Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Понятие и классификация управленческих решений)..pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы принятия управленческих решений
1.1 Понятие и классификация управленческих решений
1.2 Факторы и критерии приятия управленческих решений
2. Процесс моделирования управленческих решений
2.1 Этапы разработки и принятия управленческих решений
2.2 Моделирование бизнес-процессов для принятия управленческих решений
3. Применение моделирования при принятии управленческих решений на примере ЗАО «Евросервис»
3.1 Описание управленческой ситуации
3.2 Процесс принятия управленческого решения по выбору наилучшей стратегии ЗАО «Евросервис»
Таблица 2 - Результаты выбора факторов внешней среды и обоснование выбора ЗАО «Евросервис»
№п/п |
Фактор |
Обоснование выбора фактора (на какие виды деятельности СК оказывает влияние) |
Социальная составляющая |
||
1 |
Демографическая ситуация |
Наблюдаемый рост численности населения приводит к увеличению количества потенциальных пациентов |
2 |
Средняя продолжительность жизни населения |
Рост продолжительности жизни населения является положительным фактором для развития ЛПУ |
3 |
Уровень здоровья населения (заболеваемость) |
Повышение требований населения к собственному здоровью увеличивает приток пациентов в ЛПУ, однако рост заболеваемости инфекционными и другими болезнями, снижает количество обращающихся |
4 |
Рождаемость, смертность, естественный прирост населения |
Уменьшение естественной убыли населения из-за роста рождаемости и снижения смертности увеличивает количество потенциальных пациентов ЛПУ |
Технологическая составляющая |
||
1 |
Количество медицинских работников |
На настоящий момент государственные ЛПУ слабо обеспечены высококвалифицированными кадрами, так как ряд специалистов предпочитает работы в частных клиниках. Играет свою роль и снижение количества среднего медицинского персонала. |
2 |
Количество медицинских учреждений |
Снижение количества медицинских учреждений должно приводить к росту количества пациентов в каждом из них, но здесь ограничением выступает мощность данных учреждений по возможности посещений за смену |
3 |
Выпуск специалистов ВУЗами в области здравоохранения |
Постоянный рост выпускаемых специалистов в области здравоохранения является положительным фактором, влияющим на деятельность ЛПУ |
4 |
Достижения в области диагностики и лечения |
На настоящий момент в медицине, в том числе диагностической, используются достаточно высокоразвитые диагностические и лечебные средства |
Экономическая составляющая |
||
1 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек |
Рост количества занятых в экономике показывает, что все большее количество населения может воспользоваться услугами ЛПУ |
2 |
Численность безработных, тыс. человек |
Вновь начавшийся рост безработицы приводит к отсутствию возможности жителям пользоваться услугами ЛПУ |
3 |
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. |
Рост доходов на душу населения достаточно высок, что позволяет говорить о положительном влиянии данного фактора на спрос на платные медицинские услуги |
4 |
Валовой внутренний продукт всего, млрд. руб. |
Рост внутреннего валового продукта показывает общее улучшение экономической ситуации в стране , что дает положительное влияние на развитие деятельности ЛПУ |
Политическая составляющая |
||
1 |
Правительственная стабильность |
Необходимость реформ на уровне правительства, особенно в свете предстоящих президентских выборов, очевидна. Кризис региональной и местной власти заключается в том, что от этого уровня управления Центр одновременно требует и эффективности, то есть экономии средств, и сохранения социальной стабильности любой ценой. При этом региональные и местные власти находятся под постоянным прессингом со стороны федеральной власти, контролируются и проверяются до мелочей |
2 |
Изменение законодательства |
К уже имеющимся противоречиям между федеральным законодательством, Конституцией РФ и другими законодательными актами России, регулирующими отрасль здравоохранения, добавились новые, не менее серьезные. Данным документам присущи недостатки, присущие механизму государственного управления России: чрезмерное ослабление позитивного управляющего воздействия государства и его институтов на экономические процессы и отсутствие взаимосвязанности и согласованности в механизме государственного регулирования этих процессов на всех уровнях (законодательном, управленческом и судебном) |
3 |
Государственное влияние на здравоохранение |
В современных условиях, прежде всего, необходимо усиление роли государства в процессе формирования и развития социальной сферы и социализации рыночных отношений ориентации, что включает в себя усиление государственного контроля, в том числе финансового, в аспекте платных медицинских услуг. Разработка основных юридических понятий в сфере государственного регулирования деятельности ЛПУ по-прежнему остается необходимой и актуальной задачей. |
4 |
Государственное регулирование конкуренции отрасли |
Выражается в регулировании процессов лицензирования и сертификации деятельности ЛПУ |
На втором месте по значимости находится экономическая составляющая макросреды (3,401 балла), в основном за счет роста среднедушевого дохода населения, среднегодовой численности занятых в экономике и росте ВВП.
На третьем месте - технологическая составляющая (2,0 балла), в основном, за счет снижения общей мощности медицинских учреждений и низком качестве выпускаемых специалистов.
Наименее значимой для ЗАО «Евросервис» является политическая составляющая макросреды (0,234 балла). Такая низкая интегральная оценка получилась из-за взаимного влияния негативных и позитивных факторов данной составляющей
В целом макросреда положительно влияет на деятельность ЗАО «Евросервис», возможные угрозы со стороны внешней среды полностью перекрываются имеющимися и используемыми данным ЛУ возможностями.
Вывод: Таким образом, макросреда организации достаточно благоприятна для дальнейшего развития, увеличения объемов продаж и территориального расширения.
Анализ отрасли (табл.3) Для того чтобы выявить стратегическую важность экономических характеристик отрасли проведем ее анализ [15].
Таблица 3 - Анализ отрасли фармацевтических компаний
Характеристики |
Стратегическая важность |
1 |
2 |
Размеры рынка |
Размер рынка фармацевтической продукции всегда был большой, и при этом продолжает расти и развиваться. |
Масштабы конкуренции |
Конкуренция находится на высоком уровне. Присутствуют несколько сильных компаний, но говорить о жестокой конкуренции между ними не приходится так как, ассортимент схож и цены идентичные. |
Темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок (начало подъема, быстрый рост, начало зрелости, конец зрелости и насыщение, застой и старение, спад) |
Несмотря на стабильное развитие, темпы роста существенно замедляются. Рынок находится на стадии начала зрелости. |
Число конкурентов и их относительные размеры (действуют ли в отрасли множество мелких компаний или в ней доминирует ограниченное число крупных фирм) |
В данной отрасли доминирует определенное число компаний («36,6», «Мелодия здоровья», «Муниципальная новосибирская аптечная сеть»). |
Количество покупателей и их финансовые возможности |
Фармацевтическая продукция всегда пользуется большим спросом у всех слоев общества. |
Направления и темпы технологических изменений, как в процессе производства, так и в создании новых продуктов |
Темпы технологических изменений в производстве очень высоки. |
Легкость вхождения в отрасль и выхода из нее |
Наличие большого количества аптек в городе говорит об очень низких барьерах вхождения в отрасль |
Являются ли продукты/услуги фирм-конкурентов высокодифференцированными, слабо дифференцированными или практически одинаковыми |
Продукция которую реализует фирма является высокодифференцированной. |
Имеют ли возможность компании осуществлять экономию на масштабах производства, транспортировке, маркетинге или проведении рекламных мероприятий |
Предприятие имеет возможность экономии на масштабах производства. |
Является ли высокая степень загрузки производственных мощностей наиболее важным условием для достижения низкого уровня издержек производства |
Высокая степень загрузки производственных мощностей не является наиболее важным условием низкого уровня издержек и высокого дохода. |
Осуществляются ли в отрасли необходимые капиталовложения |
Да, осуществляются. |
Имеет ли отрасль доходность выше или ниже среднего уровня прибыли в целом |
Доходность выше среднего уровня. |
Благодаря анализу отрасли можно сделать следующие выводы. Отрасль достаточно привлекательна, размер рынка стабильно велик. Однако темпы роста относительно медленные. Конкуренция высока, есть угроза появления нового серьезного конкурента. В такой ситуации в такой отрасли важно завоевать своего покупателя, завоевать его доверие и любовь. Заработать хорошую репутацию, и поддерживать ее в дальнейшем.
Можно сделать вывод, что рынок продолжит развиваться, однако скачкообразного роста, вероятнее всего, не произойдет. Спрос будет увеличиваться, в т.ч. за счет все большей распространенности профилактического приема. Лидирующие позиции на рынке будут удерживать лекарственные средства иностранного производства, хотя картина может измениться в случае локализации производства некоторых иностранных фармпроизводителей на территории России. В частности, подобные планы озвучивались компаниями Санофи-Авентис и Берлин-Хеми. Состав и позиции лидеров рынка в ближайшее время не изменятся.
Рынок фармацевтических средств является весьма динамичным, и России, и в мире. Постоянное появление новых технологий и материалов, а также изменение тенденций в сторону повышения привлекательности здорового образа жизни обеспечивает и отрасли, и рынку большую привлекательность с точки зрения вложения капиталов. Объем данного рынка постоянно растет.
Факторы макросреды рынка в целом достаточно благоприятны для его развития, особенно рост активности потребителей и технологические новации. Факторы микросреды, включающие прежде всего конкурентов, поставщиков и покупателей, также оцениваются достаточно положительно.
Проведем анализ внутренней среды (сильных и слабых сторон) компании по той же методике, что и анализ факторов внешней среды [15] (таблица 4, приложения 4-6)
Таблица 4 - Результаты выбора факторов внутренней среды и обоснование их выбора для ЗАО «Евросервис»
№п/п |
Фактор |
Обоснование выбора фактора (на какие виды деятельности вашего отделения оказывает влияние) |
Сильные стороны |
||
1 |
Стиль управления и эффективная организационная структура ЛПУ |
Эффективное руководство и организационная структура позволяют успешно планировать и вести деятельность, сохраняя хорошие отношения внутри коллектива ЛПУ |
2 |
Ориентация на рынок |
Востребованность услуг ЛПУ увеличивает количество пациентов |
3 |
Структура и широта ассортимента услуг |
Обширный перечень предложений позволяет удовлетворить любые слои населения в стоматологических услугах |
4 |
Структура пациентов |
Наличие и прикрепленных, и сторонних пациентов увеличивает их количество, а следовательно – эффективность деятельности ЛПУ |
5 |
Профессиональная квалификация сотрудников |
Высокий профессионализм персонала привлекает дополнительных пациентов |
6 |
Участие в научно-практических работах, семинарах, конференциях |
Научный и творческий потенциал персонала ЛПУ позволяет использовать последние достижения в лечении стоматологических заболеваний |
Слабые стороны |
||
1 |
Финансовый потенциал |
Пока недостаточно средств для самостоятельного финансирования научных исследований и разработок |
2 |
Динамика прибыли |
Прибыль остается на низком уровне, что не позволяет в достаточной степени модернизировать процесс оказания услуг или проводить эффективную маркетинговую политику |
3 |
Стимулирование продаж услуг и их продвижение |
Находится на низком уровне из-за отсутствия средств и соответствующих специалистов |
4 |
Недостаточное оснащение современным оборудованием, лекарственными средствами и материалами |
Снижает качество оказываемых услуг, что вызывает отток пациентов |
5 |
Мотивация персонала |
Низкая моральная мотивация персонала на высокие показатели работы |
6 |
Низкий уровень оплаты труда |
Снижает мотивацию сотрудников к своему труду, что снижает качество оказываемой помощи; повышение числа увольнений из-за низкой оплаты труда |
Таким образом, сильные стороны изучаемой аптечной организации превышают слабые на 1,338 балла (по пятибалльно шкале)
Сведем полученные результаты в матрицу SWOT-анализа (таблица 5) [15].
Таблица 5- SWOT-анализ ЗАО «Евросервис»
Сильные стороны |
Баллы |
Возможности |
Баллы |
Стиль управления и эффективная организационная структура ЛПУ |
0,261 |
Демографическая ситуация |
1,066 |
Ориентация на рынок |
0,95 |
Средняя продолжительность жизни населения |
0,433 |
Структура и широта ассортимента услуг |
1,839 |
Уровень здоровья населения (заболеваемость) |
0,3 |
Структура пациентов |
0,852 |
Рождаемость, смертность, естественный прирост населения |
2,172 |
Профессиональная квалификация сотрудников |
1,298 |
Количество медицинских работников |
0,9 |
Участие в научно-практических работах, семинарах, конференциях |
0,285 |
Количество медицинских учреждений |
0,4 |
ИТОГО |
5,485 |
Выпуск специалистов ВУЗами в области здравоохранения |
0,1 |
Достижения в области диагностики и лечения |
0,6 |
||
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек |
1,372 |
||
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. |
0,8 |
||
Валовой внутренний продукт всего, млрд. руб. |
1,329 |
||
Государственное влияние на здравоохранение |
0,8 |
||
Государственное регулирование конкуренции в здравоохранении |
0,6 |
||
ИТОГО |
10,872 |
||
Слабые стороны |
Угрозы |
||
Финансовый потенциал |
-0,19 |
Численность безработных, тыс. человек |
-0,1 |
Динамика прибыли |
-0,192 |
Правительственная стабильность |
-0,1 |
Стимулирование продаж услуг и их продвижение |
-0,568 |
Изменение законодательства |
-1,066 |
Недостаточное оснащение современным оборудованием, лекарственными средствами и материалами |
-0,695 |
ИТОГО |
-1,266 |
Мотивация персонала |
-0,95 |
||
Низкий уровень оплаты труда |
-1,752 |
||
ИТОГО |
-4,347 |
||
Баланс |
+1,338 |
Баланс |
+9,606 |
В результате проведения количественного SWOT-анализа деятельности ЗАО «Евросервис» можно сделать вывод, что сильные и слабые стороны примерно равны по своему влиянию на деятельность данного учреждения с незначительным превышением сильных сторон, а внешняя среда дает значительно больше возможностей для развития деятельности, и в 8,56 раз превышает влияние потенциальных внешних угроз.
Можно предложить компании следующие стратегические альтернативы:
Стратегия 1: Использование стратегий концентрированного роста позволяет фирме улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли, а также определяет необходимость поиска возможностей улучшения своего положения на существующем рынке.
-
- Использование бенчмаркинга в деятельности предприятия.
- Сетезация (создание собственной сети)
Стратегия 2 и мероприятия, необходимые для ее реализации
Стратегия дифференциации: использование преимуществ эксклюзивных товаров:
- налаживание поставок эксклюзивных ЛФС;
- договоры с ЛПУ на посреднические услуги при поставках эксклюзивных марок
Стратегия 3 и мероприятия , необходимые для ее реализации.
Стратегия лидерства по издержкам: максимально возможное снижение цен за счет использования эффекта масштаба:
- оптимизация логистики;
- эффективное взаимодействие с поставщиками
- максимально быстрая реализация крупных заказов, полученных с оптовой скидкой.
Стратегия 4. Также для роста конкурентоспособности можно придерживаться стратегии проникновения на рынок, в рамках данной стратегии необходимо проводить рекламные компании и организовывать различные мероприятия, что привлечет новых клиентов:
-
- оптимизация работ проведению рекламных и ПР-мероприятий совместно с другими предприятиями для расширения рынка.
- разработка системы стимулирования продаж и повышения лояльности клиентов.
Стратегия 5. Диверсификация услуг, для расширения рынков сбыта и увеличения средней покупки:
- оказание консультационных услуг с приглашением врачей специалистов в определенные дни и часы для проведения консультаций;
- организация «клуба здоровья» с арендой дополнительного помещения для проведения занятий (фитнес, йога, диетология и т.п.).