Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Понятие и классификация управленческих решений)..pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы принятия управленческих решений
1.1 Понятие и классификация управленческих решений
1.2 Факторы и критерии приятия управленческих решений
2. Процесс моделирования управленческих решений
2.1 Этапы разработки и принятия управленческих решений
2.2 Моделирование бизнес-процессов для принятия управленческих решений
3. Применение моделирования при принятии управленческих решений на примере ЗАО «Евросервис»
3.1 Описание управленческой ситуации
3.2 Процесс принятия управленческого решения по выбору наилучшей стратегии ЗАО «Евросервис»
3.2 Процесс принятия управленческого решения по выбору наилучшей стратегии ЗАО «Евросервис»
Далее оценим риски стратегических альтернатив.
Таблица 6 - Перечень рисков стратегических альтернатив
Группа рисков |
Риски |
Негативные последствия |
Рыночные |
Р.1более низкие цены или высокое качество ассортимента у конкурентов |
отсутствие окупаемости затрат |
Р.2невостребованность новшеств потребителями |
отсутствие спроса |
|
Производственные |
Пр.1 нарушение условий производства или хранения |
ухудшение репутации компании |
Пр.2отсутствие необходимого опыта и оборудование |
низкое качество продукции, потеря клиентов |
|
Финансовые риски |
Ф.1 аннулирование контрактов по внешним причинам |
потеря поставщиков и посетителей, ухудшение имиджа предприятия |
Ф.2 высокие налоги |
недостаточно быстрая окупаемость затрат |
|
Политические риски |
П.1ужесточение законодательства |
несоответствие текущих условий производства, штрафы |
П.2коррупция |
невозможность ведение бизнеса в таких условиях |
|
Прочие риски |
Проч.1 форс-мажор |
невосполнимые потери при форс-мажорных обстоятельствах |
Проч.2 хищение, порча имущества |
отсутствие возможности ведения дальнейшего бизнеса в выбранном направлении |
Для проведения экспертной оценки выявленных рисков были привлечены эксперты из числа сотрудников предприятия: директор, бухгалтер, администратор. В результате опроса экспертов из числа руководства и старших менеджеров предприятия были получены следующие оценочные критерии по прогнозируемым условиям реализации предложенных стратегий (средняя оценка по всем экспертам, вероятность влияния факторов, %).
Варианты стратегий |
Условия |
||
Неблагоприятные |
средние |
Благоприятные |
|
стратегия 1 |
10,4 |
15,7 |
20,2 |
стратегия 2 |
12,4 |
14,8 |
18,0 |
стратегия 3 |
11,7 |
16,2 |
18,9 |
стратегия 4 |
14,2 |
17,2 |
19,7 |
стратегия 5 |
10,2 |
14,6 |
20,0 |
Таким образом, на основе проведенного анализа и предложенных мероприятий, ЗАО «Евросервис» можно свести экономические показатели разработанных стратегических альтернатив в итоговую таблицу 7:
Таблица 7 - Параметры стратегических альтернатив
Стратегические альтернативы |
Чистая прибыль нарастающим итогом, тыс. руб. |
Оценка рисковости |
1 Стратегия концентрации |
14058,7 |
25,50 |
2 Стратегия дифференциации |
12180,6 |
29,42 |
3 Стратегия лидерства по издержкам |
13698,7 |
25,33 |
4 Стратегия проникновения на рынок |
14433,7 |
22,45 |
5 Стратегия диверсификации |
13987,5 |
25,40 |
Таким образом, оптимальным по соотношению накопленной прибыли и риска является 4 вариант – стратегия проникновения на рынок.
Выберем наилучшую стратегию по критерию Вальда (максиминный критерий)-выбирается максимальное значение наихудшего варианта
Варианты стратегий |
Условия |
Критерий Вальда |
||
Неблагоприятные |
средние |
Благоприятные |
||
стратегия 1 |
10,4 |
15,7 |
20,2 |
10,4 |
стратегия 2 |
12,4 |
14,8 |
18,0 |
12,4 |
стратегия 3 |
11,7 |
16,2 |
18,9 |
11,7 |
стратегия 4 |
14,2 |
17,2 |
19,7 |
14,2 |
стратегия 5 |
10,2 |
14,6 |
20,0 |
10,2 |
Таким образом, наилучший результат при неблагоприятных условиях дает стратегия № 4.
Выберем наилучшую стратегию по критерию нейтрального игрока – усредненный вариант (среднеарифметическое значение по стратегиям)
Варианты стратегий |
Условия |
Критерий нейтрального игрока |
||
Неблагоприятные |
средние |
Благоприятные |
||
стратегия 1 |
10,4 |
15,7 |
20,2 |
15,4 |
стратегия 2 |
12,4 |
14,8 |
18,0 |
15,1 |
стратегия 3 |
11,7 |
16,2 |
18,9 |
15,6 |
стратегия 4 |
14,2 |
17,2 |
19,7 |
17,0 |
стратегия 5 |
10,2 |
14,6 |
20,0 |
14,9 |
Исходя из критерия нейтрального игрока, оптимальной также является стратегия № 4.
Выберем наилучшую стратегию по критерию азартного игрока (дающую наилучший результат при благоприятных условиях)
Варианты стратегий |
Условия |
Критерий Вальда |
||
Неблагоприятные |
средние |
Благоприятные |
||
стратегия 1 |
10,4 |
15,7 |
20,2 |
20,2 |
стратегия 2 |
12,4 |
14,8 |
18,0 |
18,0 |
стратегия 3 |
11,7 |
16,2 |
18,9 |
18,9 |
стратегия 4 |
14,2 |
17,2 |
19,7 |
19,7 |
стратегия 5 |
10,2 |
14,6 |
20,0 |
20,0 |
Таким образом, наилучший результат при благоприятных условиях дает стратегия № 1.
Выберем оптимальную стратегию согласно критерию Севиджа (минимизация сожалений)
Стратегии |
Условия |
матрица рисков |
макс |
||||
Неблагоприятные |
средние |
Благоприятные |
14,2 |
17,2 |
20,2 |
||
стратегия 1 |
10,4 |
15,7 |
20,2 |
3,8 |
1,5 |
0,0 |
3,8 |
стратегия 2 |
12,4 |
14,8 |
18,0 |
1,8 |
2,4 |
2,2 |
2,4 |
стратегия 3 |
11,7 |
16,2 |
18,9 |
2,5 |
1,0 |
1,3 |
2,5 |
стратегия 4 |
14,2 |
17,2 |
19,7 |
0,0 |
0,0 |
0,5 |
0,5 |
стратегия 5 |
10,2 |
14,6 |
20,0 |
4,0 |
2,6 |
0,2 |
4 |
Таким образом, минимальное значение потерь при максимальном риске дает стратегия № 4.
Выберем стратегию согласно критерию Гурвица при весовом коэффициенте а = 0,3
Стратегия |
Условия |
мах |
мин |
Критерий Гурвица |
||
Неблагоприятные |
средние |
Благоприятные |
||||
стратегия 1 |
10,4 |
15,7 |
20,2 |
20,2 |
10,4 |
13,34 |
стратегия 2 |
12,4 |
14,8 |
18,0 |
18,0 |
12,4 |
14,08 |
стратегия 3 |
11,7 |
16,2 |
18,9 |
18,9 |
11,7 |
13,86 |
стратегия 4 |
14,2 |
17,2 |
19,7 |
19,7 |
14,2 |
15,85 |
стратегия 5 |
10,2 |
14,6 |
20,0 |
20,0 |
10,2 |
13,14 |
Согласно критерию Гурвица, стратегия № 4 является наиболее компромиссной.
Таким образом, если руководство предприятия не является азартным игроком, следует выбирать для реализации стратегию № 4, как наиболее приемлемую практически по всем критериям.
Заключение
Необходимость принятия решений в работе руководителя (менеджера) любой организации объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента. Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.
На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений. Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Принимая решение, нужно осознавать, что ты распоряжаешься не только своей судьбой, но и судьбами работающих у тебя людей. Поэтому актуальность выбора темы с акцентом на управленческие решения в работе с персоналом является доказанной и бесспорной.
В работе был проведен анализ ситуации в аптеке «Евросервис», проведенный анализ деятельности которой показал необходимость разработки эффективной стратегии дальнейшего развития. Для этого была сформулирована проблема и обосновано решение использовать для ее решения ряд критериев и методов.
Методом мозгового штурма были разработаны 5 вариантов стратегического развития предприятия, а также определены основные и дополнительные критерии и риски выбора решения. В итоге был выбран вариант стратегии № 4 – стратегия проникновения на рынок, как наиболее оптимальная по всем критериям.
Список использованной литературы
- Брэддик У. Менеджмент в организации. М.: Инфра-М, 2010.
Бунтова О.Г. Введение в ERP–системы SAP, галактика – ERP: учеб. пособие. – Екатеринбург: Уральск. гос. ун– т, 2007. – 167 с.
- Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. М.: Фирма "Гардарика", 2011.
Елиферов В. Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление : Учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 319 с. – (Учебники для программы МВА).
- Ерина Т.А. Управленческий анализ в отраслях/Учебный курс (учебно-методический комплекс). – М.: изд-во МИЭМП, 2013.
Имитационное моделирование бизнес-процессов на основе использования ППП ReThink // www.market-pages.ru/biznesproc1/12.html
- Колесных М. Время рациональности //Новый менеджмент.- 2009.-№2 – с.38-45.
- Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2012. – 386 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2009.
- Огарков А.А. Управление организацией: учебник - М.: Эксмо, 2011.
- Основы менеджмента. Источник - http://sumdu.telesweet.net
- Управленческие решения. Источник - http://ooopht.ru/211/1276/1169/1176.html
- Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: учебное пособие – М., 2010.
- Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. М.: Инфра-М, 2009.
- Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2010
Приложения
Приложение 1- Результаты оценки факторов макросреды ЗАО «Евросервис»с их обоснованием.
№п/п |
Фактор |
Оценка численного значения фактора на последний год исследования |
Оценка тенденции изменения показателя за изучаемый период |
Приведенная оценка Аiобщ.= Aiб + Бiб, балл |
||||
Aiб, балл |
Обоснование оценки численного значения с позиции маркетинга |
Бi% % |
Бiб балл |
Обоснование полученной при расчете оценки тенденции изменения в % с позиции маркетинга (какова тенденция изменения большая, средняя, незначительная) |
||||
Социальная составляющая |
||||||||
1 |
Демографическая ситуация |
2 |
Несколько повышает востребованность услуг |
66,67 |
3,33 |
Значимые положительные изменения |
5,33 |
|
2 |
Средняя продолжительность жизни населения |
1 |
Несколько повышает востребованность услуг |
66,67 |
3,33 |
Значимые положительные изменения |
4,33 |
|
3 |
Уровень здоровья населения (заболеваемость) |
-1 |
Снижает востребованность услуг |
40,00 |
2 |
Достаточно значимые положительные изменения |
1 |
|
4 |
Рождаемость, смертность, естественный прирост населения |
4 |
Хорошо влияет на рост потребности в услугах ЛПУ |
28,57 |
1,43 |
Незначительные изменения |
5,43 |
|
Технологическая составляющая |
||||||||
1 |
Количество медицинских работников |
3 |
Удовлетворительный уровень, в т.ч. квалификационный |
0 |
0 |
- |
3 |
|
2 |
Количество медицинских учреждений |
-1 |
Неудовлетворительный уровень использования |
40 |
2 |
Достаточно значимые положительные изменения |
1 |
|
3 |
Выпуск специалистов ВУЗами в области здравоохранения |
1 |
Плохое качество подготовки практических специалистов |
0 |
0 |
- |
1 |
|
4 |
Достижения в области диагностики и лечения |
3 |
Удовлетворительный уровень использования |
0 |
0 |
- |
3 |
|
Экономическая составляющая |
||||||||
1 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек |
2 |
Рост возможностей и пациентов, и ЛПУ |
28,57 |
1,43 |
Незначительные изменения |
3,43 |
|
2 |
Численность безработных, тыс. человек |
-1 |
Достаточно низкий на данный период |
0 |
0 |
- |
-1 |
|
3 |
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. |
4 |
Положительное влияние на востребованность услуг |
0 |
0 |
- |
4 |
|
4 |
Валовой внутренний продукт всего, млрд. руб. |
3 |
Положительно влияет на рост потребности в услугах и развитие ЛПУ |
28,57 |
1,43 |
Незначительные изменения |
4,43 |
|
Политическая составляющая и т.д. |
||||||||
1 |
Правительственная стабильность |
-1 |
Преддверие выборов |
0 |
0 |
- |
-1 |
|
2 |
Изменение законодательства |
-2 |
Не исправляются недостатки |
-66,7 |
-3,33 |
Достаточно значимые отрицательные изменения |
-5,33 |
|
3 |
Государственное влияние на здравоохранение |
2 |
Неудовлетворительный уровень |
0 |
0 |
- |
2 |
|
4 |
Государственное регулирование конкуренции в здравоохранении |
2 |
Неудовлетворительный уровень |
0 |
0 |
- |
2 |