Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации , на примере реально существующей организации.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты анализа рентабельности организации
1.1.Понятие прибыли и ее роль в современных условиях
1.2.Понятие и экономическая сущность рентабельности
1.3.Система показателей рентабельности и методика их расчета
Глава 2. Анализ и оценка показателей рентабельности организации на примере ООО «Полипласт-Казань»
2.1. Краткая характеристика организации ООО «Полипласт-Казань»
2.2. Анализ прибыли организации
2.3.Анализ и оценка показателей рентабельности организации
Глава 3. Пути повышения показателей прибыли и рентабельности организации ООО «Полипласт-Казань»
Показатели, характеризующие рентабельность использования вложенного в предпринимательскую деятельность ООО «Полипласт-Казань» капитала представим в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Показатели, характеризующие рентабельность использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала в ООО «Полипласт-Казань»
Показатели |
Формула |
Значение |
Изменение |
|
2015 |
2016 |
|||
1. Показатель рентабельности собственного капитала (ROE) |
Отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала |
1,82 |
11,82 |
10 |
2. Показатель рентабельности чистого капитала |
Отношение чистой прибыли к средней величине чистого капитала |
99,12 |
94,02 |
-5,1 |
3. Показатель рентабельности активов (ROA) |
Отношение чистой прибыли к средней стоимости активов |
0,3 |
1,87 |
1,57 |
4. Прибыль на инвестированный капитал (ROCE) |
Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам |
6,09 |
17,37 |
11,28 |
5. Показатель рентабельности производственных фондов |
Отношение прибыли от продаж к средней стоимости основных средств и материально-производственных запасов |
17,94 |
15,79 |
-2,15 |
6. Фондоотдача, коэфф. |
Отношение выручки к средней стоимости основных средств |
17,93 |
8,19 |
-9,74 |
По результатам таблицы можно сделать вывод, что за отчетный период каждый рубль собственного капитала ООО «Полипласт-Казань» принес 11,82 руб. чистой прибыли.
Значение рентабельности активов по чистой прибыли ROA за 2016 год свидетельствует о весьма низкой эффективности использования имущества ООО «Полипласт-Казань».
Фондоотдача показывает эффективность использования основных средств ООО «Полипласт-Казань». Фондоотдача уменьшилась на 9,74 руб. и составила 8,19 руб., т.е. в ООО «Полипласт-Казань» возросла сумма амортизационных отчислений, приходящихся на один рубль объема продаж, и, следовательно, упала доля прибыли в цене товара.
Рентабельность активов повысилась на 1,57%. Рентабельность чистого капитала ООО «Полипласт-Казань» снизилась, что свидетельствует о низкой эффективности привлечения инвестиционных вложений в организацию.
Используем методику «Du Pont» для анализа рентабельности собственного капитала, применим формулу:
ROE = Pn/E = Pn/S х S/A х A/E
где Pn/S – это рентабельность продаж (маржа);
S/A – оборачиваемость общей суммы активов;
A/E – мультипликатор собственного капитала.
Анализ по данной модели представим в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Анализ по модели «Du Pont».
Показатели |
2015 |
2016 |
Изменения |
Темпы роста |
1. Активы |
49327 |
55121 |
5794 |
111,75 |
2. Выручка |
160789 |
138548 |
-22241 |
86,17 |
3. Чистая прибыль (убыток) |
148 |
1032 |
884 |
697,3 |
4. Собственный капитал |
8067 |
8210 |
143 |
101,77 |
5. Рентабельность продаж (маржа), п.3/п.2 |
0,09 |
0,74 |
0,65 |
822,22 |
6. Оборачиваемость активов, п.2/п.1 |
3,26 |
2,51 |
-0,75 |
76,99 |
7. Мультипликатор собственного капитала, п.1/п.4 |
6,2125 |
6,4012 |
0,189 |
103,04 |
8. Показатель рентабельности собственного капитала (ROE), п.3/п.4 |
1,82 |
11,82 |
10 |
649,45 |
Рассматриваемая методика анализа дает комплексную оценку деятельности ООО «Полипласт-Казань», включая оценку конкурентоспособности (через маржу), эффективности менеджмента (через оборачиваемость), структуры финансирования (через мультипликатор собственного капитала).
Факторный анализ рентабельности собственного капитала ООО «Полипласт-Казань». Прирост рентабельности собственного капитала за счет мультипликатора собственного капитала:
ΔM – прирост мультипликатора в абсолютном исчислении;
M0 – значение мультипликатора в предыдущем периоде;
R0 – рентабельности собственного капитала в предыдущем периоде.
Прирост рентабельности за счет оборачиваемости активов ООО «Полипласт-Казань»:
ΔKO – прирост оборачиваемости в абсолютном исчислении;
KO0 – оборачиваемость активов в предыдущем периоде.
Прирост рентабельности за счет чистой маржи ООО «Полипласт-Казань»:
ΔP – прирост маржи в абсолютном исчислении;
P0 – коммерческая маржа в предыдущем периоде.
Таблица 2.8 – Факторный анализ рентабельности собственного капитала ООО «Полипласт-Казань»
Факторы |
Изменение фактора, пункты |
Влияние фактора, пункты |
Влияние фактора, % |
Мультипликатор собственного капитала |
0,19 |
0,055 |
0,55 |
Оборачиваемость активов |
-0,75 |
-0,43 |
-4,29 |
Коммерческая маржа |
0,65 |
10,43 |
103,74 |
Итого изменение рентабельности |
10 |
10,05 |
100 |
По результатам таблицы можно сделать вывод, что оценивая перечисленные показатели для ООО «Полипласт-Казань» можно утверждать, что рост рентабельности собственного капитала с 1,82% до 11,82% определили следующие факторы: мультипликатор собственного капитала (вклад +0.055%), коммерческая маржа (вклад +10.43%).
Отрицательные факторы: оборачиваемость активов (вклад -0.43%). При этом необходимо отметить, что увеличение рентабельности за счет увеличения мультипликатора приводит к увеличению рискованности ООО «Полипласт-Казань».
Снижение рентабельности собственного капитала ООО «Полипласт-Казань» произошло в том числе и за счет снижения оборачиваемости активов.
Анализ рентабельности активов применяют для оценки деятельности ООО «Полипласт-Казань» как инструмент анализа инвестиционной политики (рентабельность инвестиций с позиции инвесторов).
Для анализа рентабельности активов часто используется мультипликативная модель, широко известна в экономической литературе как модель «Дюпон», в соответствии с которой коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведения коэффициента рентабельности продажи товаров и коэффициента оборачиваемости используемых активов.
ROA = (Pn + In)/S х S/A
где Pn/S – это рентабельность продаж (маржа);
In/S – это покрытие процентов к уплате;
S/A – оборачиваемость общей суммы активов.
В соответствии с этой мультипликативной моделью рентабельность активов ООО «Полипласт-Казань» представляет собой произведение рентабельность продаж (маржа) на оборачиваемость активов.
Анализ рентабельности активов ООО «Полипласт-Казань» представим в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Анализ рентабельности активов ООО «Полипласт-Казань»
Показатели |
2015 |
2016 |
Изменения |
Темпы роста |
1. Активы, A |
49327 |
55121 |
5794 |
111,75 |
2. Выручка |
160789 |
138548 |
-22241 |
86,17 |
3. Чистая прибыль (убыток) |
148 |
1032 |
884 |
697,3 |
4. Проценты к уплате |
0 |
0 |
0 |
- |
5. Рентабельность продаж (маржа), п.3/п.2 |
0,09 |
0,74 |
0,65 |
822,22 |
6. Покрытие процентов к уплате, п.4/п.2 |
1,03 |
2,8 |
1,77 |
271,84 |
7. Оборачиваемость активов, п.2/п.1 |
3,26 |
2,51 |
-0,74 |
76,99 |
8. Показатель рентабельности активов (ROA), п.3/п.1 |
0,3 |
1,87 |
1,57 |
623,33 |
Рассматриваемая методика анализа дает комплексную оценку деятельности ООО «Полипласт-Казань», включая оценку конкурентоспособности (через маржу) и эффективности менеджмента (через оборачиваемость).
Факторный анализ рентабельности активов методом цепных подстановок. Система условных показателей:
u1=(0,74+1,03)х3,26=5,77
u2=(0,74+2,8)х3,26=11,54
Прирост рентабельности активов ООО «Полипласт-Казань» за счет чистой маржи:
ΔRM=u1-ROA0=5,77-0,3=5,47%
Прирост рентабельности ООО «Полипласт-Казань» за счет покрытия процентов к уплате:
ΔRП=u2-u1=11,54-5,77=5,77%
Прирост рентабельности ООО «Полипласт-Казань» за счет оборачиваемости активов:
ΔRA=ROA1-u2=1,87-11,54=-9,67%
Таблица 2.10 – Факторный анализ рентабельности активов ООО «Полипласт-Казань»
Факторы |
Изменение фактора, пункты |
Влияние фактора, пункты |
Влияние фактора, % |
Коммерческая маржа |
0,65 |
5,47 |
348,42 |
Покрытие процентов к уплате |
1,77 |
5,77 |
367,53 |
Оборачиваемость активов |
-0,74 |
-9,67 |
-615,95 |
Итого изменение рентабельности |
1,57 |
1,57 |
100 |
По результатам таблицы можно сделать вывод, что оценивая перечисленные показатели для ООО «Полипласт-Казань» можно утверждать, что рост рентабельности активов с 0,3% до 1,87% определили следующие факторы: коммерческая маржа (вклад +5,47%), покрытие процентов к уплате (вклад +5,77%).
Отрицательные факторы: оборачиваемость активов (вклад -9,67%).
По результатам финансово-хозяйственной деятельности ООО «Полипласт-Казань» имеет за отчетный период балансовую прибыль в размере 1541 тыс. руб. Значение рентабельности активов по чистой прибыли ROA на конец анализируемого периода свидетельствует о весьма низкой эффективности использования имущества.
Глава 3. Пути повышения показателей прибыли и рентабельности организации ООО «Полипласт-Казань»
Первое мероприятие и направление по росту рентабельности – использование программного продукта Siebel CRM. В условиях высокой конкуренции важно использовать каждый контакт с клиентом на 100%. Причем особенно эффективным оказывается использование входящих контактов (будь то звонок в контакт-центр или посещение сайта) в целях маркетинга и перекрестных продаж. А если предложение подобрано не только с учетом истории взаимоотношений именно с этим клиентом, а также на основе опыта поведения других заказчиков, относящихся к тому же сегменту, то эффект и вероятность успеха несомненно возрастут.
Программные механизмы поддержки принятия решений помогают даже неопытным пользователям быть эффективными во время контакта с заказчиком. На основании этого, считается целесообразным внедрение в ООО «Полипласт-Казань» специализированного программного обеспечения.
C использованием бизнес-приложений от Oracle можно закрыть существенно больше сделок, значительно повысить производительность и удобство работы менеджеров, а также получить максимальную отдачу от использования функциональности сквозного процесса продаж.
Система сама анализирует историю обращений и не только вычисляет угрозу потери клиента, но и моментально предлагает решение проблемы. Нет необходимости говорить, что подобные механизмы могут активно использоваться и при обращении клиента через web-сайт.
Лучшая бизнес-аналитика, встроенная в Siebel CRM, позволяет получить доступ к своевременной и актуальной информации о состоянии дел в продажах и распределении готовой продукции. Oracle BI Publisher предоставляет информацию сотрудникам, клиентам и бизнес-партнёрам в требуемом формате.