
Расчет ЧДД может быть выполнен по формуле:
,
где Т - горизонт расчета;
t - текущий год, результаты и затраты которого приводятся к расчетному году;
tn - начальный год расчетного периода (tn принимается равным нулю);
Pt - результаты, полученные в текущем году;
3t - затраты, понесенные в текущем году, из состава которых исключены капитальные вложения;
Kt - .капитальные вложения, сделанные в текущем году;
Е — норма дисконта, равная приемлемой норме дохода на капитал.
Норма дисконта используется для приведения разновременных результатов к какому-то одному моменту времени - точке приведения. Рекомендуется в качестве точки приведения принимать окончание первого шага расчета.
Величина нормы дисконта может определяться исходя из депозитного процента по вкладам. На практике она несколько превышает значение депозитного процента вследствие инфляции и риска.
Окупаемость капиталовложений наступает в тот момент, когда величина ЧДД, рассчитанная по приведенной формуле, становится и в дальнейшем остается неотрицательной.
Увеличение мощности складской подсистемы бизнеса может осуществляться различными способами, такими как строительство и эксплуатация собственного склада, передача выполнения складской функции складу общего пользования, применение смешанной стратегии складирования с использованием собственного и наемного складов, аренда более крупных складских помещений.
Критерием окупаемости проекта является появление неотрицательных значений чистого дисконтированного дохода.
1.3 Выбор оптимального варианта складской подсистемы в условиях экономического кризиса
В соответствии с методом системного подхода, решения по складской подсистеме принимаются в результате последовательности действий, приведенной в таблицей 1.[17, 48]
Таблица 1.
Алгоритм выбора оптимального варианта складской подсистемы
Определение стратегических целей логистической системы |
▼ |
Расчет прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему |
▼ |
Изучение транспортной сети региона обслуживания, составления схемы материальных потоков в пределах логистической системы |
▼ |
Разработка различных вариантов логистической системы: с одним или несколькими складами, расположенными на тех или иных участках обслуживания и реализующими те или иные функции |
▼ |
Оценка логистических издержек для каждого из вариантов |
▼ |
Выбор для реализации одного из разработанных вариантов |
Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, то есть затрат, приведенных к единому годовому измерению.