Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации , на примере реально существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Относительными показателями эффективности и экономической целесообразности хозяйственной деятельности организации выступает система показателей рентабельности.

В экономической литературе дается большое количество показателей рентабельности. Каждый их них исполняет определенную роль в анализе результативности деятельности организации. На практике необходимо использовать систему показателей рентабельности.

Для определения уровня доходности организации все показатели рентабельности можно объединить в следующие группы [18, c. 101]:

1. Показатели, которые рассчитываются для анализа доходности деятельности организации в целом. Методика их расчета базируется на использовании показателей прибыли организации или прибыли от продажи продукции, чистой прибыли (в числителе) и показате­лей проданной продукции, себестоимости, уровня акцио­нерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

2. Показатели, которые рассчитываются для анализа доходности продукции, а также употребляемых ресурсов производства и издержек. Методика их определения также основана на использовании показателей прибыли организации, прибыли от продажи продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных издержек себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.

Всю предпринимательскую деятельность в рамках рыночных отношений можно разделить на три вида [9, c.111]:

1) операционная (основная);

2) инвестиционная;

3) финансовая.

Рентабельность представляет собой относительный показатель прибыли, отражающий отношение полученного эффекта к использованным ресурсам.

Рентабельным является деятельность организации, когда на протяжении некоторого периода времени денежные поступления компенсируют организации понесенные расходы, образуется и накапливается прибыль. Противоположным этому состоянию является убыточность, когда получаемые организацией денежные средства не компенсируют понесенные ею расходы.

Показатель эффективности отражает способность понесенных затрат окупиться, что представляет собой основу для дальнейшей деятельности организации.

Показатели рентабельности деятельности организации более полно, чем прибыль, характеризуют результаты деятельности организации, они применяются как инструменты инвестиционной политики, ценовой политики и т.д.


Оценка эффективности деятельности организации проводится по группам показателей рентабельности.

Расходные показатели рентабельности. Эта группа показателей рентабельности характеризует доходность осуществленных расходов в процессе предпринимательской деятельности. К таким показателям можно отнести следующие:

  • рентабельность продукции – определяется как отношение валовой прибыли от реализации к себестоимости реализованных товаров, работ, услуг, отражает, сумму полученной валовой прибыли на один рубль понесенных расходов;
  • рентабельность продаж – определяется как отношение прибыли от реализации товаров, работ, услуг к выручке, полученной от реализации, отражает, сумму полученной прибыли от реализации с одного рубля товарооборота;
  • рентабельность текущей деятельности – отражает, сумму полученной прибыли от текущей деятельности с одного рубля расходов;
  • коэффициент покрытия производственных расходов определяется как отношение полученного чистого дохода к себестоимости реализованных товаров, работ, услуг, отражает сумму на один рубль чистого дохода, который покрывает производственные издержки;
  • коэффициент окупаемости представляет собой отношение себестоимости реализованных товаров, работ, услуг, к чистому доходу, отражает сумму производственных расходов, для того, чтоб получить один рубль чистого дохода.

Ресурсные показатели рентабельности. Данные показатели рентабельности рассчитываются в ситуации, когда необходимо определить доходность капитала или ресурсов организации.

Доходные показатели рентабельности. Эта группа показателей рентабельности определяется отношением прибыли от реализации товаров, работ, услуг, к чистой прибыли организации. Данный показатель определяет результативность производственной деятельности и отображает, какую величину прибыли получает организация с каждого рубля продаж. В данную группу можно отнести валовую рентабельность продаж, чистую рентабельность продаж и пр.

Рентабельность реализации определяется в целом по организации и по отдельным наименованиям продукции. В процессе расчета указанных показателей рентабельности в числителе отражается не только величина прибыли, но и величина чистого прироста денежных средств.

Показатели рентабельности рассчитывают в коэффициентных величинах или в процентных.

Показатель рентабельности производственной деятельности (Рпр) можно рассчитать используя выражение вида:


,

где Пп – размер прибыли организации, тыс. руб.,

ОФП – среднегодовая величина стоимости основных средств, тыс. руб.,

НОС – величина нормируемого оборотного капитала, тыс. руб.

Показатель рентабельности реализованной продукции (Рп) можно рассчитать используя выражение вида:

,

где Пк.в.– величина годового прироста прибыли по итогам реализованных капитальных вложений,

KB – размер капитальных вложений, тыс. руб.

Показатель рентабельности продаж (Ро) можно рассчитать используя выражение вида:

,

где В – величины выручки от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель рентабельности текущих активов (Рт.а.) рассчитывают используя выражение вида:

,

где Пч – прибыль, которая остается в распоряжении организации, тыс. руб.,

ТА – средний размер текущих активов, тыс. руб.

Показатель рентабельности собственного капитала (Рс.к.) можно рассчитать используя выражение вида:

,

где СК – величина собственных средств, тыс. руб.

Показатель рентабельности изделия (Ри) можно рассчитать используя выражение вида:

,

где Пед – величина прибыли на единицу продукции, тыс. руб.,

Сед - размер себестоимости произведенной продукции, тыс. руб.

Показатель рентабельности инвестированного капитала (Ри.к.) можно рассчитать используя выражение вида:

,

где ИК – уровень среднего размера инвестированного капитала, тыс. руб.

Рентабельность основных фондов (Ро.ф.) можно рассчитать используя выражение вида:

,

где ОФ – величина стоимости основных средств, тыс. руб.

Показатель рентабельности заемных средств (Рз.с.) можно рассчитать используя выражение вида:

,

где Пз.с. – затраты, вызваные привлечением ресурсов на заемной основе, тыс. руб.,

ЗС – размер средств, привлеченных на заемной основе на определенную дату (средний размер), тыс. руб.

Показатель рентабельности активов (Ра) можно рассчитать используя выражение вида:

,

где СА – средний размер активов, тыс. руб.


Показатель рентабельности совокупных вложений капитала (Рс.в.к.) можно рассчитать используя выражение вида:

,

где Рз.с – затраты, которые вызваны привлечением ресурсов на заемной основе, тыс. руб,;

ИК – сумма собственных и заемных средств, тыс. руб.

Показатель рентабельности инвестиций (Ри) можно рассчитать используя выражение вида:

,

где В – размер валюты баланса, тыс. руб.,

КО – сумма краткосрочных обязательств, тыс. руб.

Показатель рентабельности товарной продукции (Рт.п) можно рассчитать используя выражение вида:

,

где Ст.п – затраты на выпуск товарной продукции, тыс. руб.

В качестве показателей активов могут использоваться показатель всех активов организации, внеоборотных активов, оборотных активов, чистых активов, отдельных компонентов внеоборотных и оборотных активов.

Глава 2. Анализ и оценка показателей рентабельности организации на примере ООО «Полипласт-Казань»

2.1. Краткая характеристика организации ООО «Полипласт-Казань»

«Полипласт» – один из крупнейших химических холдингов в Российской Федерации – лидер российского рынка химических добавок, широко применяемых в строительной индустрии при производстве бетонов, строительных растворов, цементов, огнеупоров, керамики, а также в других областях нестроительной химии.

Компания располагает 3 современными заводами, оснащенными новейшим технологическим оборудованием, и имеет более 30 представительств, охватывающих всю территорию России и некоторые страны ближнего зарубежья, что позволяет в кратчайшие сроки доставить клиенту любой продукт из товарной линейки.

В настоящее время производственные мощности Компании удовлетворяют потребности стройиндустрии на всей территории РФ. Часть продукции экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Основная продукция представляет собой высокотехнологичные химические добавки, существенно повышающие качество, как бетонных смесей, так и готовых изделий. Основное достоинство химдобавок – существенное влияние на качество и себестоимость бетона при относительно небольшом количестве (от 0,05% до 5% от массы цемента).


Компания также специализируется на производстве:

  • смазок для форм и опалубки;
  • нестроительной химии;
  • синтетических клеевых и отделочных материалов.

Миссия компании - развитие современного рынка строительной химии, освоение новых областей применения химической продукции компании в различных отраслях промышленности.

Цель - обеспечивать долгосрочный экономический рост компании, социальную стабильность, содействовать процветанию и прогрессу, соответствовать европейскому уровню стандартов качества продукции и требованиям по экологии.

Базовым продуктом компании является химическое соединение полиметиленнафталинсульфонат, получаемое в результате синтеза нафталина, едкого натра, серной кислоты и формалина. Общепринятое наименование данного продукта в строительной сфере – суперпластификатор «С-3». Основное назначение – снижение коэффициента трения молекул различных активных веществ, что позволяет находить ему самое широкое применение в промышленности путем адаптации свойств продукта ко многим сферам народного хозяйства. Процесс адаптации происходит, как правило, путем механического смешивания «С-3» либо последующего синтеза с другими химическими соединениями в зависимости от цели использования.

Базовый продукт производится на 3-х заводах компании. Дальнейшая его переработка осуществляется на этих же заводах и представительствах.

ООО «Полипласт-Казань» является одним из таких представительств и осуществляет переработку базового продукта в комплексные химические добавки для применения в основной сфере деятельности холдинга - в производстве товарного бетона и ЖБИ. Всего в настоящее время наше представительство производит более 25 наименований продуктов для различных видов и технологий бетонного производства.

Деятельность по НИОКР осуществляется НТЦ (научно-техническим центром) ОАО «Полипласт» совместно с заводами и представительствами.

Основные стадии производственного процесса и сервисного обслуживания:

  • обеспечение сырьем производится по 2-м каналам: «завод - представительство» («С-3») и «прочие поставщики – представительство» (компоненты для производства комплексных химических добавок);
  • приемка, контроль качества, хранение и подготовка сырья;
  • прием заявок клиентов, их обработка и формирование задания для производства;
  • изготовление конечных продуктов методом механического смешивания по определенной технологии;
  • контроль качества готовой продукции;
  • фасовка и доставка клиентам заказанной продукции;
  • сервисное обслуживание клиентов (внедрение и технологическое сопровождение применения продукции, обучение новым технологиям производства бетона);
  • научно-техническая поддержка клиентов в решении специализированных производственных задач.