Файл: Блок6 Совремннность .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 390

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Штатная численность военнослужащих Пограничной службы утверждается Президентом РФ, а штатная числен­ность гражданского персонала Пограничной службы устанав­ливается Правительством РФ.

Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по при­зыву, находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным законодательством.

Контроль за деятельностью Пограничной службы осуще­ствляется Президентом РФ, Правительством РФ, судебными и иными органами в пределах полномочий, определяемых федеральным законодательством.

Надзор за соблюдением федерального законодательства, регламентирующего деятельность Пограничной службы, и соблюдением законности в деятельности Пограничной служ­бы осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполно­моченными им прокурорами в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного уп­равления в области безопасности Российской Федерации» 1 июля 2003 г. Федеральная пограничная служба РФ была уп­разднена. Цель данной реорганизации объяснялась совершенствованием государственного управления в области бе­зопасности РФ, сокращением кадрового состава, расходов на содержание силовых органов, повышением эффективности их работы,

Функции упраздняемой ФПС России, пограничные вой­ска, органы пограничной службы и организации были пере­даны в состав федеральной службы безопасности РФ. ФСБ России были также переданы выделенные на содержание указанных войск, органов и организаций финансовые сред­ства, здания, сооружения, материально-техническая база и иное имущество. В целях организации управления погра­ничными войсками и органами федеральной службы безопас­ности, осуществляющими защиту и охрану государственной границы РФ, в Федеральной службе безопасности РФ была создана Пограничная служба, возглавляемая первым замести­телем директора ФСБ — руководителем Пограничной службы, которым был назначен генерал-полковник В.Е. Проничев.

Согласно Указу военнослужащие и гражданский персонал пограничных войск, органов пограничной службы и органи­заций упраздняемой Пограничной службы РФ до проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий проходят военную службу (проходят службу, работают) в вой­сках и органах, входящих в состав федеральной службы бе­зопасности в занимаемых воинских должностях (должностях) без переаттестации и переназначения. До проведения соответ­ствующих организационно-штатных мероприятий за указанны­ми военнослужащими, гражданским персоналом и членами их семей сохраняются действующие порядок материального обес­печения, льготы, гарантии и компенсации.



2.8.Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ)

19 февраля 1993 года был принят закон «О Федеральных органах правительственной связи и информации». В соответствии с этим законом, структура этих органов включала ФАПСИ и органы правительственной связи и информации в субъектах РФ.

В состав ФАПСИ вошли Государственный информацион­но-вычислительный центр при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР) с подведомствен­ными ему организациями (НИИ «Ромб», НИИ «Энергия», НИЦ «Терминал», Научно-тематический центр) и Москов­ский НИИ электротехники Научно-производственного объ­единения «Автоматика». 24 сентября 1992 г. распоряжением Президента России Б.Н. Ельцина в составе ФАПСИ был уч­режден научно-технический центр правовой информации «Система».

ФАПСИ является центральным органом федеральной ис­полнительной власти, отвечающим за организацию и обес­печение правительственной, междугородной, шифрованной, документальной и иными видами специальной связи государ­ственных органов (органов власти и управления, силовых структур, ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса, атомных электростанций и др.); решение в рам­ках компетенции задач разведывательного характера; инфор­мирование по выделенному спектру вопросов высших орга­нов государственной власти РФ и центральных органов федеральной исполнительной власти.

Единую систему федеральных органов правительственной связи и информации составляют:

  1. Федеральное агентство правительственной связи и ин­формации при Президенте РФ;

  2. органы правительственной связи и информации (управ­ления правительственной связи в регионах, центры пра­вительственной связи и информационно-аналитичес­кие органы в субъектах РФ).

  3. Войска, на которые возложено обеспечение всеми ви­дами специальной связи органов власти и управления и военного руководства в военное время; в мирное вре­мя войска выполняют данную задачу на учениях Во­оруженных Сил России и по решениям Президента РФ для управления контингентами Вооруженных Сил, формируемыми на период выполнения конкретных задач, а также привлекаются к организации правитель­ственной связи в чрезвычайных ситуациях из мест, не оборудованных стационарными средствами этой связи.

  4. Учебные заведения, научно-исследовательские органи­зации, предприятия.

Правовую основу деятельности ФАПСИ составляют Кон­ституция РФ; законы РФ «О безопасности», «О внешней раз­ведке», «Об обороне», Закон РФ «О федеральных органах пра­вительственной связи и информации» от 19 февраля 1993 г. (с поправками и изменениями от 24 декабря 1993 г.), Положение о ФАПСИ, утвержденное в 1994 г.; Указ Президента России от 3 апреля 1995 г. «О мерах по соблюдению законодательства в области разработки, производства и реализации шифроваль­ных средств», определяющие принципы организации феде­ральных органов правительственной связи, их назначение, основные функции, полномочия, силы и средства.


Контроль над деятельностью ФАПСИ был возложен на Комитет по безопасности Государственной Думы, Конт­рольное управление Администрации Президента и Счетную палату Минфина России.

Основные задачи ФАПСИ:

  1. Совершенствование правительственной связи, других видом специальной связи и систем специальной информации для государственных органов. В дальнейшем, эти функции перешли в Спецсвязь России, а в дальнейшем – в ФСО.

  2. Организация и обеспечение криптографической безопасности, шифрованной связи в России и ее учреждениях за рубежом (эти функции перешли к ФСБ).

  3. Организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов (эти функции перешли к ФСБ).

В соответствии с данными задачами разработана структура Агентства, основу которой составляют:

1. Главное управление правительственной связи (ГУПС), обеспечивающее различными видами связи высшие органы государственной власти РФ, силовые структуры, ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса и другие объекты, имеющие жизненно важное значение для безопас­ности РФ.

2. Главное управление безопасности связи (ГУБС), создан­ное на базе бывшего 8-го Главного Управления КГБ СССР, занимающееся криптографической защитой информации. Данное направление обеспечивается также Академией криптографии РФ, действующей при ФАПСИ, совместно с Российской Академией наук и рядом других отраслевых ака­демий. Специалисты ФАПСИ осуществляют разработку и со­провождение шифровальной техники для заинтересованных ведомств, обеспечивают все министерства и ведомства крип­тографически качественными, надежно защищенными от не­санкционированного доступа ключевыми документами. Сила­ми спецслужбы осуществляется государственный контроль за обеспечением информационной безопасности во всех сетях специальной связи в России и ее учреждениях за рубежом. В пределах своей компетенции ФАПСИ осуществляет лицензи­рование и сертификацию в области защиты информации, про­водит работы по проверке и защите особо важных помещений федеральных органов государственной власти и установленных в них технических средств, с целью выявления и предотвраще­ния утечки информации по техническим каналам.

3. Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС). Создано на базе бывшего 16-го управления КГБ СССР. Обеспечивает ведение внешней разведыватель­ной деятельности в политической, экономической, военной -и научно-технической сферах с использованием радиоэлек­тронных средств.

4. Главное управление информационных систем (ГУИС). Создано 21 февраля 1992 г. в первоначальном варианте как Главное управление информационных ресурсов (ГУИР) на базе упраздненного Управления информационных ресурсов Администрации Президента РФ. Позже ГУИР переименова­но в ГУИС, которое организует информационное и инфор­мационно-технологическое обеспечение органов государ­ственной власти, включая региональный уровень. ГУИС осуществляет информационную поддержку баз данных, со­здаваемых в региональных и ведомственных структурах уп­равления, готовит по заказу государственных органов анали­тические материалы, проводит анализ публикаций в СМИ. участвует в формировании, сопровождении и предоставлении пользователям справочных, фактографических и проблемно-ориентированных баз и банков данных.


5. Главное административное управление (ГАУ). Органи­зовано на базе бывшего штаба ФАПСИ.

Помимо указанных управлений, в структуру ФАПСИ входят:

  • криптографическая служба, ведущая внешнюю радио­электронную разведку и шифрование, осуществляющая первичную обработку развединформации;

  • служба собственной безопасности.

При ФАПСИ также действует Академия криптографии РФ. Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации являются:

  • организация и обеспечение эксплуатации, безопаснос­ти, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специ­альной информации для государственных органов;

  • обеспечение в пределах своей компетенции сохранно­сти государственных секретов;

  • организация и обеспечение криптографическими и организационно-техническими методами безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее уч­реждениях за рубежом;

  • организация и ведение внешней разведывательной де­ятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием ра­диоэлектронных средств и методов;

  • обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (матери­алы внешней разведывательной деятельности, информа­ция по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизацион­ного назначения, информация социально-экономичес­кого мониторинга), необходимой для принятия реше­ний в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, эколо­гии, а также мобилизационной готовности.

ФАПСИ имело следующие права:

  • Лицензирование и сертификация деятельности предприятий и организаций, независимо от формы собственности по разработке, производству, реализации и эксплуатации шифровальных средств и предоставление услуг в области шифрования информации.

  • Определение порядка и обеспечение выдачи лицензии на экспорт и импорт шифровальных средств и нормативно-технической документации на их производство и использование (эти права перешли к ФСБ).

11 марта 2003 года был принят указ президента № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности РФ»:

1 июля 2003 г. Федеральное Агентство правитель­ственной связи и информации при Президенте РФ было уп­разднено.

  • Упразднялась Федеральная пограничная служба РФ как самостоятельный орган. Данные функции передавались ФСБ. В структуре ФСБ была создана пограничная служба, которую возглавлял 1-й заместитель директора ФСБ – руководитель пограничной службы.

  • Упразднялось ФАПСИ. Создавалась Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ (Спецсвязь России). Служба являлась федеральным государственным органов, осуществляющим в пределах своих полномочий организацию обеспечения эксплуатации безопасности, развития и совершенствования систем Спецсвязи и информации для государственных органов.


В результате данной реорганизации ФСБ приблизилось к масштабам прежнего КГБ. Она вновь стала спецслужбой страны. Централизация решала задачи по усилению координации деятельности органов государственной безопасности, сокращение госаппарата.

Положение о Спецсвязи России было утверждено указом президента России от 14 июля 2003 года. В соответствии с указом президента России от 7 августа 2004 года, Спецсвязь России включена в состав ФСО, и на ее базе создано структурное подразделение ФСО. Этим же указом утверждено новое положение о ФСО.


2.9. Служба внешней разведки РФ

В соответствии с новой разведывательной доктриной России, внешняя раз­ведка РФ в 90-х годах отказалась от политики глобализма. В настоящее время СВР действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы. Разведка не формирует собственные задачи, они определя­ются руководством страны, исходя из интересов государства. Кроме того, в на­стоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслуж­бами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, нелегальной торговлей оружием и т.п.). Тем не менее, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведения разведки на террито­рии тех или иных стран, исходя из национальных интересов РФ.

В законе РФ от 11 августа 1992 г. «О внешней разведке» сказано, что служба внешней разведки является основной частью сил обеспечения безопасности государства и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Определяются следующие области деятельности: политическая, экономическая, научно-техническая, обеспечение безопасности предприятий России заграницей, обеспечение безопасности граждан России, командированных заграницу и имеют допуск к сведениям, составляющим ГТ.

Как следует из самого названия закона, основной вид деятельности органов внешней разведки — разведыва­тельная деятельность, которая осуществляется посредством:

  • добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенци­альных возможностях, действиях, планах и намерени­ях иностранных государств, организаций и лиц;

  • оказания содействия в реализации мер, осуществляе­мых государством в интересах обеспечения безопасно­сти РФ.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также решения задач, не предусмотренных Федеральным законом.

К числу основных принципов, на основе которых осуще­ствляется разведывательная деятельность, относятся:

  • разделение полномочий федеральных органов исполни­тельной власти, входящих в состав сил обеспечения бе­зопасности Российской Федерации;

  • законность;

  • уважение прав и свобод человека и гражданина;

  • подконтрольность Президенту РФ и Федеральному Собранию;

  • сочетание гласных и негласных методов и средств. Существенным отличием разведывательной деятельности