Файл: Оптимизация числа складов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 500

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Большинство видов хозяйственной деятельности сопряжено с созданием запасов, для содержания которых необходимы скла­ды. Организация складирования, на первый взгляд, кажется срав­нительно несложной функцией, которую можно реализовать, ру­ководствуясь лишь здравым смыслом. Однако данное суждение в определенной степени справедливо лишь для мелких складов. Рационально организовать комплекс работ на крупном складе при отсутствии специальных знаний, как правило, не удается.

Вопросы, связанные со складами, возникают на разных этапах ведения бизнеса. Проектируя товародвижение, необходимо решить, пользоваться ли наемным складом или создавать собственное складское хозяйство, где его размещать, сколько иметь складов. Организация собственного склада влечет за собой необходимость определения состава и размера его помещений и технологических зон, определения потребности в оборудовании, необходимость разработки рациональной технологии и системы организации тру­да, а также решения ряда других задач, связанных с эксплуатаци­ей склада.

В последние годы интерес к вопросам рациональной организа­ции складского хозяйства прогрессивно возрастает, что в значи­тельной степени объясняется развитием инфраструктуры отечест­венного товарного рынка.

Склады являются одним из основных элементов логистических систем. Глубокая технологическая переработка предметов труда, осуществляемая в процессе производства материальных благ в со­ответствии с требованиями конечного потребителя продукта тру­да, здесь не выполняется. Однако здесь осуществляется преобра­зование предмета труда, в соответствии с логистическими потреб­ностями других элементов товаропроводящих систем: транспорта, других складов, потребителей материалов, в том числе и конечных потребителей. На складах грузы временно накапливаются, маркируются, переупаковываются и т. п. Если от качества работы производственного участка зависит качество работы конечного из­делия у конечного потребителя, то от качества работы склада за­висит качество работы последующих элементов логистической цепи.

Складская сеть, оставшаяся в наследство от прежней экономи­ческой системы, создавалась в условиях единого собственника и не соответствует задачам оптимальной организации товародви­жения в условиях рыночной экономики. Форми­рование складских систем в современных условиях требует вер­ных топологических решений: где ставить склады и сколько их должно быть. Как свидетельствует практика, здесь тоже есть про­блема; развитие и размещение складов осуществляется сегодня без должного обоснования.


Информационно-аналитические подсистемы управления склад­скими процессами, как правило, не обеспечивают возможность оценки издержкоемкости принимаемых управленческих и ком­мерческих решений. В результате еще одна проблема: склад вос­принимается персоналом компаний как система с неограниченны­ми ресурсами.

Целью курсовой работы является анализ и оценка эффективности организации складского хозяйства на предприятии ООО «Пионер».

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи работы:

1. Выявление особенностей организации складского хозяйства на предприятии;

3. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия ООО «Пионер»;

4. Анализ организации складского хозяйства на предприятии ООО «Пионер»;

5. Предложение эффективных путей усовершенствования организации складского хозяйства на предприятии ООО «Пионер».

Глава 1. Развитие и размещение складов на предприятии

1.1 Задачи, связанные со складами при проектировании логистических систем

Склады рассматривают как элементы материалопроводящих систем, и, в то же время, как самостоятельные системы. Соответ­ственно, выделяют две группы задач:

- задачи, связанные со складами, возникающие при проекти­ровании материалопроводящих систем;

- задачи по складам, как по самостоятельным системам.

Функционирование логистических систем — процесс много­гранный, включающий в себя технико-технологические, экономи­ческие, организационные, информационные, финансовые и другие аспекты. Процесс их проектирования, с точки зрения складской подсистемы, должен определять место складского звена в логи­стической цепи, а также формулировать требования к складам в соответствии с целями функционирования всей логистической системы.[3, 128]

Перечислим задачи, наиболее часто возникающие при проекти­ровании логистических систем и непосредственно относящиеся к складам:

- сколько складов иметь в логистической системе;


- где разместить склады;

- иметь собственный склад, или пользоваться наемным;

- какие функции возлагаются на склад в проектируемой логи­стической системе.

Наряду с перечисленными задачами, при организации склад­ской подсистемы выбирают рациональные виды тары, погрузочно­го, разгрузочного, транспортного и складского оборудования, согласовывают схемы механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ по всему циклу движения грузов, а также решают ряд других задач.

Окончательное решение по складской подсистеме принимается в результате последовательности действий, охарактеризованной в пункте данной работы 1.3.

1.2 Принятие решения о пользовании услугами наемного или собственного склада

Логистическая цепь может быть организована с использовани­ем собственных складов, либо с применением складов общего пользования. Стратегическая ориентация на длительное присутствие в регионе позволит экономически обосновать необхо­димость строительства собственного склада. Краткосрочность хо­зяйственных связей по данным поставкам послужит основанием аренды складских площадей либо покупки услуг склада общего пользования.

Выбор между организацией собственного склада и использова­нием для размещения запаса склада общего пользования относит­ся к классу решений «сделать или купить» (Make-or-Buy Problem). Методика принятия решения представлена на рисунке 1.[3, 129]

Основой для принятия решения является полученное значение так называемого «грузооборота безразличия», при котором затра­ты при хранении запаса на собственном складе равны расходам за пользование услугами наемного склада (абсцисса точки пересече­ния графиков функций F3 и Z).

Функция F1, принимается линейной и определяется на базе рас­ценок за выполнение логистических операций.

Рис 1.1 Принятие решения о пользовании услугами наемного склада

График функции F2 параллелен оси Ох, так как постоянные за­траты (Спост) не зависят от грузооборота. Сюда относятся расходы на аренду складского помещения (Саренда), амортизация техники (Саморт), оплата электроэнергии (Сэл), заработная плата управлен­ческого персонала и специалистов (Сзарпл)


Спост= Саренда+ Саморт+ Сэл + Сзарпл.

График функции Z строится на основании тарифных ставок за хранение товаров на наемном складе.

Зависимость Z (зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота) определяется по следую­щей формуле:

Z=а х Sn x 365,

где а – (тариф на услуги наемного транспорта) суточная стоимость на использование одного квадратного метра грузовой площади наемного склада;

365 – количество дней хранения на наемном складе в год;

Sn – потребная площадь наемного склада (кв.м), расчет которой может быть выполнен по формуле:

,

где З – размер запаса в днях оборота, дней;

Т – годовой грузооборот, тонн/год;

Д — число рабочих дней в году;

q — нагрузка на 1 кв. м. площади при хранении на наемном складе, тонн/кв. м.

График функции Z строится из предположения, что она носит линейный характер.

Данная модель показывает границу минимума грузооборота склада, ниже которой экономическая целесообразность строитель­ства собственного склада отсутствует. Однако эта модель не показывает срок окупаемости капитальных вложений в строительство собственного склада. Рассмотрим порядок оценки срока окупаемости инвестиций в собственное складское хозяйство.

Срок окупаемости капитальных вложений в строительство собственного склада может быть рассчитан с использованием по­казателя экономической эффективности, учитывающего затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, и допускающего стоимостное измерение. Таким показателем является чистый дис­контированный доход (ЧДД), который определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к на­чальному шагу.[2, 53]

Расчет ЧДД может быть выполнен по формуле:

,

где Т - горизонт расчета;

t - текущий год, результаты и затраты которого приводятся к расчетному году;

tn - начальный год расчетного периода (tn принимается рав­ным нулю);

Pt - результаты, полученные в текущем году;

3t - затраты, понесенные в текущем году, из состава которых исключены капитальные вложения;

Kt - .капитальные вложения, сделанные в текущем году;

Е — норма дисконта, равная приемлемой норме дохода на ка­питал.

Норма дисконта используется для приведения разновременных результатов к какому-то одному моменту времени - точке приве­дения. Рекомендуется в качестве точки приведения принимать окончание первого шага расчета.


Величина нормы дисконта может определяться исходя из депо­зитного процента по вкладам. На практике она несколько превыша­ет значение депозитного процента вследствие инфляции и риска.

Окупаемость капиталовложений наступает в тот момент, когда величина ЧДД, рассчитанная по приведенной формуле, становит­ся и в дальнейшем остается неотрицательной.

Увеличение мощности складской подсистемы бизнеса может осуществляться различными способами, такими как строительст­во и эксплуатация собственного склада, передача выполнения складской функции складу общего пользования, применение сме­шанной стратегии складирования с использованием собственного и наемного складов, аренда более крупных складских помещений.

Критерием окупаемости проекта является появление неотрица­тельных значений чистого дисконтированного дохода.

1.3 Выбор оптимального варианта складской подсистемы в условиях экономического кризиса

В соответствии с методом системного подхода, решения по складской подсистеме принимаются в результате последователь­ности действий, приведенной в таблицей 1.[17, 48]

Таблица 1.

Алгоритм выбора оптимального варианта складской подсистемы

Определение стратегических целей логистической системы

Расчет прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему

Изучение транспортной сети региона обслуживания, составления схемы материальных потоков в пределах логистической системы

Разработка различных вариантов логистической системы: с одним или несколькими складами, расположенными на тех или иных участках обслуживания и реализующими те или иные функции

Оценка логистических издержек для каждого из вариантов

Выбор для реализации одного из разработанных вариантов

Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необхо­димо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из ва­риантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, явля­ется критерий минимума приведенных затрат, то есть затрат, приведенных к единому годовому измерению.