Файл: Блок 5. -60 годы -август 1991 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 464

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В сентябре 1985 г. Горбачев, не дожидаясь технической рево­люции на производстве, призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку про­изводственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использова­ние предложений рационализаторов, повышение качества про­дукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась анти­алкогольная кампания, которая, по мнению ее инициаторов, должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве.

Экономическая реформа 1987 г. предусматривала: расширение самостоятельности предприятий на принци­пах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики; отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» от­ношения; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования.

Тем не менее, несмотря на то что реальных сдвигов в госсек­торе не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало нача­ло формирования частного сектора в экономике (хотя этот про­цесс шел с большим трудом). Принятые в мае 1988 г. законы от­крыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг.

По мере неудач в ре­формировании госсектора Горбачев все более ориентировался на рациональный переход к рынку. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постанов­ление «О концепции перехода к регулируемой рыночной эконо­мике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали пе­ревод промышленных предприятий на аренду, постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собст­венности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства на­званных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

С большим опозданием Горбачев приступил и к реформиро­ванию сельского хозяйства. Оно также носило половинчатый ха­рактер.

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не была доведена до логического завер­шения, а значит, и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г.— в промышленности. Нехватка элементар­ных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). Резко усилились инфляционные тенденции. Дефицит бюджета в 1989 г. превысил 100 млрд. рублей, что составляло 11% валового национального продукта. Золотой запас страны сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. и соста­вил 240 т.


В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добить­ся перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказыва­лось на экономическом положении страны. Требовались радикаль­ные и быстрые реформы, однако власть на них так и не пошла.

По мере утраты политиче­ской инициативы КПСС в стране усилился процесс формирова­ния новых политических партий. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и пе­рестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потре­бовали его отставки.

К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разра­ботку нового союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его ре­альному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руко­водстве страны предприняли попытку сорвать подписание дого­вора. В отсутствие президента Горбачева, в ночь на 19 августа 1991 г., был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель.

КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пут и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объ­явил расформированными структуры власти, действовавшие во­преки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппози­ционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информа­ции; ввел войска в Москву.

Одновременно с сообщением об указах ГКЧП руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. Хасбу­латов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как правый, реакционный антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горба­чев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.

Большинство республик после событий августа 1991 г. отка­зались от подписания союзного договора. В декабре 1991 г. лиде­ры Российской Федерации, Украины и Белоруссии (стран-учре­дителей СССР) заявили о прекращении действия Союзного дого­вора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило первоначально 11 бывших союзных республик (без Грузии и Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.


После выборов народных депутатов РСФСР (1990 г.) новое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. Н. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, было вынуждено предпринять собст­венные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие видные экономисты разработали программу «500 дней», которая предпо­лагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть Цент­ра. Данный проект создавал реальную основу для экономическо­го союза республик. Но под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы. Была создана «согла­сительная» комиссия, которая в поисках компромисса пошла фактически на ее выхолащивание.

В этих условиях руководство России заявило, что начнет осу­ществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической си­туации. В июне 1991 г. первым Президентом России всенарод­ным голосованием был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание озна­чало, по существу, поддержку почти 60% участников выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ. В то же время консерваторы в союзном руководстве требова­ли наделения правительства В. Павлова чрезвычайными полно­мочиями. Все чаще звучали требования отставки Горбачева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС.

Становилось очевидным, что политическая борьба вокруг со­держания, темпов и методов реформы экономики вступает в ре­шающую фазу. Речь теперь уже шла не о подновлении традици­онной экономической модели, а о полном ее демонтаже и замене новой.

Если в экономике перестройка нача­лась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни ее лейтмотивом стала «гласность».

«Гласность» замышлялась изначально не более чем обновление скомпрометированной офи­циальной идеологии. «Гласность» способствовала резкому столкновению различ­ных идейных, социальных, политических, национальных, религи­озных течений, групповых интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недоволь­ство той системой организации власти. Для большинства советских людей «гласность» обернулась большой душевной, а порой и личной драмой. Но из этого вовсе не вытекал вывод о том, что со­крытие правды, новая неправда были бы в этой ситуации лучше.

Тем не менее именно «гласность», превратившаяся за годы перестройки из политического лозунга в мощное средство рефор­мирования общества, во многом определила необратимый харак­тер перемен.

Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета Эко­номической Взаимопомощи и Организации Варшавского Догово­ра, завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил существование сам СССР.


Безусловно, за го­ды перестройки международная напряженность ослабла на­столько, что во всем мире заговорили об окончании «холодной войны». В сознании людей как на Западе, так и на Востоке был в значительной степени размыт создававшийся десятками лет образ врага.

Впервые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабло региональное противоборство СССР и США, что принесло народам многих стран мир и воз­можность самоопределения без вмешательства извне.

Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и между­народные политические структуры.

Вместе с тем наряду с безусловными позитивными перемена­ми, происшедшими в мире, очевидно и другое — с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире. Из «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава — США. Вторая распалась под влиянием внут­ренних и внешних факторов, в результате возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.

Распад единой системы Вооруженных Сил СССР, «привати­зация» бывшими союзными республиками наиболее оснащенных в техническом отношении ударных военных группировок, нахо­дившихся по периметру границ СССР, не только снизили оборо­носпособность России, но и во многом способствовали эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего, на Кав­казе и в Средней Азии). Рухнули и надежды на значительную западную помощь в решении внутренних проблем.

Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась в сложном положении, не обретя с западными страна­ми тех союзнических отношений, на которые рассчитывал Гор­бачев.


5. Организация и совершенствование системы защиты информации в СССР

(70-е гг. – август 1991 г.)

5.1. Совершенствование системы органов защиты информации

Для совершенствования деятельности органов защиты информации большое значение имело принятие 7 октября 1977 г. Конституции СССР, где указывалось, что обеспечение безопасности государства является одной из главных задач государства, решение которой относится к ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления.

5 июля 1978 г. был принят Закон СССР о Совете Министров СССР.

На основе этого закона и Конституции СССР КГБ при Совете Министров СССР (с 13 марта 1954 г.) был переименован в КГБ СССР. Как и раньше, союзно-республиканский орган. В с.р. (кроме РСФСР) и а.р. – КГБ с.р. и а.р.


Местные органы государственной безопасности – Управления КГБ союзных республик в краях и областях, а также отделы (отделения) в автономных округах, городах и районах.

В систему органов государственной безопасности входили также особые отделы Вооруженных сил и Командование пограничными войсками.

Характерная особенность системы государственной безопасности – высокая степень централизации управления в этой области: органы государственной безопасности на местах не являлись управлениями (отделами, отделениями) исполкомов местных Советов депутатов трудящихся (как, например, органы внутренних дел), а подчинялись только по вертикали КГБ с.р., а в РСФСР – КГБ СССР.

КГБ СССР возглавлял председатель, назначаемый ВС СССР, а в период между сессиями – Президиумом ВС СССР с последующим представлением на утверждение ВС СССР. Заместители Председателя назначались СМ СССР. Председатель КГБ СССР входил в состав правительства СССР, председатели КГБ с.р. и а.р. входили в состав СМ с.р. и а.р.

Председатель в пределах компетенции КГБ СССР на основании и во исполнение законов СССР, указов Президиума ВС СССР издавал указания, приказы, инструкции и т.п., обязательные для исполнения всеми органами, пограничными войсками, учебными заведениями, учреждениями и организациями системы КГБ, утверждал положения и уставы о них, обладал правом контроля за деятельностью всех звеньев Комитета, как в центре, так и на местах.

Коллективным руководящим органом в КГБ являлась, как и в предшествующий период, Коллегия КГБ в составе: председателя, его заместителей, руководящих работников системы КГБ. Коллегия решала наиболее важные вопросы обеспечения государственной безопасности.

Как и в предшествующий период, особое внимание уделялось совершенствованию деятельности контрразведывательных подразделений.

К функциям 2-го ГУ в этот период относились:

  • контрразведывательная деятельность;

  • защита экономики и транспорта;

  • борьба с враждебными элементами внутри страны;

  • ЗГС.

Сосредоточение всех названных функций в одном подразделении затрудняло, снижало эффективность его работы.

В связи с этим в данный период реорганизации направлены в основном на совершенствование деятельности ВГУ.

В сентябре 1981 г. ЦК КПСС и СМ СССР признали необходимым создать в КГБ СССР самостоятельное 4-е Управление и соответствующие подразделения на местах (контрразведывательная работа на объектах транспорта и связи).

В октябре 1982 г. в системе КГБ СССР создается 6-е Управление и шестые подразделения на местах (защита экономики от подрывной деятельности спецслужб иностранных государств и организаций).

В 1983 г. ЦК КПСС и СМ СССР признали необходимым создать в КГБ СССР специальное подразделение по контрразведывательной защите органов МВД СССР (Управление «В» 3-го ГУ КГБ СССР и его органы на местах).