Файл: 1 Психология как наука. Этапы становления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы эффективно управлять конфликтами, необходимо уметь определять тип конфликта, а также учитывать его характеристики, например, стадии развития, причины, уровень эмоциональной напряженности и т.д. Кроме того, важно иметь навыки урегулирования конфликтов, такие как умение слушать, находить компромиссы и принимать конструктивные решения.

32 Вербальная и невербальная коммуникация.

Коммуникация может осуществляться как вербально, так и невербально.

Вербальная коммуникация — это обмен информацией через слова, например, устные высказывания, письма, текстовые сообщения и т.д. Она включает в себя выбор слов, грамматику, интонацию, акцент и другие факторы, которые могут влиять на понимание информации. Вербальная коммуникация может быть формальной или неформальной, и ее эффективность зависит от ясности и точности передачи информации.

Невербальная коммуникация — это обмен информацией через невербальные средства, такие как жесты, мимика, телодвижения, тон голоса, контакт глаз и т.д. Эти средства могут использоваться для выражения эмоций, передачи отношения и установления взаимодействия. Невербальная коммуникация может быть осознанной или неосознанной, и ее эффективность зависит от соответствия между словами и невербальными сигналами.

Зачастую, вербальная и невербальная коммуникации работают вместе и взаимодействуют друг с другом. Например, мимика и жесты могут подчеркивать или противоречить устным сообщениям, создавая различные эмоциональные и лингвистические контексты. Важно научиться учитывать и использовать как вербальную, так и невербальную коммуникацию, чтобы лучше понимать своих партнеров в разговоре.


33 Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости. Компоненты

Конфликтоустойчивость — это вид психологической устойчивости, который позволяет человеку управлять конфликтами, поддерживать эмоциональное равновесие и сохранять позитивные межличностные отношения в сложных ситуациях.

Компоненты конфликтоустойчивости включают:

  1. Саморегуляция — это способность контролировать свои эмоции и поведение в конфликтных ситуациях, меньше подвергаться искушениям проявлять агрессию или злоупотреблять своей властью. Саморегуляция также включает умение находить позитивные способы решения конфликта и сохранять контроль над ситуацией.

  2. Самоконтроль — это способность управлять своими мыслями, эмоциями и поведением, не допускать, чтобы негативные факторы окружающей среды или внутренние факторы влияли на принятие решений и поведение.

  3. Эмоциональное интеллектуальное владение — это способность понимать свои и чужие эмоции, оценивать их влияние на поведение и решение проблем, а также контролировать свои эмоции, чтобы достичь максимальной эффективности в конфликтной ситуации.

  4. Активное слушание — это умение слушать и понимать позицию других людей, учитывать их интересы и потребности при разрешении конфликтов.

  5. Эмпатия — это способность понимать чувства и эмоции других людей и выражать сочувствие и поддержку. Это умение помогает добиваться компромиссов и общих решений при разрешении конфликтных ситуаций.


Развитие конфликтоустойчивости может проходить через тренинги, консультирование и личностный рост. Человека можно научить пользоваться навыками конфликтоустойчивости, чтобы улучшить свои межличностные отношения и улучшить качество жизни в целом.

34 Классификация типов поведения в конфликте по К. Томасу.

Классификация типов поведения в конфликте по К. Томасу является одной из наиболее употребляемых моделей анализа поведения людей в конфликте. Он выделяет 5 типов поведения, которые могут быть применены на разных стадиях конфликта:

  1. Конкуренция — это стратегия, которая используется, когда человек хочет удовлетворить свои интересы, не принимая в расчет интересы или потребности другой стороны. Он старается победить в конфликте, добиться своего и игнорирует позицию и запросы другой стороны. Это может привести к эскалации конфликта.

  2. Пристраивание - в данном типе поведения человек готов отказаться от своих интересов в пользу интересов другой стороны. Данный тип поведения может привести к удовлетворению только одной из сторон, в то время как другая будет неудовлетворена.

  3. Примирение — это стратегия, когда конфликт решается путем поиска компромисса, который удовлетворяет обе стороны. Применение такой стратегии предполагает поиск общих решений и уважение интересов каждой из сторон.

  4. Избегание — это стратегия, когда человек пытается избежать конфликта, не занимая ясной позиции или принимая решений. Применение такой стратегии может приводить к сохранению отношений, однако, в долгосрочной перспективе, может усугублять конфликт.

  5. Сотрудничество — это стратегия, когда обе стороны стараются найти решение, удовлетворяющее их интересы. Этот тип поведения предполагает сотрудничество сторон, обмен идеями, и поиск общего понимания.

Каждый из типов поведения может иметь различный эффект в зависимости от конкретной ситуации, и выбор правильной стратегии конфликта может помочь добиться более успешных результатов и улучшить межличностные отношения.

35 Понятие слушания. Виды и функции слушания.

Слушание — это активный процесс восприятия, понимания и интерпретации речи собеседника. Это важный элемент эффективного общения, который улучшает качество взаимодействия между людьми.

Виды слушания:

  1. Активное слушание — это активное участие в диалоге. Слушатель старается понять содержание сообщения собеседника и дать ему обратную связь, подтверждая, что он полностью слышал и понял сказанное.

  2. Пассивное слушание — это когда слушатель просто присутствует, но практически не участвует в диалоге, не задаёт вопросов и не отмечает своё понимание.

  3. Поверхностное слушание - пассивный вид слушания, при котором слушатель не пытается понять суть сообщения. Иногда это бывает из-за отсутствия интереса к теме или желания избежать конфликта.

  4. Глубокое слушание — это слушание, когда слушатель старается понять суть сообщения, а не только произносимые слова. Он старается выявить основные идеи и понимает, что сказать собеседнику в ответ.


Функции слушания:

  1. Целеполагание - слушание позволяет понимать цели коммуникатора и выявлять свои собственные цели.

  2. Информационная функция - слушание дает возможность получить информацию, которая может быть полезной для принятия решения и решения проблем.

  3. Контроль качества связи - слушание позволяет контролировать качество связи и удостовериться, что сообщение поняли правильно.

  4. Помощь собеседнику - слушание позволяет понимать потребности собеседника и помогать ему справиться с проблемами.

  5. Созидательность - глубокое и активное слушание помогает создавать отношения, основанные на доверии и принятии друг друга.



36 Модели общения врача и пациента.

Существует несколько моделей общения врача и пациента, которые используются в здравоохранении. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Модель "Медицинский диктатор". В этой модели врач принимает все решения относительно лечения пациента без участия последнего. Такой подход подразумевает, что врач знает лучше, что делать, и должен принимать решения в интересах пациента. Такая модель общения используется в ситуациях, когда пациент находится в крайней опасности и нуждается в экстренной медицинской помощи.

  2. Модель "Информированное согласие". В этой модели врач предоставляет пациенту всю необходимую информацию о его состоянии здоровья, диагнозе, вариантах лечения и их последствиях. Затем пациент самостоятельно принимает решение, основываясь на полученной информации. Такая модель используется в случаях, когда пациент мог бы решить, какой метод лечения будет лучше для него.

  3. Модель "Партнерство". В этой модели врач и пациент взаимодействуют на равных. Врач предоставляет информацию, а пациент выражает свои потребности, надежды и ожидания. Обе стороны активно участвуют в принятии решений и оценивают результаты лечения совместно. Такая модель используется для продолжительного лечения хронических заболеваний.

Каждая модель общения имеет свои преимущества и недостатки, и врач выбирает ту, которая лучше всего подходит для конкретного случая. В любом случае, важно опираться на понимание, взаимное уважение и доверие между врачом и пациентом.

37 Типы отношения к болезни.

Отношение к болезни может быть различным у разных людей в зависимости от их личностных характеристик, ценностей, культурного контекста и других факторов. Рассмотрим некоторые типы отношения к болезни:


  1. Активный тип отношения. Этот тип характеризуется высоким уровнем самоконтроля, позитивной мотивацией и детерминированностью борьбы с заболеванием. Люди, которые имеют такой тип отношения, часто принимают активные меры, чтобы укрепить свое здоровье, следуют рекомендациям врача и предпринимают действия на ранних стадиях заболевания.

  2. Пассивный тип отношения. Этот тип характеризуется отсутствием ответственности за свое здоровье, отрицанием проблемы и нежеланием что-то менять. Люди, которые имеют такой тип отношения, могут игнорировать рекомендации врача, неверно использовать лекарства и продолжать неправильный образ жизни.

  3. Высокий уровень тревожности. Этот тип характеризуется высоким уровнем тревожности и обеспокоенности относительно заболевания. Люди, которые имеют такой тип отношения, часто переживают, что их здоровье ухудшается, искренне боятся осложнений и принимают неправильные решения, которые могут навредить их здоровью.

  4. Стигматизация заболевания. Этот тип отношения проявляется в отношении к заболеванию, которое считается оскорбительным, позорным или стыдным. Люди, которые стравливаются с таким отношением, могут страдать от социальной изоляции, дискриминации, страха, снижения самооценки, а это может негативно влиять на процесс лечения.

Это лишь несколько типов отношений к болезни, но можно выделить более множества факторов, которые влияют на наше поведение и выбор стратегии реакции на болезнь.

38 Понятие группы в психологии. Классификации групп.

В психологии группой называется два и более человека, которые обмениваются информацией и взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей или удовлетворения своих потребностей. Чаще всего группы бывают организованы для выполнения какой-то задачи, хотя могут существовать и другие типы групп, например, группы, формирующиеся на основе социальной идентичности.

Классификации групп могут по-разному учитывать основные признаки группировки, но наиболее распространены следующие виды классификаций:

  1. По количеству людей:

  • Двойка

  • Триада

  • Группа небольшого размера (4-7 человек)

  • Группа среднего размера (8-20 человек)

  • Большая группа (более 20 человек)

  1. По продолжительности существования:

  • Неформальные (проходящие) группы

  • Формальные (организованные) группы


  1. По задачам и целям:

  • Рабочие группы

  • Команды

  • Общественные организации

  • Религиозные группы

  • Интересные группы

  1. По степени близости и интимности отношений:

  • Группа привязанности (например, семья)

  • Конфликтная группа

  • Формальные социальные группы

Каждая группа имеет свои характеристики, и в практической работе психологом важно учитывать их при анализе взаимоотношений внутри группы и формировании стратегии в работе.