Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания (Теоретические положения оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические положения оперативно-розыскной деятельности
1.1 Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности
1.2 Оперативно-розыскная деятельность как государственно-правовая функция, ее задачи и принципы
2.2 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для формирования доказательств
- использования фактора внезапности;
- выбора или отработки изощренных способов подготовки, совершения преступлений и маскировки их следов;
- проведения контрразведывательных мер, не позволяющих проникнуть во внутренние структуры криминального мира, к его организаторам и вдохновителям, препятствующих получению объективного представления о процессах, протекающих в преступной среде.
Таким образом, автономное положение оперативно-розыскной деятельности позволяет сделать вывод, что она представляет собой самостоятельный социальный институт, обладающий определенным набором характерных признаков. Анализ этих признаков дает возможность уяснить сущность и особенности ОРД.
К первой отличительной черте оперативно-розыскной деятельности следует отнести ее правовой статус. Это означает, что она обеспечена широким кругом правовых источников, содержащих сложную совокупность норм права, согласованных между собой, а именно: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Конституция Российской Федерации, подзаконные нормативные акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам борьбы с преступностью), ведомственные нормативные акты МВД России (приказы, наставления, инструкции)[11]. В правовых актах государства закреплена основная цель оперативно-розыскной деятельности, ее задачи, основные направления и операциональный «инструментарий». Оперативно-розыскная деятельность ведется от имени государства и в его интересах. Таким образом, она признана государством как государственно-правовая форма борьбы с преступностью.
Вторым признаком, отличающим оперативно-розыскную деятельность от других государственно-правовых функций правоохранительной деятельности, является ярко выраженный разведывательно-поисковый характер мер, направленных на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес. Эти меры реализуются в познавательном, деятельном и организационном аспектах ОРД, их особенность проявляется в организованном особым образом применении некоторых специфических приемов оперативно-розыскной работы и научно-технических средств, в противопоставлении тайным действиям преступников оперативно-розыскных мероприятий, носящих разведывательно-поисковый, преимущественно негласный (конспиративный), характер.
Первый элемент характеристики – «разведывательный» - указывает на направленность деятельности подразделений и сотрудников, ее осуществляющих, которая заключается в обследовании объектов с целью получения сведений о них. Второй элемент – «поисковый» - свидетельствует не только об активном, но и об инициативном характере такой работы, направленной на изыскание информации (сведений, данных) об объектах оперативного интереса и ее использование в целях обнаружения юридических фактов противоправного характера, своевременного предупреждения правонарушений.
Главной же особенностью такой деятельности является негласность осуществления системы специальных мер. Такой конспиративный подход к достижению целей оперативно-розыскной деятельности сложился исторически, на основе значительного опыта противодействия преступности, объективно свидетельствующего, что эффективно бороться с этим социальным явлением лишь одними гласными правовыми мерами невозможно. Современное состояние преступности, ее характеристики и тенденции не только подтверждают актуальность этой формы деятельности на сегодня, но и требуют ее дальнейшего совершенствования.
В то же время, осуществление определенной части ОРД (например, реализация отдельных тактических приемов ряда ОРМ за счет административно-правовых полномочий, принятие мер профилактического характера, легализация фактических данных при возбуждении дел и др.) не только предполагает гласные действия, но и возможно только при разумном сочетании гласных и негласных форм.
Система разведывательно-поисковых мер, а также их характер предопределяют:[12]
1) особую организацию субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:
- специально созданных и уполномоченных государством на проведение оперативно-розыскной деятельности подразделений, укомплектованных специалистами, отвечающими целому ряду профессиональных требований;
- лиц, оказывающих подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскной деятельности, помощь на конфиденциальной основе (также имеющих свой правовой статус);
2) комплекс способов собирания оперативно-розыскной информации (совокупность приемов, действий и операций по познанию объекта воздействия);
3) совокупность технических, иных средств, а также приемов их использования в решении задач ОРД.
Указанные характеристики (особенности) послужили критериями построения основной научной классификации теории ОРД правоохранительных органов, которая относит к упомянутому «инструментарию» комплекс оперативно-розыскных мероприятий (силы, средства, методы) и организационно-тактические формы ОРД.
Третьей отличительной характеристикой оперативно-розыскной деятельности выступает ее социальная направленность, определяющая основную цель этой специфической формы деятельности правоохранительных органов как борьбу с преступностью путем эффективной защиты жизни, здоровья, прав, свобод человека и гражданина, собственности общества и государства от преступных посягательств. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Достижение целей, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», обеспечивается посредством успешного решения оперативно-розыскных задач. Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вытекают из содержания ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся: [13]
а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших преступления;
б) розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших лиц;
в) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Раскрытие преступлений с помощью оперативно-розыскных сил и средств позволяет своевременно:
- выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться неизвестными для органов внутренних дел, условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению;
- устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры.
Таким образом, перечисленные характеристики и особенности позволяют сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность есть государственно-правовая функция, основанная на законах и подзаконных правовых актах, осуществляемая специально на то уполномоченными подразделениями и должностными лицами правоохранительных органов в виде системы разведывательно-поисковых, преимущественно негласных, мер в целях решения задач борьбы с преступностью.
Оперативно-розыскной деятельности, как и любой другой деятельности государственных органов, присущи определенные принципы (основополагающие начала), отражающие убеждения и взгляды общества на сущность, цели и задачи этой государственно-правовой формы борьбы с преступностью. Под принципами данной деятельности понимаются руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные оперативно-розыскной практикой, которые закреплены в нормах законодательных и иных нормативных актах, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и которые отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности.
В зависимости от характера и содержания выделяются принципы:
- правовые;
- организационные;
- морально-этические.
В оперативно-розыскной деятельности правовые принципы классифицируются на две группы:
1. Конституционные (общеправовые), находящие применение в ОРД. Общеправовые принципы - это руководящие начала для всей правоохранительной системы. К ним относятся:
законность;
уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Эти два принципа законодатель обозначил как конституционные, т.к. они основаны на конституционных нормах.
2. Отраслевые (специальные), относящиеся только к ОРД. Отраслевые принципы вытекают из закономерностей оперативно-розыскной деятельности, поэтому они имеют локальный характер и реализуются только в этой сфере. Отраслевые принципы находят отражение в ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ими являются:
конспирация;
сочетание гласных и негласных методов и средств.
К числу организационных принципов ОРД относятся:
- принципы научности;
- плановости;
- связи с общественностью;
- демократический централизм;
- единоначалие и др.
Наряду с правовыми и организационными оперативно-розыскной деятельности присущи и морально-этические принципы, под которыми следует понимать совокупность норм, правил, регулирующих поведение субъектов этой деятельности в нравственном плане.
Применительно к оперативно-розыскной деятельности основными морально-этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду.
Органы, осуществляющие ОРД, и их должностные лица строят свою деятельность на основе рассмотренной системы принципов и несут ответственность за их нарушение. Наряду с этим принципами могут руководствоваться различные государственные органы, судьи при рассмотрении ходатайств оперативно-розыскных органов о проведении ОРМ, затрагивающих конституционные права граждан, а также граждане, вовлекаемые в сферу оперативно-розыскных отношений.
Подчеркну, что все принципы оперативно-розыскной деятельности самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.
По мнению таких представителей юридической науки как Стецовский Ю.И., Петрухин И.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит ряд положений, которые нарушают конституционные права граждан, в связи с чем результаты ОРД не могут быть использованы в качестве доказывании в принципе. Конечно, использование оперативно-розыскных средств борьбы с преступностью требует чрезвычайной осторожности. Нельзя не отметить риск отрицательных побочных последствий этой деятельности: ОРД по своему характеру, по своим особенностям (негласный характер большинства ОРД; ограниченность прав лиц, в отношении которых такие мероприятия проводятся; отсутствие гарантий, имеющихся в уголовно-процессуальной сфере, закрытость некоторых из них) чревата опасными нарушениями прав и свобод граждан.
Касаясь соотношения ОРД и конституционных прав человека и гражданина в целом, следует, на мой взгляд, учитывать следующее. Вмешательство правоохранительных органов в частную жизнь человека может считаться правомерным лишь при наличии реального контроля за законностью и обоснованностью ОРД. Именно поэтому законодатель ввел судебный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор за данной деятельностью.
Кроме того такое вмешательство должно быть исключительно выборочным и не носить всеобщего характера. Пределы вмешательства в частную жизнь необходимо соизмерять с защищаемыми Конституцией РФ ценностями.
Утверждения некоторых юристов о том, что ОРД по своей природе антиконституционно не соответствует ч.3 ст.55 Конституции РФ в которой прямо предусматривает возможность ограничения федеральным законом конституционных прав и свобод человека и гражданина, к которым относятся в том числе и право на неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, а также возможность сбора, хранения, использование и распространение информации без согласия соответствующего лица в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такой же позиции придерживается и международное право. Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее системы; если международными договорами РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичное правило закреплено и в ч.3 ст.1 УПК РФ – единственном нормативном источнике, регулирующим механизм формирования доказательств по уголовным делам.
Статья 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 года допускает вмешательство государства в частную жизнь в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния в случаях, когда это предусмотрено законом при условии строгого контроля за деятельностью соответствующих органов.
Схожие положения содержаться и в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.18). Европейский Суд по правам человека констатировал, что наблюдение за частной жизнью допускается в случаях, если существуют процедурные гарантии.
Так, из продемонстрированной Судом позиции по делу «Крюслена против Франции» следует, что должна быть гарантирована минимальная степень правовой защиты граждан, выражающаяся в установлении государством пределов усмотрения властей, процедур и методов проведения таких мероприятий.