Файл: Блок6 Совремннность .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 386

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБ РФ активно развернуло работу по обеспечению безо­пасности страны, борьбе с терроризмом, коррупцией и орга­низованной преступностью, однако, несмотря на позитивные результаты, полученные на данных направлениях контрраз­ведывательной и оперативно-розыскной деятельности, жизнь и этого ведомства также оказалась недолгой.

21 декабря 1993 г. вышел Указ Президента РФ № 2233 «Об упразднении Министерства безопасности РФ и создании Федеральной службы контрразведки РФ».


2.5.Федеральная служба контрразведки РФ

21 декабря 1993 г. Президентом РФ Б.Н. Ельциным был подписан Указ № 2233 «Об упразднении Министерства бе­зопасности и внутренних дел РФ и создании Федеральной службы контрразведки РФ».

С целью создания надежной системы государственной бе­зопасности Российской Федерации Указом предписывалось:

1. Упразднить Министерство безопасности Российской Федерации.

2. Создать Федеральную службу контрразведки Россий­ской Федерации.

ФСК России возглавляет директор в ранге министра Рос­сийской Федерации, подчиненный непосредственно Прези­денту РФ.

Указом устанавливалось, что сотрудники Министерства безопасности Российской Федерации и подведомственных ему органов и организаций считаются временно проходящи­ми службу в Федеральной службе контрразведки Российской Федерации до прохождения ими аттестации, необходимой для зачисления в штаты ФСК России.

5 января 1994 г. был подписан Указ Президента РФ № 19 «Об утверждении Положения о Федеральной службе контр­разведки Российской Федерации».

В соответствии с Положением, ФСК России объявлялась центральным органом федеральной государственной власти, осуществляющим руководство деятельностью подведом­ственных ей органов контрразведки, предприятий, учрежде­ний, организаций, воинских частей, учебных заведений, а также ведущим работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности ино­странных спецслужб и организаций, противоправных пося­гательств на конституционный строй, суверенитет, террито­риальную целостность и обороноспособность Российской Федерации.

ФСК России возглавляет единую систему органов контр­разведки Российской Федерации, функционирующих неза­висимо от органов власти субъектов Российской Федерации, в которую помимо нее входят:

  • органы контрразведки в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, отдельных регионах Российской Федерации, городе Москве и Московской области, городе Санкт-Петербурге и Ле­нинградской области (территориальные органы контр­разведки);

  • органы военной контрразведки в Вооруженных Силах РФ, Пограничных войсках РФ, внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и иных войсках и воинских формированиях РФ.

В соответствии с Положением на органы ФСК России возлагалось решение следующих задач:


    1. Выявление, предупреждение и пресечение разведыва­тельно-подрывной деятельности иностранных спец­служб и организаций против Российской Федерации.

    2. Добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации.

    3. Обеспечение Президента Российской Федерации ин­формацией об угрозах ее безопасности.

    4. Борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями, а также незаконно созданными или запрещенными общественными объединениями, пося­гающими на конституционный строй Российской Фе­дерации.

    5. Обеспечение в пределах своей компетенции сохранно­сти государственных секретов Российской Федерации.

    6. Контрразведывательное обеспечение оперативного прикрытия государственной границы Российской Фе­дерации.

    Структура ФСК России строилась по традиционной схе­ме.

    Положением устанавливалось, что ФСК России в области защиты информации:

    • участвует в разработке и реализации мер по защите го­сударственной тайны, определяет основные направления деятельности органов контрразведки в этой области;

    • осу­ществляет контроль за обеспечением сохранности госу­дарственной тайны в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, органах общественных объединений и оказывает им содействие в разработке мер по защите коммерческой тайны; в ус­тановленном порядке осуществляет меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государ­ственную тайну;

    • разрабатывает и осуществляет контрразведывательные меры по обеспечению государственной безопасности в Вооруженных Силах РФ, Пограничных войсках РФ, внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и иных войсках и воинских формированиях РФ, а так­же в органах внутренних дел, федеральных органах на­логовой полиции и таможенных органах РФ;

    • организует и осуществляет контрразведывательную ра­боту по выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности, инспирируемой и про­водимой иностранными спецслужбами и организация­ми, а также направленной против представителей выс­ших органов государственной власти Российской Федерации;

    • организует и непосредственно проводит контрразведыва­тельные мероприятия на объектах оборонного комплек­са, атомной энергетики, транспорта и связи, объектах жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектах, в сфере кос­мических исследований, приоритетных научных разра­боток;

    • организует и проводит выявление на территории РФ радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасно­сти РФ, а также радиоизлучений передающих радио-электронных средств, используемых в противоправных целях; осуществляет регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих ра­диоэлектронных средств;

    • осуществляет в пределах своей компетенции добывание, обработку и анализ информации об угрозах без­опасности Российской Федерации в политической, эко­номической, оборонной, научно-технической и экологической и других областях и информирует об этом Президента РФ.

    • создает информационные системы, определяет в соот­ветствии с законодательством РФ порядок учета, хра­нения и использования оперативных, архивных и дру­гих материалов, относящихся к деятельности органов контрразведки;

    • проводит оперативно-технические мероприятия, кри­миналистические и другие экспертизы и исследования; при оперативной необходимости изготавливает и ис­пользует документы, зашифровывающие личность дол­жностных лиц, ведомственную принадлежность подраз­делений, организаций, помещений и транспортных средств, а также личность граждан, сотрудничающих с органами контрразведки на конфиденциальной основе;

    • устанавливает в соответствии с действующими в Рос­сийской Федерации нормами единые требования по организации делопроизводства и архивного дела в орга­нах контрразведки;


    Контроль за деятельностью ФСК России и органами кон­трразведки осуществляется Президентом РФ.

    К 1995 г. в результате перманентных реорганизаций оте­чественных органов безопасности после ликвидации КГБ СССР в РФ стало функционировать несколько разрозненных специальных служб, между которыми не было налажено эффек­тивного взаимодействия и координации, прежде всего в сфере разведывательной и контрразведывательной деятельности, а также сфере борьбы с преступностью. В каждой из самостоя­тельных спецслужб были созданы свои финансово-хозяйствен-' ные, медицинские, кадровые и другие административные под­разделения, что привело к значительному увеличению управленческого аппарата, росту финансовых и материально-технических затрат государства и общества на содержание спецслужб.

    Реорганизации спецслужб в 1991—1995 гг. не вызы­вались объективными условиями внутриполитической обста­новки в стране: несовершенство законодательства, слабость и отсутствие ряда административно-правовых режимов в сфе­ре сохранения государственных и военных секретов, беспре­пятственные поездки по стране иностранцев, в том числе и разведчиков, действующих под дипломатическим прикрыти­ем, разного рода коммерсантов и дельцов западных стран и США, допуск иностранцев к нашим приоритетным научным разработкам и т. д., беспрецедентный рост коррупции госу­дарственного аппарата значительно усложнили ее качествен­ное решение. Резкий взлет преступности в ее особо опасных формах заставил вернуться к традиционному для нашего го­сударства построению органов государственной безопаснос­ти: уже в начале 1995 г. ФСК России была реорганизована в Федеральную службу безопасности Росс


    2.6. Федеральная служба безопасности РФ

    Федеральная служба безопасности России, образованная 12 апреля 1995 г. на основе ФСК России, является федераль­ным органом исполнительной власти, в пределах своих пол­номочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономичес­кой зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность РФ и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координиру­ющим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осу­ществление.

    Руководство деятельностью федеральной службы безопас­ности осуществляется Президентом РФ.

    Управление федеральной службой безопасности осуществ­ляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территори­альные органы. Руководитель федерального органа исполни­тельной власти в области обеспечения безопасности назна­чается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.


    Правовую основу деятельности органов ФСБ составляют Конституция РФ, Федеральный закон «Об органах Федераль­ной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 ап­реля 1995 г.1, Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»2, утвердивший Положение о Федеральной служ­бе безопасности РФ и ее структуру, Федеральный закон от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и нормативные акты федераль­ных органов государственной власти и международные дого­воры РФ. Создание федеральных органов безопасности, не предусмотренных Федеральным законом, не допускается.

    Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и сво­бод человека и гражданина; гуманизма; единства системы органов федеральной службы безопасности, а также центра­лизации управления ими; конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

    Принципиальное отличие ФСБ от КГБ в том, что у КГБ был единственный заказчик — ЦК КПСС, который осуще­ствлял политическое руководство этим органом в интересах одной политической силы. Сегодня заказчик — государство и для ФСБ равны все политические партии и движения.

    В органах федеральной службы безопасности запрещает­ся создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также веде­ние политической агитации и предвыборных кампаний.

    Согласно редакции Федерального закона № 4-ФЗ от 3 ап­реля 1995 г. органы Федеральной службы безопасности пред­ставляют единую централизованную систему, в которую входят:

    Федеральная служба безопасности РФ;

    1. управления (отделы) Федеральной службы безопасно­сти РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (тер­риториальные органы безопасности);

    2. управления (отделы) Федеральной службы безопасно­сти РФ в Вооруженных силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управле­ния (органы безопасности в войсках). В первоначальную систему и функции органов Федераль­ной службы безопасности РФ в последние годы внесены су­щественные изменения.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 1995 г. № 633 в структуру ФСБ входили:

    Управление контрразведывательных операций;

    Управление военной контрразведки;

    Управление по контрразведйательному обеспечению стратегических объектов;

    Управление экономической контрразведки;

    Управление по борьбе с терроризмом;

    Управление специальных операций;

    Оперативно-поисковое управление;

    Следственное управление;

    Управление оперативно-технических мероприятий;

    Управление научно-технического обеспечения;

    Информационно-аналитическое управление;


    Организационно-инспекторское управление;

    Управление собственной безопасности;

    Управление шифрованной и специальной связи;

    Управление кадров;

    Управление делами;

    Договорно-правовое управление;

    Управление регистрации и архивных фондов;

    Центр общественных связей;

    Управление материально-технического снабжения;

    Финансово-экономическое управление;

    Военно-медицинское управление;

    Военно-строительное управление;

    Военно-мобилизационный отдел.

    В целях совершенствования управления органами феде­ральной службы безопасности Указом Президента РФ от 22 мая 1997 г. № 515 ряд управлений был объединен в 5 депар­таментов:

    Департамент контрразведки;

    Департамент по борьбе с терроризмом;

    Департамент анализа, прогноза и стратегического пла­нирования;

    Департамент по организационно-кадровой работе;

    Департамент обеспечения деятельности;

    Управление разработки и пресечения деятельности пре­ступных организаций;

    Следственное управление;

    Оперативно-поисковое управление;

    Управление оперативно-технических мероприятий;

    Управление собственной безопасности;

    Управление делами;

    Следственный изолятор;

    Научно-исследовательский центр.

    11марта 2003 г. Президент России своим указом «О мерах по совершенствованию государствен­ного управления в области безопасности Российской Феде­рации»1 расформировал Федеральное агентство правитель­ственной связи и информации (ФАПСИ), распределив его функции между ФСБ, ФСО, СВР и Министерством обороны, а также передал в ведение ФСБ России функции Федеральной погранслужбы. Данные мероприятия были осуществлены в рамках общей оптимизации структуры государственных орга­нов власти и управления Российской Федерации. Логическим результатом их реализации должны стать формирование со­общества спецслужб России, призванного комплексно обес­печивать интересы безопасности государства, ликвидация параллелизма и дублирования в работе, обеспечение рацио­нального использования финансовых, материально-техни­ческих средств и людских ресурсов, сокращение управленчес­кого аппарата, а также построение более эффективной схемы работы.

    В редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ в структуру органов Федеральной службы безопасности вхо­дят:

    • федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

    • управления (отделы) федерального органа исполнитель­ной власти в области обеспечения безопасности по от­дельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);

    • управления (отделы) федерального органа исполнитель­ной власти в области обеспечения безопасности в Во­оруженных Силах РФ, других войсках и воинских фор­мированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

    • управления (отделы, отряды) федерального органа ис­полнительной власти в области обеспечения безопасно­сти по пограничной службе (пограничные органы);

    • другие управления (отделы) федерального органа ис­полнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов фе­деральной службы безопасности (другие органы без­опасности);

    • авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-ис­следовательские, экспертные, судебно-экспертные, воен­но-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы без­опасности.