Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Понятие и классификация управленческих решений)..pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы принятия управленческих решений
1.1 Понятие и классификация управленческих решений
1.2 Факторы и критерии приятия управленческих решений
2. Процесс моделирования управленческих решений
2.1 Этапы разработки и принятия управленческих решений
2.2 Моделирование бизнес-процессов для принятия управленческих решений
3. Применение моделирования при принятии управленческих решений на примере ЗАО «Евросервис»
3.1 Описание управленческой ситуации
3.2 Процесс принятия управленческого решения по выбору наилучшей стратегии ЗАО «Евросервис»
2. Процесс моделирования управленческих решений
2.1 Этапы разработки и принятия управленческих решений
Процесс принятия управленческих решений достаточно сложен, имеет много тонкостей в зависимости от ситуации, квалификации и опыта самого менеджера – лица, принимающего решения[9]. Известное мнение о том, что принять решение легко - трудно принять хорошее решение, лишь подчеркивает сложность процесса разработки решения, сочетающего в себе формальные и неформальные аспекты, различающиеся степенью участия в нем человека.
Разработка и принятие управленческих решений осуществляются в пять этапов [6, C. 12]:
1 Определение (диагностика) или формулировка проблем. На этом этапе выявляется или прогнозируется проблема, определяется и анализируется соответствующая информация для выявления имеющихся критериев или симптомов, определяются основные факторы влияния.
2 Определение цели и задач, которые достигаются после реализации принимаемого решения. Здесь формулируется имеющиеся ограничения и критерии оптимальности решения, желательно, как можно ближе к реальности (с обоснованием имеющихся ресурсных возможностей, оценки потенциала и т.п.)
3 Установление критерия выбора решения. На этом этапе формируется несколько альтернатив принимаемого решения, включающих устранение причин возникновения проблемы и ее решение на текущем уровне. Часто используют математические модели или простой перебор решений, пока не находится минимально допустимое отклонение от планируемых результатов.
4 Разработка возможных способов достижения цели и вариантов решений. Проводится путем оценки соответствующих альтернативных вариантов, в сравнении друг с другом и с прогнозом развития окружающей среды и самой организации.
5 Оценка по установленному критерию вариантов решений и выбор лучшего из них. Выбирается из имеющихся вариантов с наиболее благоприятным прогнозом. Здесь также имеет место влияние субъективности руководителя в окончательном выборе решения.
2.2 Моделирование бизнес-процессов для принятия управленческих решений
В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей управленческих решений, различают:
а) линейное моделирование, при котором используются линейные зависимости;
б) динамическое программирование, позволяющее вводить дополнительные переменные в процесс решения задач;
в) вероятностные и статистические модели, реализуемые в методах теории массового обслуживания;
г) теория игр – моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;
д) имитационные модели позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним [4].
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках системы, а также при их комбинации и взаимодействии. Система работ на предприятии может быть представлена в виде процессной модели, которая состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия.
Модели бизнес-процессов позволяют получить целостную картину всех взаимосвязанных между собой процессов транспортно-экспедиторской деятельности как внешних, так и внутренних. Для моделирования бизнес-процессов широко используются методы структурного анализа и проектирования.
В процессе моделирования бизнес-процесс, будучи сложно устроенным объектом управления, объединяющим многие виды функциональной деятельности, дезагрегируется на операции и действия.
Развитие методов моделирования описания и автоматизации бизнес–процессов принято разделять на три этапа, или три «волны». Началом каждой из них явился очередной всплеск интереса к повышению эффективности деятельности предприятий и процессному управлению. Основные характеристики этих этапов приведены в таблице 1 в сравнении с соответствующими стадиями развития информационных технологий и подходов к совершенствованию деятельности компании.
Таблица 1 – Этапы развития моделирования описания и управления бизнес–процессами [2, С. 112]
Этапы |
Моделирование бизнес– процессов |
Совершенствование деятельности |
Информационные технологии |
Первая волна |
1920– 80– е гг. Анализ способов выполнения работ Рационализация трудовых операций Модели на бумаге Низкая автоматизация |
1980– е гг. Всеобщее управление качеством Непрерывность изменений Научный подход Последовательное совершенствование |
1970– 90– е гг. Система управления базами данных Совместное использование данных Приложения, обращающиеся к базам данных |
Вторая волна |
ПО для построения диаграмм и анализа процессов в статике Ручной реинжиниринг Единовременное создание модели Автоматизация: КИС с поддержкой потоков работ (WfMS, ERP) |
Реинжиниринг бизнес– процессов Дискретность изменений Ненаучный подход Радикальное преобразование |
Распределенные вычисления Совместное использование функций Распределенные приложения |
Третья волна |
Ориентированное на бизнес– процессы ПО Исполняемые модели Итеративная оптимизация Средства моделирования интегрированы в BPMS Имитационное моделирование и анализ моделей в динамике Конвертирование моделей Стандартизация методологий |
Управление бизнес– процессами (ВРМ) Непрерывность изменений Гибкость, адаптивность Научный подход Итеративное совершенствование |
Системы управления бизнес– процессами Совместное исполнение бизнес– процессов Распределенные бизнес– процессы |
При реинжиниринге бизнес-процессов и особенно при проектировании новых бизнес-процессов необходимо использовать таким инструменты динамического анализа как методы и средства имитационного моделирования, позволяющие отслеживать влияние отдельных, даже случайных, факторов на моделируемый бизнес-процесс и его отдельные элементы[4, C. 98-99].
Любая имитационная модель генерирует процессы распределения рабочих объектов, операций по их обработке в заданных условиях в режиме ускоренного времени относительно базового бизнес-процесса. Формально простейшая имитационная модель может быть описана следующим образом: рабочие объекты – ресурсы и функции – результат (конечный или промежуточный).
К основным типам имитационных моделей относятся [6]:
- Многопродуктовая модель, основанная на построении системы моделей по количеству продуктов, для производства которых используют одни и те же ресурсы, что позволяет определять их достаточность, степень загрузки, уровень использования, а также формирование соответствующих финансовых потоков.
- Разветвляющаяся модель, применяемая для анализа альтернативных процессов для оптимизации их последовательности в зависимости от внешних факторов: если клиент новый, то для него применяют одну технологию обслуживания, для постоянного клиента определяют дополнительные параметры, в которых и возникает дальнейшее разветвление процессов. При этом разветвления наиболее типичные формализуются заранее, более сложные или вновь моделируемые требуют более тщательной разработки.
- Модель с кооперативными связями, которая применяется в случаях оптимизации (сокращения) длительности процесса, если есть возможность кооперировать ряд простых функций в одну – комбинированную. Такой подход уменьшает время, затрачиваемое на прохождение объекта по операциям, переходы между операциями и общий контроль процесса.
В качестве основных инструментальных средств имитационного моделирования, широко используемых в России, относятся ReThink ( Gensym ), Pilgrim (***), РДО (МГТУ), Workflow Analyzer ( MetaSoftware ) [6].
Таким образом, наиболее эффективным является принятие управленческих решений, основанное на моделировании и дальнейшей оптимизации бизнес-процессов, что представляет собой сложный многоступенчатый вид деятельности, без научной организации которого немыслимо совершенствование функций и процессов организаций. Наряду с получением необходимых для этого теоретических знаний оптимизатору бизнес-процессов требуется обрести устойчивые практические навыки этого вида деятельности.
3. Применение моделирования при принятии управленческих решений на примере ЗАО «Евросервис»
3.1 Описание управленческой ситуации
ЗАО «ЕВРОСЕРВИС» - специализированный дистрибьютор на фармацевтическом рынке страны с 1996 года. Деятельность компании направлена на высококачественный сервис, максимально удовлетворяющий потребностям своих покупателей. Достигнув значительных успехов за годы своей деятельности, компания стала одним из лидеров в области госпитальных продаж.
Наименование Закрытое акционерное общество «Фирма ЕВРОСЕРВИС», ИНН 7731241639, КПП 773101001, ОГРН 1027739304130, ОКПО 44483442. Юридический адрем: 113105, г. Москва, Нагорный проезд, д.6.
ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС» зарегистрировано 2 октября 2002 года регистрирующим органом Государственное учреждение Московская регистрационная палата. Уставный капитал компании - 10000 руб. Тип собственности - закрытые акционерные общества. Форма собственности - частная собственность. Основные виды деятельности ЗАО "Фирма ЕВРОСЕРВИС": оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями (51.46), производство основной фармацевтической продукции (24.41), предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования и аппаратуры (33.10.9).
Основные продукты аптеки — лекарственные средства, биологические активные добавки к пище (БАДы), предметы гигиены, косметические препараты, медицинская техника.
Аптека продает только готовые лекарственные средства и не занимается производством лекарств.
Компании необходимо разработать стратегию дальнейшего развития.
Рассмотрим основные факторы внешней среды по 4 узловым направлениям для выявления тенденций и событий, не подконтрольных предприятиям –производителям и продавцам солнцезащитных очков, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений[12].
- Политика (P):
- Состоявшаяся относительно недавно смена президента не сильно изменит влияние на объект и рынок, в общем.
- В то же время законодательство Российской Федерации меняется в направление к ужесточению контроля над качеством медикаментов и другой фармацевтической продукции.
- Можно ещё отметить, что государство мало регулирует конкуренцию в данной отрасли.
- Экономика (E) :
- Экономическая ситуация в стране и в регионе достаточна благоприятная. Наблюдается некоторое оздоровление экономики после кризиса, уровень жизни подтягивается, однако по-прежнему не дотягивает до желаемого уровня.
- Под воздействием инфляции, цены на продукцию в данной отрасли растут, но медленно и незначительно, потому что компании стараются их сдерживать.
- Основные внутренние издержки связаны: с потреблением электроэнергии, с выплатой зарплаты персоналу, с повышением квалификации персонала.
- Основные внешние издержки связаны: с арендой помещения, с поиском персонала, с раскруткой компании, с выплатой налогов и т.д.
- Социум (S):
- Большие изменения в базовых ценностях. «Новое поколение» - сильно отличается (новые вкусы, интересы, идеалы и т.д.).
- Уровень жизни в среднем улучшается. Стиль жизни тесно взаимосвязан с уровнем жизни.
- Много сил направлено на улучшение «запущенной» экологии.
- Большее количество людей хочет и стремится получить высшее образование. Большая часть из них стремясь получить диплом, не уделяет большое внимание самим знаниям.
- Показатели демографии в Российской федерации в среднем неудовлетворительные. Поэтому разрабатываются различные программы, стимулирующие рост рождаемости.
- Технология (T):
- Скорость изменения и адаптации новых технологий – высокая. Внедрение новых технологий производится смело и решительно.
- Активно ведутся разработки новых лекарств и медикаментов.
- Государственная технологическая политика. Российскую экономику пока трудно назвать лидером технологического развития. Средний возраст промышленного оборудования превышает 20 лет. По оценкам экспертов, доля России в мировом обороте наукоемкой продукции находится в коридоре от 0,3 до 0,8 процента. Это малоприятная для нас цифра – это в 15–20 раз меньше, чем, например, доля Китая. При этом мало что делается, чтобы преодолеть этот технологический разрыв. Поэтому была поставлена задача, в первую очередь, использовать конкурентные преимущества России. Они есть в космической промышленности, в авиации, в энергетике, в коммуникациях. Страна занимает передовые научные позиции в материаловедении, физике, ядерных технологиях, химии, металлургии. Известно также, что Россия умеет концентрировать усилия на решении самых сложных технологических проблем.
На основании этих данных и с учетом влияния среды косвенного воздействия на частные клиники и кабинеты выявим основные факторы внешней среды, влияющие на деятельность ЗАО «Евросервис» (таблица 2). В приложениях 1-3 проведен анализ степени влияния указанных факторов на деятельность ЗАО «Евросервис» путем их ранжирования, оценки и расчета сводного параметрического индекса составляющих внешней среды клиники. В результате проведенного анализа, наиболее значимой и оказывающей положительное влияние на деятельность ЗАО «Евросервис», является социальная составляющая макросреды (3,971 балла), основным социальным положительным фактором здесь является интенсивный рост рождаемости и сокращение смертности населения.