Файл: Блок6 Совремннность .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 389

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Территориальные органы безопасности, органы безопас­ности в войсках, пограничные органы и другие органы без­опасности являются территориальными органами федераль­ного органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы без­опасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непо­средственно реализующие основные направления деятельно­сти органов федеральной службы безопасности, управленчес­кие и обеспечивающие функции.

Очередная реорганизация структуры спецслужбы произ­ведена на основании Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г № 870, согласно которому в структуре ФСБ России образо­ваны службы по основным направлениям деятельности, ко­торые подразделяются на управления и отделы.

Направления деятельности органов ФСБ России

  • контрразведывательная деятельность;

  • борьба с преступностью;

  • разведывательная деятельность.

В настоящее время (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ) деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основ­ным направлениям:

  • контрразведывательная деятельность;

  • борьба с преступностью и террористической деятельно­стью;

  • разведывательная деятельность;

  • пограничная деятельность;

  • обеспечение информационной безопасности.

Контрразведывательная деятельность — деятельность орга­нов федеральной службы безопасности в пределах своих пол­номочий по выявлению, предупреждению, пресечению раз­ведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.

Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности опреде­ляется нормативными актами федерального органа исполни­тельной власти в области обеспечения безопасности.

Осуществление контрразведывательной деятельности, за­трагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмот­ренном законодательством РФ. Осуществление контрразведы­вательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установлен­ных Федеральным законом, или на основании судебного ре­шения.

Борьба с преступностью и террористической деятельностью. Органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероп­риятия по выявлению, предупреждению, пресечению и рас­крытию шпионажа, террористической деятельности, органи­зованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других пре­ступлений, дознание и предварительное следствие по кото­рым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, от­дельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.


Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной вла­сти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке».

Порядок взаимодействия органа внешней разведки феде­рального органа исполнительной власти в области обеспече­ния безопасности с другими органами внешней разведки РФ определяется федеральным законодательством и заключае­мыми на его основе соглашениями между ними и (или) со­вместными нормативными правовыми актами.

Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств, при осуществлении разведывательной деятельности, устанавлива­ются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Направлениями пограничной деятельности являются:

защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения прохожде­ния Государственной границы РФ, обеспечения соблю­дения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и ре­жима в пунктах пропуска через Государственную грани­цу РФ;

защита и охрана экономических и иных законных инте­ресов РФ в пределах приграничной территории, исклю­чительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключитель­ной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ.

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полно­мочий:

  • при формировании и реализации государственной и на­учно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использо­ванием инженерно-технических и криптографических средств;

  • при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информацион­но-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специаль­ной связи в РФ и ее учреждениях, находящихся за пре­делами РФ.

Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пре­делах полномочий, определяемых Конституцией РФ, феде­ральными конституционными законами и федеральными законами.

Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государ­ственной Думы Федерального Собрания РФ в связи с осуще­ствлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов федеральной службы без­опасности в порядке, определяемом законодательством РФ. Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов РФ осуществляют Генеральный проку­рор РФ и уполномоченные им прокуроры.


Основные задачи:

  1. Организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной или иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленные на нанесение ущерба безопасности России.

  2. Осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности, организация добывания во взаимодействии с внешней разведкой разведывательной информации.

  3. Обеспечение защиты сведений, составляющих ГТ.

  4. Организация криптографической и инженерно-технической ЗИ информационно-телекоммуникационных систем, а также шифрованной, засекреченной и других видах специальной связи в России и учреждениях за рубежом.

Функции ФСБ:

  1. Разработка предложений по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности России.

  2. Разработка мер по защите сведений, составляющих ГТ.

  3. Осуществление контроля за обеспечением сохранности таких сведений.

  4. Осуществление мер, связанных с допуском граждан к сведениям, составляющим ГТ, а также с допуском учреждений, организаций и предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих ГТ, а также с созданием средств ЗИ, с осуществлением мероприятий или оказанием услуг по защите ГТ.

  5. Осуществление сертификации средств ЗИ, систем и комплексов телекоммуникаций, технических систем, которые используются для выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации в помещениях и технических средствах, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Сотрудники органов Федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей являются предста­вителями федеральных органов государственной власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме государ­ственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то федеральными законами, не вправе вмешиваться в их слу­жебную деятельность.

Воспрепятствование исполнению сотрудником органов Федеральной службы безопасности служебных обязанностей, оскорбление, сопротивление, насилие или угроза применения насилия по отношению к нему в связи с исполнением указан­ным сотрудником служебных обязанностей влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ.


2.7. Пограничная служба РФ

В советский период пограничные войска входили в струк­туру органов государственной безопасности. С распадом СССР и реорганизацией КГБ погранвойска приобрели само­стоятельный статус: в октябре 1991 г. был создан Комитет по охране государственной границы СССР. В июне 1992 г. пограничные войска, дислоцировавшиеся на территории РФ, в соответствии с Указом Президента России организацион­но вошли в состав Министерства безопасности РФ.


В виде отдельной структуры ФПС была образована 30 де­кабря 1993 г. Указом Президента РФ № 2318 «О создании Федеральной пограничной службы — Главного командования Пограничных войск Российской Федерации». 30 декабря 1994 г. Федеральная пограничная служба — Главное командо­вание Пограничных войск РФ была переименована в Феде­ральную пограничную службу РФ. На эту службу в соответ­ствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации» с внесенными изменения­ми от 10 августа 1994 г. и была возложена роль головного фе­деральною органа государственной власти в сфере охраны государственной границы.

ФПС возглавляет директор в ранге федерального мини­стра, который также является главнокомандующим погра­ничными войсками.

Пограничная служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конститу­ционными законами, Федеральным законом № 55-ФЗ «О пограничной службе Российской Федерации», который оп­ределяет основные задачи и полномочия ФПС, ее состав, основы руководства и управления службой, а также порядок осуществления контроля и надзора за ее деятельностью и иными нормативными правовыми актами РФ, а также обще­признанными принципами и нормами международного пра­ва и международными договорами РФ.

ФПС—федеральный орган исполнительной власти, под­чиненный непосредственно Президенту РФ и обеспечиваю­щий реализацию государственной пограничной политики в сфере защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной эконо­мической зоны РФ.

Деятельность Пограничной службы строится на основе принципов:

  • соблюдения законности;

  • гуманизма;

  • уважения и соблюдения прав и свобод человека и граж­данина;

  • уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ; - мирного разрешения пограничных споров;

  • взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с орга­нами иностранных государств, выполняющими анало­гичные задачи;

  • сочетания гласных и негласных форм и методов дея­тельности;

  • единоначалия и централизации управления. Основными задачами, решение которых возложено на По­граничную службу, являются:

  • защита и охрана Государственной границы в целях не­допущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государ­ственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

  • охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, конти­нентального шельфа Российской Федерации и их при­родных ресурсов в целях их сохранения, защиты и ра­ционального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных инте­ресов РФ;

  • координация деятельности федеральных органов ис­полнительной власти, осуществляющих защиту и охра­ну Государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной эконо­мической зоны и континентального шельфа РФ и их природных ресурсов;

  • осуществление государственного контроля в сфере ох­раны морских биологических ресурсов.


Пограничная служба осуществляет выполнение иных за­дач, возложенных на нее федеральными законами, а также задач в рамках соответствующих международных договоров Российской Федерации.

В состав Пограничной службы входят войска ФПС, орга­ны ФПС, а также другие организации.

Пограничные войска осуществляют защиту и охрану Госу­дарственной границы, а также выявляют, предупреждают и пресекают преступления и административные правонаруше­ния в сфере защиты и охраны Государственной границы. В состав войск ФПС России входят пограничные отряды, мор­ские и авиационные соединения и части. В соответствии с федеральным законодательством войска Пограничной служ­бы совместно с Вооруженными Силами РФ участвуют в от­ражении агрессии против РФ, а также привлекаются к выпол­нению иных задач в области обороны государства.

Органы ФПС включают в свой состав:

  • оперативные органы;

  • органы пограничной стражи;

  • органы морской охраны;

  • органы международно-договорной деятельности;

  • органы пограничного контроля. Органы Пограничной службы осуществляют:

  • государственный контроль за соблюдением режима Го­сударственной границы, пограничного режима, режи­ма в пунктах пропуска через Государственную границу;

  • выявление, предупреждение и пресечение преступле­ний и административных правонарушений, посягаю­щих на установленные режим Государственной грани­цы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу;

  • пропуск через Государственную границу лиц, транспор­тных средств, грузов, товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на то государ­ственными контрольными органами;

  • в пределах своей компетенции государственный конт­роль за соблюдением федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континен­тальном шельфе РФ, а также об использовании и охра­не объектов животного мира и среды их обитания;

  • выявление, предупреждение и пресечение преступле­ний и административных правонарушений в сфере со­блюдения федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключи­тельной экономической зоне и о континентальном шельфе РФ, а также об использовании и охране объек­тов животного мира и среды их обитания:совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами охрану биологических ресурсов внутренних морских вод, тер­риториального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, охрану за преде­лами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ;

  • другие установленные федеральным законодательством функции Пограничной службы.