Файл: Влияние кадровой стратегии на работу службы персонала ( Теоретические основы влияния кадровой стратегии на работу службы персонала).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы влияния кадровой стратегии на работу службы персонала
1.1. Сущность и содержание кадровой стратегии
1.2. Основные методические требования к совершенствованию кадровой политики
Глава 2. Оценка эффективности кадровой стратегии ООО «Ларец»
2.1. Краткая характеристика организации и ее кадрового потенциала
2.2. Анализ эффективности кадровой стратегии организации
Глава 3. Рекомендации по усилению влияния кадровой стратегии на работу службы персонала ООО «Ларец»
3.1. Направления актуализации кадровой стратегии
В области политики развития персонала новыми приоритетами кадровой стратегии предприятия должны выступать:
- переориентация внутрифирменной системы дополнительного обучения персонала на программы профессиональной переподготовки, обеспечивающие освоение сотрудниками смежных специальностей (как эффективный метод профилактики сокращений), а также на программы повышения квалификации без отрыва от производства силами наставников из числа высококвалифицированных рабочих и специалистов[32];
- отказ от престижных, но высокозатратных программ курсовой подготовки АУП в сторонних учебных центрах и образовательных учреждениях (за исключением краткосрочных прикладных программ в области антикризисного управления);
- внесение корректив в программы формирования и подготовки резерва на выдвижение с целью форсированной замены менеджеров, продемонстрировавших в условиях кризиса недостаточную профессиональную компетентность.
В области политики мотивации персонала новыми приоритетами кадровой стратегии должны выступать[33]:
- минимизация численности сотрудников предприятия, основная оплата труда которых базируется на фиксированных должностных окладах, не связанных с фактическими результатами трудовой деятельности;
- перевод основной части производственного персонала на сдельную и пооперационную оплату труда, позволяющую напрямую связать размер текущего заработка сотрудника с фактически выполненным им объемом работ в натуральном или стоимостном исчислении;
- активизация внедрения коллективной формы оплаты труда, позволяющей организовать процесс сокращения производственного персонала по инициативе самих трудовых коллективов, в новых условиях экономически заинтересованных в избавлении от неэффективных членов;
- отказ от любых форм дополнительного вознаграждения, не связанных с фактическими результатами трудовой деятельности сотрудников;
- внедрение специальных премий в форме гарантированного процента от фактически обеспеченного работником дополнительного финансового эффекта для работодателя (например, привлечение нового клиента, внедрение ресурсосберегающей технологии и т. п.);
- активизация механизмов моральной мотивации персонала (реализация принципа «не можешь много платить — надо чаще хвалить»).
В области политики социальной и психологической поддержки персонала новыми приоритетами кадровой стратегии должны выступать:
- отказ от гарантированных социальных льгот коллективного характера, за исключением установленных действующим трудовым законодательством;
- переориентация программ социально-экономической поддержки на приоритет индивидуальных социальных пакетов для наиболее ценных сотрудников;
- переориентация психологической поддержки на разнообразные формы разъяснительной работы в трудовых коллективах, объясняющей необходимость непопулярных антикризисных мероприятий;
- активизация мониторинга за состоянием психологического климата в трудовых коллективах, направленного прежде всего на выявление «возмутителей спокойствия» (с последующим их увольнением);
- реализация разнообразных методов индивидуальной психологической поддержки кадровой элиты предприятия.
В Приложении 4 представлено исследование проведенное в 2016 году, где есть соответствие элементов кадровой стратегии, действующей в компании респондента.
Для большинства компаний характерны элементы кадровой стратегии динамического роста, т.е. поиск верных и гибких людей, способных работать в тесном сотрудничестве, организационное закрепление сотрудников. 49% руководителей отметили, что данная стратегия характерна для их компаний в большей степени (против 51,8% в 2011 году), а для 31% данная стратегия полностью соответствует (против 29,4% в 2011 году).
Стоит заметить, что предпринимательская стратегия стала более популярной среди респондентов. Ее полное соответствие отметили 27% опрошенных, что на 8,2% больше, чем в 2011 году. Тех, кто отмечал полное несоответствие данной стратегии, стало на 5,9% меньше.
Стратегия прибыльности также демонстрирует положительную динамику. Ее полное соответствие отметили 16% руководителей, что выше предыдущего показателя на 6,6%, а несоответствие сократилось почти на 6%.
Стратегия круговорота, характерная для кризисного периода, используется компаниями все реже.
Интересно проследить и структуру полученных данных, например, взаимосвязь использования той или иной кадровой стратегии и размера компании. Как показало исследование, предпринимательская стратегия и стратегия динамического роста в основном характерны для малого и среднего бизнеса. Крупные организации, как правило, отмечают, что в их деятельности чаще используются элементы стратегии динамического роста и стратегии прибыльности. И это не случайно, т.к. именно в крупных организациях есть четкие механизмы управления персоналом: отбора, вознаграждения, оценки[34], распределения функций и т.д.
Стратегии сокращения свойственны в основном для малых предприятий, что объясняется их нестабильным положением, нехваткой ресурсов и жесткой конкурентной средой. Однако представители крупных компаний также отмечали возможное сокращение персонала и ориентацию на многофункциональных сотрудников.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что четко прослеживается тенденция к укреплению кадровых процессов в организациях, в том числе ориентация на организационное закрепление сотрудников и разработку количественных критериев эффективности персонала. На наш взгляд, это свидетельствует о стабилизации экономического положения предприятий в Иркутской области, укреплении их конкурентных позиций и видении своего будущего.
Срок разработки кадровой стратегии компании отражен на рис. 5.
Рисунок 5 - Срок действия кадровой стратегии
59% предприятий имеют кадровую стратегию на срок от 3 до 10 лет, что свидетельствует о серьезном подходе к управлению человеческими ресурсами организации. Респонденты, указавшие другой срок разработки стратегии, отметили период от 1 года до 7 лет. Причем размер компании на срок ориентации стратегии большого влияния не оказывает: представители всех категорий организаций в основном указали на срок 3-5 лет. 10 лет для нашей деловой среды срок слишком большой и непредсказуемый, поэтому планировать на такой период берутся только 5% компаний.
На основе проведенного исследования в ООО «Ларец» необходимо разработать кадровую стратегию сроком на 3 года, используя стратегию динамического роста.
3.2. Характеристика рекомендаций
С целью внедрения изменений в кадровой стратегии в ООО «Ларец» с целью влияния кадровой стратегии на работу службы персонала организации мы предлагаем:
- Проводить День адаптации для вновь принятых сотрудников.
- Проводить постоянное тестирование персонала с целью выявления причин неудовлетворенности трудом, а также разработать анкету увольняющегося работника.
- Проводить обучение персонала организации в области психологических взаимоотношений.
- Создать кадровый резерв организации.
- Проводить совместные мероприятия, укрепляющие социально-психологический климат.
Основными источниками финансирования данных мероприятий является доход организации и фонд оплаты труда
Решение проблем в организации представляет собой комплекс мероприятии, который затрагивает все уровни организационной структуры и каждого сотрудника Данный комплекс мероприятий по внедрению изменений в кадровой стратегии имеет два направления: снижение текучести кадров и повышение уровня мотивации к труду.
Было выявлено, что большой процент сотрудников организации увольняется в первый год работы. Была выявлена группа работников, наиболее подверженная текучести и имеющая повышенный ее уровень – работники в возрасте до 30 лет со стажем работы на предприятии менее 5 лет.
Необходимо для новых работников периодически проводить так называемые «Дни адаптации». Предлагается такие мероприятия проводить ежемесячно. Примерная программа Дня адаптации представлена в таблице 5.
Таблица 5
Программа Дня адаптации для ООО «Ларец»
Время |
Мероприятие |
09:30 – 12:00 |
Презентация ООО «Ларец» новым работникам (история создания, основные сферы деятельности, структуры, цели и задачи, принципы существования, кодекс поведения и организационная культура предприятия) |
12:00 – 12:48 |
Обед за счет предприятия в столовой на территории ООО «Ларец» |
12:48 – 16:30 |
Обзорная экскурсия |
16:30 – 16:45 |
Выдача подарков – «комплектов новичка», включающих: справочник нового работника ООО «Ларец», блокнот, ручку, вымпел, футболку с символикой предприятия |
В целом смета расходов на проведение дня адаптации и удельный вес каждой из статей расходов представлены в таблице 6.
Предлагается психологические тренинги «Технологии в психологии управления» проводить на базе ООО «Ларец» с привлечением специалистов сторонних организаций, поскольку эффективнее, если такое обучение происходит не внутренними тренерами, а внешними специалистами.
Экономический эффект ожидается получить за счет снижения текучести кадров, что приведет к увеличению роста производительности труда, и увеличению прибыли.
Таблица 6
Смета расходов на проведение дня адаптации
№ п/п |
Наименование расходов |
Затраты, руб. в год |
1 |
Разработка презентации |
5000 |
3 |
Разработка и печать «Справочника нового сотрудника» |
25000 |
4 |
Набор «блокнот, ручку, вымпел, футболку с символикой предприятия» |
20000 |
5 |
Обед в столовой |
7500 |
Всего |
57500 |
В рамках совершенствования кадровой стратегии необходимо создать систему профессионального развития специалистов, а именно создание на предприятии кадрового резерва и системы работы с ним. Необходимо отметить, что в данном вопросе западные компании имеют положительный опыт и продвижение сотрудников по служебной лестнице является частью общей стратегии их кадровой политики.
Цель проекта – раскрытие потенциала сотрудников и создание необходимых условий для их развития и карьерного роста.
Преимуществами для участников проекта являются:
перспективы карьерного и профессионального роста;
работа по индивидуально разработанным программам, включающим специальные тренинги, семинары, кросс-функциональные проекты, поездки по обмену опытом;
приоритетный доступ к информации о новых вакансиях;
особый статус участника Кадрового резерва.
Проект создан для активных сотрудников, предлагающих новый взгляд на сложные комплексные вопросы, обладающих стратегическим мышлением и способностью выйти за рамки традиционных подходов.
Условиями участия в проекте являются:
стаж работы в организации от 2 лет;
высокая мотивация к развитию в компании и самосовершенствованию;
успешное решение задач отборочных этапов;
положительные рекомендации руководителя.
В связи с этим были сформулированы рекомендации по влияния кадровой стратегии на работу службы персонала, в частности по целенаправленному использованию мотивационных ресурсов, привлечению и удержанию молодых специалистов, внедрению системы адаптации.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что вопросы формирования и реализации кадровой стратегии являются сквозными, затрагивают деятельность всей организации. В связи с этим для достижения целей организационного развития требуется целостное стратегическое управление человеческими ресурсами, включающее применение процессного подхода к формированию и реализации кадровой стратегии.
Технология влияния кадровой стратегии на работу службы персонала как фактора организационного развития было рассмотрено на примере ООО «Ларец». В настоящее время компания придерживается консервативного подхода во всех аспектах управления персоналом, что снижает маневренность и гибкость предприятия в ответ на изменения рыночной конъюнктуры. Эпизодически внедряемые инициативы способствуют повышению эффективности кадровой стратегии холдинга, но при этом отсутствует систематический подход и стратегически продуманная целенаправленная работа.
В целом по итогам анализа можно сделать вывод о том, что предприятие ООО «Ларец» является малым предприятием, которое выполняет строительные работы по заказам потребителей.
Предприятие возглавляет владелец данного предприятия. Каждый работник ООО «Ларец» выполняет функции в соответствии с разработанной инструкцией. На анализируемом предприятии применяется линейно-функциональная организационная структура управления.