Файл: Блок 3 гр война до нач ВОВ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 401

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2. Основные мероприятия по формированию системы защиты государственных секретов и созданию нормативной базы защиты информации

С переходом к мирному строительству расширяются задачи ЗГС, круг сведений, подлежащих защите. В защите нуждается информация о деятельности отдельных отраслей промышленности, развитии военных объектов, новых технологий производства, о внешней политике, о самой технологии защиты государственных секретов.

Увеличивается объем секретных документов. Возникает необходимость в упорядочении секретного делопроизводства, унификации технологии защиты государственных секретов.

В целях упорядочения ведомственной рационализации секретного делопроизводства, распространения положительного опыта ведения секретных работ, унификации технологии защиты государственных секретов, устранения недостатков в этой области Спецотдел при ОГПУ в 1924г. рассылает в центральные учреждения (наркоматы) и в Коллегию Центрархива СССР специальное директивное письмо.

В нем указывается следующее:

  • все секретные органы наркоматов и других центральных учреждений обязаны высылать в Спецотдел копии всех издаваемых ими нормативных документов по вопросам ведения секретного делопроизводства, а также материалы обследования секретного делопроизводства в учреждениях;

  • приказы, циркуляры, инструкции и т.п. принципиального характера, вносящие большие изменения в существующий общесоюзный порядок ведения секретного делопроизводства, должны были предварительно согласовываться со Спецотделом при ОГПУ.

На вопросы совершенствования секретного делопроизводства обращалось серьезное внимание и в деятельности партийных органов.

В июне 1923г. на Пленуме ЦК рассматривался вопрос о соблюдении секретности при обращении с документами ЦК:

  • ограничивался круг лиц, которым рассылались выписки протоколов ЦК, партийных комитетов и отдельные распоряжения секретарей ЦК и парткомов;

  • запрещалось в делопроизводстве учреждений, предприятий и организаций делать ссылки на эти материалы.

В 20-е г.г. продолжает уделяться внимание вопросам цензуры. ЦК РКП(б) создавались различные комиссии, на основании работы которых разрабатывались инструкции по цензуре.

13 октября 1921 г. декретом СНК утверждено “Положение о военной цензуре”. Ее осуществление возлагалось на органы ВЧК. Предусматривался контроль почтово-телеграфной корреспонденции, радио-телеграфных сообщений (на предмет содержания в них военных секретов).

В 1922г. издано постановление СТО “О порядке открытия печатных предприятий и наблюдения за ними”. Такие предприятия обязывались иметь регистрационный журнал, в который вносились данные о всех предназначенных для печати работах и о прохождении ими цензуры.

Декрет СНК (1922г.) “О воспрещении госучреждениям и предприятиям издавать необходимую им литературу за границей” также преследовал цель осуществления цензурной политики государства.


В циркуляре Спецотдела при ГПУ всем наркоматам и центральным учреждениям (от 5 октября 1923г.) назывались основные каналы утечки защищаемой информации, и среди них:

  • недостатки в обеспечении режима секретности в ведомственных типографиях;

  • печатание материалов в частных типографиях (период НЭПа и частичного возрождения частного сектора экономики).

Спецотдел при ОГПУ запрещал печатание секретных материалов в ведомственных и частных типографиях. Секретные издания разрешалось печатать только в секретном отделении типографии ГПУ. Подведомственные учреждения должны были обращаться в местные органы ГПУ за получением указаний, в каких типографиях разрешается печатать такие издания. Ведомственные типографии предварительно проверялись органами ГПУ для выяснения надежности обеспечения в них защиты информации.

В этот период сложилась система требований к оборудованию помещений и хранилищ, где осуществлялись работы с секретными документами и их хранение.

Для секретных частей выделялись специальные изолированные помещения, в которые запрещался вход посторонним лицам. Документы должны были храниться в несгораемых шкафах. Запрещалось выносить секретные – документы за пределы учреждения, брать их для работы домой. При выходе из помещений сотрудники не должны были оставлять секретные документы на столах. Уборка таких помещений осуществлялась в присутствии работника секретной части. После окончания рабочего дня несгораемые шкафы и сами помещения опечатывались сургучной печатью.

Циркулярным письмом Спецотдела при ОГПУ от 30 марта 1924г., предназначенным для центральных учреждений, запрещалось осуществлять ремонт оборудования секретных частей (несгораемых шкафов, переделка замков и сейфов) частными мастерами или мастерскими. Предлагалось приобретать и осуществлять ремонт оборудования исключительно в мастерских Спецотдела или по его указанию, а на местах – только в государственных мастерских или на заводах по указанию Спецотдела.

6 октября 1921г. СНК РСФСР принял Декрет “О порядке проверки личного состава иностранных торговых судов и о пропусках и пребывании иностранных моряков в портовых городах”.

В соответствии с декретом определялась система мер по приему иностранных морских судов на территории РСФСР и обеспечению ЗГС. Соответствующие удостоверения моряков визировались органами ВЧК в порту. Время пребывания ограничивалось 24 часами. Утверждалась особая инструкция о проносе личных вещей в город и обратно.

20 октября 1921 г. СНК РСФСР принял декрет “О въезде иностранцев из-за границы на территорию РСФСР”. Преследовал цель ограничить возможность нелегального проникновения в страну агентов иностранных разведок.

2 октября 1923г. Спецотделом при ОГПУ издана директива, запрещающая сотрудникам, имеющим допуск к секретным документам, посещать иностранные миссии без наличия определенного задания от ответственного руководителя учреждения.


17 января 1921г. СНК РСФСР принял декрет “О воздушных передвижениях”. РВСР предоставлялось право воспрещать или ограничивать полеты над определенными местностями. Запрещалось иметь во время полетов на борту фотографические, радиотелеграфные и радиотелефонные аппараты.

14 августа 1925г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление “О шпионаже, а равно о собирании и передаче экономических сведений, не подлежащих оглашению”. Называлось два вида шпионажа:

  • собирание и передача сведений, являющихся государственной тайной;

  • собирание и передача экономических сведений, не составляющих специально охраняемую государственную тайну, но не подлежащих оглашению (ответственность – до трех лет лишения свободы).

В период гражданской войны основными защищаемыми сведениями были военные вопросы и, в первую очередь, о состоянии Вооруженных сил.

С окончанием войны не уменьшилось внимание к военным вопросам, обороне страны, защите государственной безопасности. Возникают и новые защищаемые направления: вопросы развития экономики, вопросы политического характера, сведения о международных отношениях, о самой технологии защиты государственных секретов.

Постепенно конкретизируется состав защищаемых сведений.

На заседании Политбюро 7 декабря 1922г. рассматривался вопрос “Об опубликовании некоторых не подлежащих разглашению сведений”. Вскоре был подготовлен проект перечня для цензуры, к работе над которым привлекались “ответственные представители ведомств”. Среди документов и приложений к протоколам заседаний Оргбюро и Секретариата ЦК РКП(б) за 1922г. находился “Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению” от 14 декабря 1922г. с грифом “СС”.

13 октября 1921г. декретом СНК РСФСР утвержден “Перечень сведений, составляющих государственную тайну и не подлежащих распространению” (с “Положением о военной цензуре”).

Состав защищаемой информации определялся в Перечне вопросов, переписка по которым относится к секретной (утв. СНК 22 декабря 1923г.).

Учитывая опыт защиты военной тайны 1917-1920г.г., в этот период определяется состав сведений, защищаемых в военное время.

К ним отнесены:

  • о состоянии путей сообщения в районах военных действий;

  • о недостатках в снабжении армии;

  • о предполагаемых действиях и перемещениях армии и флота;

  • о численном составе, вооружении, боеспособности милиции;

  • о потерях личного состава армии и флота;

  • о станциях радиотелеграфа и радиотелефона, о воздушных сообщениях на линиях стратегического назначения.

Не подлежали оглашению сведения о поимке шпионов, работе разведывательных органов (кроме официальных сообщений).

В циркуляре Спецотдела центральным учреждениям от 23.12.23 определялся следующий состав грифов: совершенно секретно и секретно. Указывалось, что гриф определяется самостоятельно исполнителем под персональную ответственность соответствующего лица.


Все учреждения, организации и предприятия обязывались направлять в Спецотдел изменения и дополнения к “Перечню сведений, переписка по которым причисляется к секретной” (1923г.) для принятия решений о внесении изменений в перечень.


2.3. Ответственность за разглашение государственной тайны

В начале 1920-х годов ответственность устанавливалась в соответствии с декретом СНК от 13 октября 1921г. “Об утверждении Перечня сведений, составляющих государственную тайну и не подлежащих распространению”. В декрете определялось: “Лица, в той или иной мере изобличенные в передаче военных стратегических планов, сведений о военных сила или вооружениях представителям иностранных держав или контрреволюционным организациям, подлежали ответственности перед революционными военными трибуналами”.

24 мая 1922г. III Сессия ВЦИК приняла первый советский Уголовный кодекс, который вводился в действие с 1 июня 1922г. на всей территории РСФСР.

В нем специальный раздел “Государственные преступления” и подразделы:

  1. О контрреволюционных преступлениях (направленных на свержение власти).

  2. Преступления против порядка управления.

Предусматривалась ответственность вплоть до высшей меры наказания.

Специальных статей, относящихся к работе органов государственной безопасности (ГПУ-ОГПУ) в Кодексах не было.

Для правового регулирования их оперативно-служебной деятельности ВЦИК принимал специальные секретные постановления. Так, 16 октября 1922г. ВЦИК принял постановление об усилении борьбы с бандитизмом. Этим постановлением ограничивались функции прокурорского надзора по наблюдению за следствием и дознанием по делам политическим и по обвинению в шпионаже. Коллегии ГПУ предоставлялось право вынесения внесудебных приговоров по делам о должностных преступлениях сотрудников органов государственной безопасности.

31 октября 1924г. ЦИК СССР принял “Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик”. Вводился новый состав преступления – вредительство (противодействие нормальной деятельности учреждений, организаций и предприятий в целях разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта).


3. Организация системы защиты информации во второй половине 20-х годов

3.1. Совершенствование системы органов защиты государственных секретов

С середины 1920-х г.г. началась полоса дипломатического признания СССР. Наша страна в этот период уже поддерживала официальные отношения с более, чем 20 странами мира, в т.ч. Англией, Францией, Италией, Японией. Из крупных держав только США признали СССР в ноябре 1933г.

Развитие тяжелой промышленности, индустриализация, появление новых технологий, достижения в военной области требовали усиления внимания государственных органов к вопросам обеспечения защиты государственных секретов.


В этот период продолжает совершенствование СЗГС, уголовного законодательства в этой области.

В конце 20-х г.г. высшие органы государственной власти и управления (ЦИК СССР и СНК СССР) отошли от практики периодического рассмотрения и обсуждения вопросов деятельности органов ОГПУ.

Задачи и направления деятельности органов государственной безопасности, прежде всего разведки и контрразведки в нарушение Конституции СССР решались партийными органами (Политбюро ЦК ВКП(б).

Надзор Прокурора Верховного Суда СССР в пределах его компетенции за деятельностью ОГПУ не осуществлялся. Это имело отрицательное значение для развития всей системы защиты государственных секретов, появлению злоупотреблений в этой области.

В центральных органах управления СЗИ изменений в этот период не произошло.

Продолжалось совершенствование работы Спецотдела при ОГПУ. В 1927г. началось чтение японской шифрпереписки, к 1930г. – американской. В конце 1920-х – начале 1930-х г.г. было создано объединенное подразделение радиоразведки ОГПУ и ГРУ в рамках Спецотдела.

Некоторые изменения произошли в части унификации состава и структуры секретных отделов в учреждениях.

В центральных аппаратах НКВД, ВСНХ СССР и НКВС создавались секретные отделы.

В остальных наркоматах и центральных учреждениях – секретные части.

В структурных подразделениях наркоматов (управлениях и самостоятельных отделах) создавались секретные части (при наличии в наркомате секретного отдела) или секретные делопроизводства (в остальных).

К концу 1920-х – началу 1930-х г.г. установилась следующая структура секретных отделов (секретных частей) (на примере I отдела ВСНХ):

  • начальник секретного отдела;

  • секретная часть (секретное делопроизводство);

  • машбюро;

  • чертежное бюро;

  • бюро стенографов;

  • группа контроля;

  • группа по учетно-распределительной работе;

  • бюро пропусков и справок.

21 мая 1928г. Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ) установил стандартную номенклатуру должностей для секретных (в т.ч. и мобилизационных) отделов учреждений:

  • заведующие;

  • инструкторы;

  • секретари;

  • помощники секретарей;

  • корреспонденты;

  • ст. машинистки (при наличии спец. секретного машбюро);

  • машинистки;

Помощники секретарей выполняли функции архивариусов. Количество должностей и их состав определялся наркоматами.

По указанию Спецотдела при ОГПУ во второй половине 1920-х г.г. в ведомствах проводились работы по упорядочению допуска и доступа к секретным документам.

В циркуляре ВСНХ СССР от 7.12.28г. обращалось внимание на то, что во многих учреждениях и хозяйственных органах количество лиц, допускаемых к секретным работам и документам, превышает производственную необходимость в этом. Предлагалось разработать перечень должностей, которым необходим допуск к секретным документам. Этот перечень необходимо было согласовывать со Спецотделом при ОГПУ.