Файл: Современные методы и приемы работы с персоналом, методики создания эффективных производственных коллективов. На примере реально существующей организации в гостиничном или ресторанном бизнесе.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации труда персонала гостиничного предприятия
1.1. Трудовые ресурсы гостиничного предприятия и специфика их труда
1.2. Технологический процесс оказания гостиничных услуг
Глава 2. Анализ организации труда персонала в гостинице «Арктика»
Однако, если в 2013-2014 гг., высвобождение персонала происходило только по инициативе работников, то в конце 2014 г. был проведен, в связи с повышением требований к качеству предоставляемых услуг и предполагаемой нагрузке на персонал в условиях работы при снижении загрузки номерного фонда, анализ по качественному и количественному составу персонала, а также сделаны выводы о необходимости увольнения конкретных работников. Рост количества принятых работников в 2014 г. обусловлен созданием нового структурного подразделения - Центра красоты.
В течение 2015 г. планируется дополнительно уволить 5 человек (3 человека в службе главного инженера, 2 человека в службе приема и размещения). По результатам мероприятий высвобождение персонала за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. составит до 10% от штатной численности.
Важное место в системе управления персоналом гостиницы занимает аттестация персонала - процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности. Аттестация проводится в соответствии с квартальным графиком, который утверждается не позднее 1 числа, предшествующего началу квартала. В графике указываются подразделения, должности, профессия, дата и место проведения аттестации (табл. 2). Служба управления персоналом готовит приказ о проведении аттестации (сроках, графиках, составе аттестационной комиссии, работниках, подлежащих аттестации) за подписью генерального директора.
Таблица 2
Ежеквартальный график проведения аттестации работников
гостиницы «Арктика» [34]
Наименование |
Дата/место проведения |
||
Январь 2014 |
Февраль 2014 |
Март 2014 |
|
Служба горничных |
|||
Руководитель службы |
25.03.2014 |
||
Координатор |
25.03.2014 учебный класс |
||
Старший работник по |
25.03.2014 |
||
Горничная |
12.01.2014 |
По результатам проверки соответствия работников требованиям, выставляются оценки: удовлетворительно, неудовлетворительно. В случае получения оценки неудовлетворительно, работника направляют на повторную переаттестацию (табл. 3).
Таблица 8
Результаты проверки знаний (данные за 2014 год) [35]
Наименование службы |
Количество |
Результаты проверки знаний, чел. |
Дата повторной проверки |
|
работников |
Оценка удовлетворительно |
Оценка неудовлетворительно |
||
чел. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Административный отдел |
7 |
7 |
||
Бухгалтерия |
5 |
5 |
||
Отдел рекламы |
1 |
1 |
||
Служба главного инженера |
26 |
25 |
1 |
05.12.2014 |
Служба гостиничного хозяйства |
98 |
96 |
2 |
06.04.2014 |
Служба маркетинга |
13 |
13 |
||
Служба обеспечения режима |
13 |
13 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Служба приема и размещения |
11 |
11 |
||
Служба программного и информационного обеспечения |
4 |
4 |
||
Служба управления персоналом |
2 |
2 |
||
Юридический отдел |
1 |
1 |
||
Всего |
181 |
178 |
3 |
Помимо проверки в соответствии с требованиями системы классификации и иных средств размещения, в рамках аттестации проводится проверка знания и умения работать с системами (табл. 4).
Таблица 4
Знание и умение работать с системами (данные за 2014 год) [36]
Наименование |
Знание и умение работать с системами |
Результаты проверки знаний |
||||
Система |
Глобальная |
Система |
Удовлетворительно |
Неудовлетворительно |
Дата повторной |
|
Руководитель службы горничных |
АСУ «Эдельвейс» |
1 |
||||
Старшин работник по обслуживанию номерного фонда |
АСУ «Эдельвейс» |
4 |
||||
Координатор |
АСУ «Эдельвейс» |
3 |
||||
Бухгалтер |
1 С : Бухгалтерия |
5 |
||||
Ведущий экономист |
АСУ «Эдельвейс» |
1С : Бухгалтерия |
1 |
|||
Служба маркетинга, отдел бронирования |
АСУ «Эдельвейс» |
Booking.com Expedia TravelLine |
13 |
|||
Служба приема и размещения |
АСУ «Эдельвейс» |
Booking.com Expedia TravelLine |
11 |
|||
Всего |
38 |
По итоговым результатам аттестации генеральный директор, с учетом рекомендаций аттестационной комиссии и представления непосредственного руководителя аттестованного работника, не позднее чем в месячный срок (с учетом пересдачи) с момента ее проведения, принимает одно из следующих
решений: 1) оставляет работника в прежней должности; 2) с согласия работника переводит его на другую работу с повышением или понижением в должности; 3) с соблюдением требований трудового законодательства изменяет размер персональной надбавки; 4) увольняет работника с занимаемой должности по несоответствию занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. За весь период проведения аттестации, начиная с 2007 г. по настоящее время, не один работник не покинул гостиницу по последнему решению генерального директора, что говорит о высокой квалификации работающего персонала в гостинице.
Обучение персонала в гостинице имеет несколько направлений (табл. 5).
Таблица 5
Направления обучения персонала в гостинице «Арктика»
(данные за 2012 - 2014 г.г.) [37]
Наименование обучения |
2012 |
2013 |
2014 |
количество |
|||
При найме (адаптационные программы) |
12 |
16 |
20 |
По результатам аттестации персонала, выявившей недостаточную квалификацию сотрудника |
4 |
2 |
3 |
При назначении сотрудника на новую должность или при переводе его на другой участок работы |
7 |
9 |
4 |
Развивающее обучение для сотрудников, желающих повысить свой профессиональный или общий уровень развития, для поддержания рабочих умений и навыков и повышения эффективности выполнения работником |
69 |
107 |
88 |
При изменении технологий работы |
11 |
0 |
0 |
Итого |
103 |
134 |
115 |
В результате снижения годового показателя загрузки гостиницы «Арктика» также наблюдается снижение затрат на обучение персонала, как запланированных, так и фактически выделенных финансовых средств на обучение (табл. 6).
Таблица 6
Затраты гостиницы на обучение персонала: запланированные и
фактические (данные за 2012-2014 гг.)
Должность, служба |
Планируемая сумма, руб. |
Фактическая сумма/руб. |
Количество/чел. |
||||||
Mi; |
2013 |
2014 |
2012 |
2013 |
2014 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Администрация |
446000 |
300000 |
300000 |
371110 |
346037 |
178770 |
22 |
22 |
26 |
Бухгалтерия |
6000 |
7000 |
7000 |
4200 |
5600 |
6800 |
2 |
2 |
2 |
Отдел рекламы |
0 |
0 |
25000 |
0 |
0 |
23000 |
0 |
0 |
1 |
Служба главного инженера |
12000 |
0 |
16000 |
12000 |
0 |
15600 |
7 |
0 |
4 |
Служба гостиничного хозяйства |
60000 |
50000 |
50000 |
69000 |
50000 |
0 |
3 |
30 |
0 |
Служба маркетинга |
18000 |
15000 |
0 |
18000 |
12000 |
0 |
6 |
2 |
0 |
Служба обеспечения режима |
5000 |
0 |
0 |
5000 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Служба приема и размещения |
50000 |
50000 |
50000 |
48000 |
0 |
24000 |
6 |
0 |
4 |
Служба программного и информационно |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Служба управления персоналом |
8000 |
S000 |
8000 |
5600 |
7300 |
8000 |
1 |
1 |
1 |
Юридический отдел |
12000 |
0 |
0 |
14000 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
план |
факт |
количество/чел. |
|||||||
Итого |
2012 |
2013 |
2014 |
2012 |
2013 |
2014 |
2012 |
2013 |
2014 |
617000 |
430000 |
456000 |
546910 |
420937 |
256170 |
49 |
57 |
38 |
|
Английский язык |
96000 |
280000 |
200000 |
93200 |
200000 |
217000 |
20 |
50 |
50 |
Внутреннее обучение локальные акты работодателя, адаптационные программы, при переводах работников) |
1. Затраты труда и рабочие часы на обработку или 2. Затраты на заработную плату вышеуказанных лиц 3. Амортизационные отчисления от стоимости техническим средствам, приходящихся на выполнение функций (компьютер, принтер, ксерокс). 4. Расчет затрат в рублях отсутствует |
Весь персонал, |
|||||||
Итого |
713000 |
710000 |
656000 |
640110 |
620937 |
473170 |
69 |
107 |
88 |
Затраты на внешнее обучение (за пределами гостиницы) составляют большую часть, но не дают возможности обучить весь персонал, а внутреннее обучение (на базе гостиницы) может позволить это сделать. Также необходимо обратить внимание, на неравномерное распределение обучения работников, что говорит о необходимости привести в соответствие единую периодичность обучения одного работника в единый период.
К внутреннему обучению относится обучение английскому языку на разных уровнях владения, для развития языковой практики приглашаются носители языка (обучение проходит 2 раза в неделю). Для изменения формата «урока» и поддержания мотивации к обучению, применяется обучение в виде квеста на английском языке, который проходит на базе гостиницы с участием, как штатных преподавателей языкового клуба, так и преподавателей учебных заведений, носителей языка.
Практикуется проведение обучения сотрудником, который посетил курсы повышения квалификации (он готовит презентацию и предоставляет информацию, которую получил на курсах сотрудникам службы).
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
«Арктика» - это современный отель, которому присвоена международная категория 2 звезды. Это комфортная и современная гостиница города Москвы. В гостинице «Арктика» 250 номеров различных категорий от «Эконом» до «Премиум».
Проведенный анализ выявил такую проблему гостиницы в 2014-2015 гг., как снижение загрузки номерного фонда, что приводит к падению прибыли. Во многом это связано с неблагоприятной экономической ситуацией в стране. Однако, есть и внутренние проблемы, обусловленные недостаточным профессиональным уровнем персонала. При этом затраты на обучение постоянно снижаются, вследствие чего персонал не обучается в прежних объемах, персонал обучается не в 100% составе, с не одинаковой периодичностью, что влияет на квалификацию персонала в целом по гостинице, а следовательно и на оказываемые услуги гостиницы.
Глава 3. Предложения по оптимизации работы персонала гостиницы «Арктика»
В целях оптимизации работы персонала гостиницы «Арктика» предлагается внедрение обучения персонала на базе информационных технологий, что создает возможность совершенствования и упрощения процесса обучения и оценки квалификационных знаний гостиничного персонала, позволяя снизить трудоемкость и повысить эффективность затрат на данный вид работ.
Нами сделан вывод о необходимости разработки информационно-аналитического обеспечения системы обучения и оценки квалификационных знаний персонала в гостинице, которое предполагает наличие двух модулей: модуля обучения и модуля тестирования (рис. 3).