Файл: Блок 5. -60 годы -август 1991 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 459

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГБ СССР был острейшим инструментом государства, обеспечивающим незыблемость существующего режима. В числе несомненных достоинств КГБ СССР были: система комплектования квалифицированными кадрами, быстрое ма­неврирование силами, возможность концентрировать их на ключевых направлениях, избегать дублирования в работе. Полное и безоговорочное содействие государственных струк­тур обеспечивало добывание информации из самых различ­ных источников, ее перепроверку, анализ и обобщение, вы­работку прогнозов для высшего руководства партии и государства. Сосредоточение всех функций специальных служб в одном лице обеспечивало КГБ СССР полное взаи­мопонимание между разведкой, контрразведкой и вспомога­тельными службами; качественную оперативную проработку проблем; оперативное принятие и согласование решений. КГБ СССР просуществовал достаточно длительный для оте­чественных структур государственной безопасности срок: с 1954 по 1991 г. По своей структуре, функциям и кадровому составу, по занимаемому месту в системе государственных институтов КГБ СССР вполне соответствовал механизмам государственно-политической власти в Советском Союзе и был неразрывно связан с этой властью. В основе этой связи лежал принцип партийного руководства спецслужбой, благо­даря которому «передовой вооруженный отряд партии» рас­полагал поистине неограниченными возможностями, обла­дал реальной силой и влиянием. Однако именно в этом состояла стратегическая уязвимость одной из самых мощных в мире спецслужб. Жесткая связь с КПСС по мере ослабле­ния влияния партии на состояние дел в стране, падения ав­торитета руководства КПСС неминуемо вела к гибели спец­службы. Распад СССР и участие руководства КГБ в событиях 19—21 августа 1991 г. поставили последнюю точку в истории данной спецслужбы.

Председатель КГБ В. Крючков и его заместитель В. Грушко были арестованы по обвинению в попытке государствен­ного переворота. В отношении ряда руководящих сотрудни­ков спецслужбы были возбуждены уголовные дела в связи с якобы имевшим место превышением служебных полномо­чий, которые, впрочем, закончились безрезультатно.

Из структуры КГБ СССР для недопущения в будущем возможного повторения событий, подобных попытке госу­дарственного переворота 19 августа 1991 г., был выведен ряд подразделений. Так, Служба охраны была преобразована в самостоятельное Главное Управление охраны СССР, подчи­ненное Президенту Советского Союза. Знаменитая антитер­рористическая группа «А» Седьмого Управления КГБ СССР также перешла в прямое подчинение Президенту Советско­го Союза. Под предлогом ликвидации политического сыска в конце августа 1991 г. было ликвидировано управление «3» КГБ СССР, которое осуществляло борьбу с терроризмом и защиту конституционного строя.


22 октября 1991 г. Госсовет на своем заседании поддержал предложение В.В. Бакатина и принял постановление о лик­видации КГБ СССР. Внешняя разведка (ПГУ) была преобра­зована в самостоятельную Центральную службу разведки (ЦСР), директором которой стал Е.М. Примаков. Был создан самостоятельный Комитет по охране государственной грани­цы (председатель И.Я.Калиниченко). 8-е Главное управление, 16-е управление, Управление правительственной связи КГБ объединили в Комитет правительственной связи при Президенте СССР во главе с А.В.Старовойтовым. Бывшее 15-е Главное управление КГБ было преобразовано в Комитет по эксплуатации, охране и обороне особо важных объектов. В Советскую Армию были переданы войска спецназначения.

Остальные структуры КГБ по решению Госсовета образо­вали Межреспубликанскую службу безопасности «для коор­динации работы республиканских служб безопасности и про­ведения согласованной с ними контрразведывательной деятельности». В новую структуру вошли все контрразведы­вательные подразделения КГБ, в том числе и 3-е Главное уп­равление (военной контрразведки).

За время существования КГБ его структура несколько раз изменялась и к мо­менту его упразднения имела вид, показанный на рис. 1.


Рис.1. Структура КГБ СССР


К моменту распада СССР в состав КГБ входили следующие Главные управ­ления:

1-е Главное управление— внешняя разведка и контрразведка, анализ ин­формации;

2-е Главное управление— внутренняя контрразведка, борьба с подрывными действиями, направленными против государства, промышленная безопас­ность;

Главное управление Пограничных войск (ГУПВ);

8-е Главное управление— разведка связи, безопасность средств связи, шифровальная служба;

Помимо Главных управлений, в структуре КГБ были следующие управле­ния:

3-е управление контрразведка в Вооруженных Силах;

4-е управление охрана и внутренняя безопасность посольств;

5-е управление— защита конституционного строя, под которой понималось искоренение инакомыслия;

6-е управление вопросы экономической безопасности;

7-е управление наружное наблюдение;

15-е управление охрана государственных объектов;

16-е управление радиоперехват и электронная разведка;

управление строительства военных объектов

Работа 1-го ГУ велась в следующих отделах.

  1. США, Канада.

  2. Латинская Америка.

  3. Великобритания, Австралия, Африка, Новая Зеландия, Скандинавия.

  4. Восточная Германия, Западная Германия, Австрия.

  5. Страны Бенилюкса, Франция, Испания, Португалия, Швейцария, Греция, Ита­лия, Югославия, Албания, Румыния.

  6. Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Северная Корея.

  7. Таиланд, Индонезия, Япония, Малайзия, Сингапур, Филиппины.

  8. Неарабские страны Ближнего Востока, включая Афганистан, Иран, Израиль, Турцию.

  9. Англоговорящие страны Африки.

  10. Франкоговорящие страны Африки.

  11. Контакты с социалистическими странами.

  12. Регистрация и архивы.

  13. Электронный перехват и операции против шифровальных служб западных стран.

  14. Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бирма.

  15. Арабские страны Ближнего Востока, а также Египет.

  16. Эмиграция.

  17. Контакты с развивающимися странами.


Предложения Госсовета легли в основу Закона № 124-Н «О реорганизации органов государственной безопасности», который 3 декабря 1991 г. подписал Президент СССР М.С. Горбачев. Согласно тексту Закона Совет Республик Вер­ховного Совета СССР постановил упразднить Комитет госу­дарственной безопасности СССР и на переходный период об­разовать на его базе на правах центральных органов государственного управления СССР:

  1. Межреспубликанскую службу безопасности.

  2. Центральную службу разведки СССР.

  3. Комитет по охране государственной границы СССР с объединенным командованием пограничных войск.

Вновь образованные органы в пределах своей компетен­ции являлись правопреемниками Комитета государственной безопасности СССР.

В связи с упразднением Комитета государственной безо­пасности СССР предлагалось считать органы безопасности республик находящимися в исключительной юрисдикции суверенных республик (государств).

Финансирование и материально-техническое обеспечение органов государственной безопасности, образованных в со­ответствии с настоящим Законом, устанавливалось осуществ­лять за счет средств союзного бюджета и союзных фондов.

Таким образом, в соответствии с Законом № 124-Н от 3 декабря 1991 г. КГБ СССР был упразднен. Один из чинов­ников, активно участвовавших в данном процессе, — В.В. Бакатин в своей книге «Избавление от КГБ» так определил за­дачи, которые ставил перед собой: «Я пошел по третьему пути сделать так, чтобы КГБ не представлял угрозы для общества, не допуская при этом развала системы госбезопасности. Мой вариант был вариантом реформ, а не разрушения...»

Отсюда вытекали основные принципы реформ:

  1. Дезинтеграция. Раздробление КГБ на ряд самостоятель­ных ведомств и лишение его монополии на все виды дея­тельности, связанные с обеспечением безопасности. Ра­зорвать Комитет на части, которые, находясь в прямом подчинении главе государства, уравновешивали бы друг друга, конкурировали друг с другом это уже значило усилить общественную безопасность, ликвидировать КГБ как КГБ.

  2. Децентрализация или вертикальная дезинтеграция. Пре­доставление полной самостоятельности республиканским органам безопасности в сочетании с главным образом ко­ординирующей и в относительно небольшой степени опе­ративной работой межреспубликанских структур. Это определялось не столько моей волей, сколько начавшими­ся процессами «размежевания» республик Союза.

  3. Обеспечение законности и безусловное соблюдение прав и свобод человека в деятельности спецслужб...

  4. Деидеологизация, преодоление традиций «чекизма». Из­бавление от сомнительной славы ведомства как караю­щего меча партии, организации всеобщего политического сыска и тотальной слежки.

  5. Эффективность. Поворот от шпиономании и борьбы с инакомыслием к реальным потребностям общества в ус­ловиях кардинально изменившейся политической среды — к безопасности на основе сотрудничества и доверия. Глав­ное внимание — внешнему криминальному влиянию на ниши внутренние дела, борьбе с организованной преступ­ностью, представляющей угрозу безопасности страны.

  6. Открытость, насколько это возможно, в деятельности спецслужб. Действия спецслужб должны быть понятны обществу, поддерживаться обществом, а для этого служить обществу.

  7. Ненанесение своими действиями ущерба безопасности страны.


Тем не менее «ущерб безопасности страны» был нанесен. Перманентные кадровые «чистки», выдавливание професси­оналов дилетантами, компрометация в средствах массовой информации института агентуры, практически ежегодные ликвидации и реорганизации органов госбезопасности при­вели к серьезнейшим нарушениям системы обеспечения бе­зопасности государства, оттоку квалифицированных кадров, падению имиджа спецслужбы в глазах общественности, рез­кому росту преступности.

После распада СССР 16-е управление и служба правительственной связи были выведены из состава КГБ и реорганизованы в Федеральное агентство пра­вительственной связи и информации (ФАПСИ) Российской Федерации. Сам КГБ после ряда реорганизаций был преобразован в Федеральную службу безопасно­сти (ФСБ). По сравнению с КГБ СССР, ФСБ является достаточно открытой организацией (конечно, в той мере, в какой может быть от­крыта спецслужба). При реоргани­зации КГБ 1-е ГУ было выведено из его состава и преобразовано в отдельную службу, получившую название Службы внешней разведки (СВР) РФ. Последняя, учитывая квалификацию ее специалистов, а также роль РФ в мировой политике, заслуживает отдельного рассмотрения.


5.3. Межреспубликанская служба безопасности СССР

В связи с ликвидацией в октябре 1991 г. КГБ СССР из под­разделений, оставшихся в составе некогда мощнейшей спец­службы, была образована Межреспубликанская служба безо­пасности. 28 ноября 1991 г. Пре­зидент СССР М.С. Горбачев подписал Указ «Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безо­пасности».

МСБ в соот­ветствии с функциональными обязанностями:

1) осуществляет выработку общих принципов в деятельно­сти органов безопасности республик и координацию их деятельности с целью наиболее эффективного исполь­зования имеющихся возможностей в интересах безопас­ности Союза и республик;

2) обеспечивает взаимодействие с Центральной службой разведки СССР, Комитетом по охране государственной границы СССР, Комитетом правительственной связи при Президенте СССР, Управлением охраны при Аппа­рате Президента СССР в целях использования их возможностей в решении вопросов, представляющих взаи­мный интерес;

3) оказывает содействие органам безопасности республик в проведении контрразведывательной работы на террито­рии Союза и — по согласованию или во взаимодействии с Центральной службой разведки СССР — за рубежом, а также разведывательной деятельности с территории Со­юза по добыванию важной для общих интересов инфор­мации; предоставляет им необходимые для этого опе­ративно-технические средства;

4) устанавливает и поддерживает во взаимодействии с Центральной службой разведки СССР контакты с ино­странными специальными службами в интересах рес­публик и Союза в целом; содействует органам безопас­ности республик в установлении непосредственных контактов с ними;


5) осуществляет по просьбе или по согласованию с Цент­ральной службой разведки СССР мероприятия по обес­печению безопасности официальных учреждений и граждан республик за рубежом;

6) осуществляет нормативно-методическую помощь в обеспечении деятельности органов безопасности рес­публик по защите государственных секторов;

7) разрабатывает и осуществляет совместно с органами безопасности республик меры по обеспечению безопас­ности объектов оборонной промышленности, атомной энергетики, космоса, транспорта, связи, других воен­ных и стратегических объектов, находящихся на терри­тории республик;

8) взаимодействует с органами безопасности и внутренних дел республик, Министерством внутренних дел СССР в организации и осуществлении розыска лиц, совер­шивших или подозреваемых в совершении преступле­ний, расследование которых отнесено к ведению орга­нов безопасности; ведет учет таких лиц;

9) разрабатывает и осуществляет во взаимодействии с органами безопасности республик мероприятия по обеспечению мобилизационной готовности дислоциро­ванных на территории республик пунктов управления Вооруженными Силами СССР и страной; осуществля­ет координационно-методические функции по вопроам мобилизационной готовности республиканских органов безопасности;

10) организует и осуществляет в координации с органами безопасности республик оперативно-розыскную дея­тельность и ведет дознание, предварительное следствие по наиболее сложным делам, а также по делам о пре­ступлениях, совершенных на территории нескольких республик и за пределами СССР, в случаях, когда рас­следование таких дел отнесено законом к ведению ор­ганов безопасности;

11) разрабатывает, изготовляет и поставляет органам безо­пасности республик по их заявкам специальные техни­ческие средства; оказывает методическую помощь в их использовании;

12) осуществляет координацию информационно-аналити­ческой работы органов безопасности республик в об­щих интересах обеспечения безопасности, а также в целях информирования по этим вопросам органов го­сударственной власти и управления: взаимодействует с ними, в проведении этой работы, совместно с органами безопасности республик осуществляет эксплуатацию автоматизированных информационно-аналитических систем, Единой системы информационного обеспече­ния контрразведки; реализует договорные обязательства по разработке аналитических систем;

13) осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для органов безопасности Союза ССР и республик;

14) осуществляет централизованное материально-техничес­кое снабжение органов безопасности республик по со­гласованной номенклатуре и при долевом финансиро­вании заказов республиками; совместно с органами безопасности республик разрабатывает и реализует ме­роприятия по развитию материально-технической базы органов безопасности республик;