Файл: Блок 5. -60 годы -август 1991 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 458

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дальнейшие реорганизации органов КГБ СССР в 80-е гг. связаны с демократизацией общественной жизни в стране.

Действовавшее с 1959 г. Положение о КГБ при СМ СССР (СС ОВ) не соответствовало новой общественно-политической обстановке в стране, задачам и направлениям деятельности органов ЗИ в современный период.

16 мая 1991 г. ВС СССР принял закон «Об органах государственной безопасности в СССР» (открытый).

Основные функции:

  • разведывательная работа;

  • контрразведывательная работа;

  • обеспечение высших органов государственной власти и управления, других государственных органов информацией, необходимой для решения задач, связанных с государственной безопасностью;

  • предупреждение, выявление и пресечение преступлений, расследование которых отнесено к ведению органов государственной безопасности;

  • борьба с организованной преступностью, затрагивающей интересы госбезопасности;

  • обеспечение сохранности государственных секретов;

  • обеспечение безопасности специальных видов связи и шифровальной работы;

  • охрана государственной границы;

  • расследование государственных преступлений, в т.ч. в сфере ЗГС;

  • разработка, а в ряде случаев утверждение и ввод в действие по поручению СМ СССР обязательных для всех учреждений, организаций и предприятий положений и инструкций, регламентирующих основные вопросы защиты государственной тайны;

  • контроль за состоянием установленного порядка ведения секретных работ, обращения с секретными документами в учреждениях, организациях и на предприятиях, оказание помощи администрации и подразделениям по ЗГС в своевременном устранении выявленных недостатков;

  • участие в разработке и проведении администрацией и подразделениями по ЗГС предприятий совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами мероприятий по ПД ИТР;

  • применение мер административного воздействия (предостережение, приостановление или прекращение работ, отказ в согласовании на допуск);

  • ведение информационной работы по выявленным недостаткам.

Закон от 16 мая 1991 г. устанавливал контроль за деятельностью органов государственной безопасности со стороны высших органов государственной власти и управления, а также осуществление прокурорского надзора за точным исполнением законов в деятельности данных органов.

Структура КГБ СССР (конец 80-х – начало 90-х гг.)

  1. 1-е ГУ – орган внешнеполитической разведки (ПГУ );

  2. 2-е ГУ - внутренняя безопасность и контрразведка (ВГУ);

  3. 3-е ГУ - военная контрразведка;

  4. 4-е У – организация контрразведывательной работы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

  5. 5-е У - вопросы идеологии, предупреждение акций идеологической диверсии иностранных спецслужб и организаций действий враждебных элементов внутри страны;

  6. 6-е У -экономическая контрразведка и промышленная безопасность;

  7. 7-е У – организация наружного наблюдения;

  8. 8-е У - шифровальная и дешифровальная работа;

  9. 9-е У - охрана руководителей КПСС и советского государства;

  10. ГУ пограничных войск;

  11. ГУ спецвойск;

  12. Управление правительственной связи;

  13. 15-е ГУ – организация эксплуатации, охраны и обороны особо важных объектов;

  14. 16-е ГУ - радиоперехват и электронная разведка;

  15. Оперативно-техническое управление – разработка и внедрение новейших специальных технических средств и др.


Отделы:

    • шестой отдел (перехват и перлюстрация корреспонденции);

    • двенадцатый отдел (прослушивание);

    • следственный отдел и др.

    Провозглашение союзными республиками своей независимости, события 19-21 августа 1991 г. привели к распаду СССР и образованию Содружества Независимых Государств (СНГ). Закон от 16 мая 1991 г. утратил свою силу.

    В 70-е – 80-е гг. продолжается совершенствование системы государственных органов, наделенных надведомственными функциями в сфере ЗГС.

    Создается новый государственный орган, осуществляющий такие функции.

    18 декабря 1973 г. ЦК КПС и СМ СССР приняли постановление № 903-303 «О мерах противодействия иностранным техническим разведкам».

    Необходимость этого была обусловлена тем, что с начала 70-х гг. в разведывательной деятельности иностранных государств стали широко применяться ТС разведки.

    В соответствии с данным постановлением была образована система комплексного противодействия иностранным техническим разведкам во главе с общесоюзным органом – Государственной комиссией СССР по противодействию иностранным техническим разведкам (Гостехкомиссия СССР).

    Основная задача Комиссии – организация в стране комплексных работ по защите от ИТР вооружения и военной техники, военных и военно-промышленных объектов.

    ГТК должна была координировать и организовывать в стране деятельность учреждений, организаций и предприятий по ПД ИТР.

    Структура Гостехкомиссии СССР

    1. Председатель – зам. Министра обороны СССР.

    2. Освобожденный заместитель.

    3. Члены Комиссии:

      • заместитель председателя КГБ СССР,

      • заместители министров:

        • авиационной промышленности;

        • машиностроения; оборонной промышленности;

        • общего машиностроения;

        • радиопромышленности;

        • промышленности средств связи;

        • среднего машиностроения;

        • судостроительной промышленности;

        • электронной

        • промышленности.

    В постановлении указывалось, что проведение эффективных мер ПД ИТР являлось важнейшей государственной задачей МО СССР, КБ и всех министерств и ведомств, выполняющих работы по оборонной тематике.

    При МО СССР были созданы:

      • Инспекция по контролю за эффективностью принимаемых мер противодействия в Вооруженных силах СССР и промышленности;

      • рабочий аппарат Комиссии.

    Начала формироваться система научного обеспечения проблемы комплексного ПД ИТР. В 1976 г. определена головная научная организация Гостехкомиссии СССР и головные НИО в отраслях промышленности и в МО СССР.

    ПД ИТР стало задачей государственной важности и одной из составных частей в общей системе мер по сохранению государственной и служебной тайны.

    Гостехкомиссия СССР определяла для министерств и ведомств конкретные направления работ по ПД ИТР и разрабатывала основные руководящие документы по ПД ИТР.


    19 ноября 1974 г. постановлением СМ СССР № 880-299 утверждено новое Положение о Главном управлении по охране государственных тайн в печати при СМ СССР.

    В нем указывалось, что повышается роль открытых публикаций в связи с расширением обмена информацией о научно-технических достижениях между учреждениями, организациями и предприятиями внутри страны, а также с зарубежными странами. В связи с этим отмечалось повышение роли Главлита в вопросах предотвращения утечки защищаемой информации через открытые публикации.

    Расширялись права Главлита, к которым относились:

    • разработка и издание Единых правил печатания несекретных изданий, соблюдение которых являлось обязательным для подготовки материалов, предназначенных для открытой публикации;

    • рассмотрение проектов ведомственных перечней сведений, не подлежащих опубликованию в открытой печати, использованию в передачах по радио и телевидению, и выдача заключений по этим проектам;

    • применение мер административного пресечения за совершение противоправных деяний;

    • запрещение выпуска в свет и распространения материалов, в которых содержатся защищаемые сведения;

    • конфискация бандеролей, предназначенных для вывоза за границу, если в них содержались материалы, включающие сведения защищаемого характера;

    • информирование руководителей министерств, ведомств, издательств, органов печати и др. издающих организаций о наиболее серьезных замечаниях в области охраны государственных тайн в печати в целях закрытия источников распространения сведений, запрещенных к открытому опубликованию.


    5.2. Реорганизации КГБ СССР

    Учитывая ошибки предыдущих руководителей спецслужб, Ю.В. Андропов стремился строить деятельность возглавляе­мого им органа государственной безопасности в соответствии с «линией партии» и складывающейся обстановкой. Подоб­ный подход требовал периодической реорганизации отдель­ных подразделений спецслужбы.

    К 1981 г. практика деятельности органов КГБ показала, что сосредоточение во 2-м Главном управлении КГБ СССР функций контрразведки, защиты экономики и транспорта, борьбы с враждебными элементами внутри страны затрудняет эффективное решение контрразведывательных задач. В свя­зи с изложенным ЦК КПСС и Совет Министров СССР в сен­тябре 1981 г. признали целесообразным создать в КГБ СССР4-е управление и соответствующие подразделения на местах, возложив на них организацию и осуществление контрразве­дывательной работы на объектах транспорта и связи. В ок­тябре 1982 г. в системе КГБ СССР было образовано 6-е уп­равление и шестые подразделения на местах с задачей защиты советской экономики от подрывной деятельности спецслужб иностранных государств и организаций.

    В 1983 г. в КГБ СССР было создано специальное подраз­деление по контрразведывательной защите органов МВД СССР: Управление «В» 3-го Главного управления КГБ СССР.


    В середине 80-х гг. существовала следующая система ор­ганов КГБ. Руководящим органом являлась Коллегия КГБ, рассматривавшая не реже одного раза в месяц наиболее круп­ные вопросы и утверждавшая руководящие кадры. В ее со­став входили председатель комитета, его заместители, началь­ники ведущих подразделений и, по традиции, председатель КГБ Украины и начальники управлений по Москве и Мос­ковской области, по Ленинграду и Ленинградской области, другие руководители крупных органов безопасности (всего 15—17 человек).

    Структура центрального аппарата включала:

    • 1-е Главное управление КГБ (внешняя разведка);

    • 2-е Главное управление (контрразведка);

    • 3-е Главное управление (военная контрразведка, кото­рая руководила работой особых отделов, контролирова­ла МВД и Министерство обороны, включая Генштаб, военную разведку, ВМФ, сухопутные войска, ВВС, ра­кетные войска, а также Государственный таможенный комитет);

    • 4-е управление (контрразведывательная работа на транспорте);

    • управление «3» (защита конституционного строя, быв­шее 5-е управление);

    • 6-е управление (контрразведывательная работа на про­мышленных объектах);

    • Главное управление пограничных войск, общая числен­ность которых была 220 тысяч человек. На их содержа­ние уходило более половины всех расходов бюджета органов госбезопасности.

    • 7-е управление (наружное наблюдение);

    • 8-е Главное управление (шифрованная секретная пере­писка центра с местными органами и разведки с зару­бежными резидентурами);

    • 16-е управление (выделенное в 1973 г. из 8-го ГУ, зани­малось радиоразведкой, радиоперехватом и дешифров­кой материалов);

    • 9-е управление (охрана высшего руководства страны, государственных мероприятий, иностранных делегаций); в 1990 г. оно было преобразовано в Службу охраны;

    • 10-й отдел (архивных фондов);

    • 12-й отдел (слуховой технический контроль);

    • 15-е управление (проектирование, строительство и экс­плуатация объектов, подготовленных «на особый пери­од», т. е. на случай войны или других чрезвычайных об­стоятельств);

    • Оперативно-техническое управление (проектирование, разработка, производство и эксплуатация специальных технических средств, перлюстрация корреспонденции).

    В 1990 г. в КГБ было создано Управление по борьбе с орга­низованной преступностью. И в том же 1990 г. было органи­зовано Аналитическое управление КГБ.

    В апреле 1991 г. было образовано управление «СЧ» — по руководству специальными частями войск КГБ. Тогда же был организован Оперативный штаб КГБ СССР.

    Кроме вышеперечисленных в структуру центрального ап­парата КГБ входили следующие подразделения:

    Инспекторское управление;

    Управление кадров;

    Следственный отдел;

    ХОЗУ;

    ВМУ (Военно-медицинское управление);

    ВСУ (Военно-строительное управление);

    УПС (управление правительственной связи);


    Финансово-плановый отдел;

    Мобилизационный отдел;

    Секретариат КГБ;

    Юридический отдел;

    ЦОС (Центр общественных связей).

    КГБ СССР имел целую сеть учебных заведений. Высшая школа им. Дзержинского давала подготовку по пятидесяти иностранным языкам, знания по специальным предметам, высшей математике, физике и др.

    В середине 80-х гг. бюджет КГБ составлял около 3 млрд рублей, в 1990 г. — 4,9 млрд, средняя зарплата сотрудника комитета составлял около 300 рублей в месяц. В 1989 г. в шта­те сотрудников органов госбезопасности состояло 490 тысяч человек, из них 220 тысяч составляли пограничники и 60 тысяч — войска правительственной связи. В 1990 г. КГБ были переданы из Вооруженных Сил 103-я Гвардейская Витебская воздушно-десантная дивизия, 75-я Нахичеванская мото­стрелковая дивизия, 48-я мотострелковая дивизия, 27-я от­дельная мотострелковая бригада.

    Определенные изменения произошли в руководстве спец­службы. После того как Ю.В. Андропов был избран Генераль­ным секретарем ЦК КПСС, председателем КГБ недолгое время (с мая по декабрь 1982 г.) был Б.В. Федорчук, а потом, по октябрь 1988 г., В.М. Чебриков. 1 октября 1988 г. после избрания Чебрикова секретарем ЦК КПСС к обязанностям председателя КГБ приступил В.А. Крючков.

    6 мая 1991 г. Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин и председатель КГБ СССР В.А. Крючков под­писали протокол об образовании в соответствии с решением съезда народных депутатов России Комитета государствен­ной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-респуб­ликанского комитета. Руководителем КГБ РСФСР был на­значен генерал-майор В.В. Иваненко.

    К концу 80-х гг. процессы демократизации общественной жизни в стране, расширение гласности в деятельности орга­нов власти и управления стали затрагивать и органы государ­ственной безопасности. Общество под влиянием потока ин­формации о грубых нарушениях социалистической законности в работе органов ОГПУ-НКВД-МГБ в 30-е, 40-е и начале 50-х гг., массовых репрессиях, попрании конституционных норм, прав и свобод советских людей требовало коренного совершенствования правового регулирования деятельности органов госбезопасности.

    Действовавшее с 1959 г. Положение о Комитете государ­ственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах не соответствовало новой общественно-политической обстановке в стране. Поэтому был подготов­лен и 16 мая 1991 г. вступил в силу открытый Закон «Об орга­нах государственной безопасности в СССР».

    В соответствии с Законом КГБ СССР осуществлял свою деятельность по следующим основным направлениям:

    • разведывательная работа;

    • контрразведывательная работа;

    • обеспечение высших органов государственной власти и управления СССР и республик, других государственных органов информацией, необходимой для решения задач, связанных с государственной безопасностью, соци­ально-экономическим, оборонным строительством и научно-техническим прогрессом, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью;

    • предупреждение, выявление и пресечение преступле­ний, расследование которых было отнесено Законом к ведению органов госбезопасности, борьба с террором и организованной преступностью, затрагивающими инте­ресы госбезопасности;

    • обеспечение сохранности государственных секретов СССР;

    • организация, обеспечение безопасности специальных видов связи и шифровальной работы;

    • охрана Государственной границы и экономической зоны СССР, участие в разработке и осуществлении мер по охране континентального шельфа СССР;

    • обеспечение готовности к функционированию в воен­ное время пунктов управления страной и Вооруженны­ми Силами СССР;

    • оказание методической и организационно-технической помощи министерствам, государственным комитетам, ведомствам, предприятиям, учреждениям и организа­циям в обеспечении государственной безопасности, а также в пределах компетенции координация их деятель­ности в указанной области и контроль за этой деятель­ностью.