Файл: Систем управления и радиоэлектроники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Сущность и роль менеджмента
21
• способность критически оценивать собственную дея- тельность;
• способность быстро восстанавливать свои силы.
Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функ- ции определения целей стратегического планирования и системной организации инноваций.
Современный менеджер характеризуется следующими основными чертами и особенностями.
1. Он активен, самостоятелен, предприимчив, предо- ставляет подчиненным максимальную свободу действий, идет на оправданный риск.
2. Разрабатывает прежде всего стратегии решения эко- номических и правовых проблем; воспитывает подчинен- ных, разрешает конфликты; ведет переговоры.
3. Рационален, критичен, надеется в первую очередь на собственные силы.
4. Лишен раздвоенности в сознании и поступках, стре- мится в первую очередь к достижению общих целей.
5. Создает команду единомышленников, нацеленных на выработку коллективного решения в процессе диалога и дискуссий.
6. Динамичен, открыт для новых идей, знаний и ин- формации, имеет широкий взгляд на жизнь.
7. Умеет работать с людьми, признает их как личности, хороший педагог.
До недавнего времени считалось, что перечисленными личностными чертами люди либо награждаются от при- роды, либо приобретают их в процессе многолетней рабо- ты методом проб и ошибок. Однако последние достижения науки (в том числе социологии и психологии) позволяют изучать природу человеческих взаимоотношений и искус- ство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь на благоприобретенный опыт. Современные ком- пании и корпорации тратят немалые средства на обуче- ние менеджеров правилам и формам общения, исходя при этом из золотого принципа: лучше сегодня потратить эти деньги, чем потерять потенциальных клиентов или рынки

Афонасова М.А. Менеджмент
22
сбыта из-за неумения менеджеров и других сотрудников строить отношения с клиентами, руководителями, друг с другом.
Приведем некоторые требования к поведенческим ха- рактеристикам современных менеджеров, характеризую- щие зарубежный опыт этики в сфере бизнеса
1 1. Респектабельная внешность — внешняя привлека- тельность, хорошая осанка, умение держаться в рамках этикета и взаимодействовать с окружающими.
2. Независимое поведение, имеющее в качестве основы профессиональные знания и умения, позволяющие при- нимать решения самостоятельно, не пренебрегая при этом мнением других.
3. Речевые способности, предполагающие наличие ри- торических навыков, отработанной жестикуляции и темб- ра голоса.
4. Манеры, основывающиеся на знании правил этике- та, на внутренней собранности и осознании значимости своих действий.
5. Спокойная реакция на суждения людей о нем (или о ней), умение терпеливо выслушивать критические заме- чания и разумно воспринимать их, спокойно, без излиш- них эмоций, гнева или агрессивности.
Между особенностями труда менеджеров и теми чер- тами и свойствами, которые им необходимо иметь, чтобы эффективно управлять организацией, существует опреде- ленная связь (рис. 1.5)
2 1
???????? ?., ???????? ?. ?????? ? ????? ??????? (?????????? ????) //
??????? ????????? ? ????????????? ?????????. 1997. ? 6. ?. 122.
2
????????? ?.?. ????? ?????????? ????????????. ?????? ? ???????? :
???????. ?., 2001. ?. 91.


1. Сущность и роль менеджмента
23
???????????
?????
?????????
????????
???????
?????-
?????
????????
???????
????????
?? ???????
??????
-
???????????
?? ??????
?????
???????????
????? ?
????????,
???????????
?????????
????????????
????????
????????????????
????????
????????? ??????????
????????????? ?????????
????????? ???????????
??????? ??????
????????? ????????
????????? ???????,
???????????, ????????
????? ? ????????
?????? ???????????
? ??????????????
????????????
?????? ????????????
??????????????
??????????
??????? ?????????????
????????? ? ????????
???????? ???????
?????????
? ????????
?????-
?????
Рис. 1.5. Особенности труда и качества менеджеров как профессионалов

Афонасова М.А. Менеджмент
24
1.5. Характерные черты
эффективного менеджмента
1
В мировой практике приняты следующие характери- стики эффективного менеджмента:
• ориентация на энергичное и быстрое действие;
• постоянный контакт с потребителем;
• предоставление людям определенной автономии, по- ощряющей их предприимчивость;
• ориентация на человека как на главный источник по- вышения производительности труда и эффективности про- изводства;
• наличие немногочисленного, но высококвалифициро- ванного штата сотрудников.
Эффективность менеджментарезультативность
управленческой деятельности, критерии которой:
• действенность — степень достижения целей органи- зации (отношение результатов, которые достигнуты, к ре- зультатам, которые намечались);
• экономичность — соотношение необходимого и фак- тического расходов ресурсов;
• качество — соответствие характеристик товара (услуг) стандартам и требованиям потребителей;
• прибыльность — соотношение между доходами и сум- марными издержками;
• продуктивность — соотношение объема товара (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (трудовых, материальных, фи- нансовых и др.);
• качество трудовой жизни — условия труда работни- ков;
• инновационная активность — результативность вне- дрения новшеств в различных функциональных областях деятельности организации (техническое переоснащение, производство, организация и т.д.).
1
?? ?????????? ??.: ????????? ?.?. ??????????. ?., 2003. ?. 39–40.

1. Сущность и роль менеджмента
25
Для оценки эффективности управления используются следующие экономические показатели.
1. Показатель эффективности управления
Э
У
= П / З
У
,
где П — прибыль организации; З
У
— затраты на управле- ние.
2. Коэффициент численности управленческих работ-
ников
К
Ч
= Ч
У
/ Ч,
где Ч
У
— численность работников управления; Ч — общая численность работников организации.
3. Коэффициент затрат на управление
К
З
= З
У
/ З,
где З — затраты организации.
4. Коэффициент затрат на управление на единицу
выпускаемой продукции (оказываемых услуг)
К
ЗП
= З
У
/ К,
где К — количество или объем выпускаемой продукции
(оказываемых услуг).
Коротковым Э.М. предложена формула эффективной деятельности менеджера (рис. 1.6).
??????????? ???????????? ?????????
=
???????
??????
???????
?????????
?????????
????????????
?????
????????????
??????,
??????
?????????
?????-
?????
+
+
+
+
Рис. 1.6. Формула эффективной деятельности менеджера
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Вопросы для самопроверки
1. Какие причины обусловили возникновение управле- ния как обособленного вида деятельности?
2. Какова связь фаз промышленного развития с метода- ми менеджмента?

Афонасова М.А. Менеджмент
26 3. Какие принципиальные изменения происходят в си- стеме менеджмента в условиях растущей непредсказуемо- сти, новизны и сложности внешней среды?
4. В чем состоят отличия менеджмента и управления?
5. Охарактеризуйте старую и новую парадигмы управ- ления.
6. Какие препятствия, по вашему мнению, могут встре- титься при практической реализации новой парадигмы управления?
7. Раскройте парадигму, сформировавшуюся в период перехода России к рыночным условиям хозяйствования.
8. Какой основной принцип определяет содержание но- вых концепций управления?

27
2. Общая теория управления.
Закономерности управления
различными системами
2.1. Развитие теории
и практики менеджмента
Становление менеджмента как социально-экономиче- ской науки с широкими приложениями в практику от- носится к концу XIX – началу XX в. За период более чем столетнего развития в менеджменте сформировалось достаточно много научных направлений (подходов или школ). Они возникали и достигали апогея своего развития в разное время. Их многообразие и время возникновения не случайны, а обусловлены уровнем развития произво- дительных сил в наиболее развитых в экономическом от- ношении странах, поскольку менеджмент является одной из важнейших сторон производственных операций. При этом важно отметить, что расцвет новой школы не озна- чал отказа от идей и свертывания работ предшествующих школ. Просто новая школа, возникающая в связи с требо- ваниями производства, привносила наиболее свежие идеи в практику управления, оказывая на нее доминирующее воздействие.
Первые попытки теоретического обобщения накоплен- ного управленческого опыта были ответом на потребно- сти развития экономики в условиях промышленной рево- люции. Механизация производства способствовала росту объемов предприятий, их ориентации на массовое про- изводство и сбыт, а следовательно, на рынки большой


Афонасова М.А. Менеджмент
28
емкости и крупномасштабные организации в форме мощ- ных корпораций. Развитие железнодорожного транспорта, телеграфной и телефонной связи активизировало процесс создания крупных организаций. Предприятия-гиганты ис- пытывали острую необходимость в рациональной органи- зации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений, управленцев и исполнителей на основе научно обоснованных принципов и норм.
На протяжении более чем вековой истории наука управ- ления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Развитие теории за рубежом начи- налось с работ Ф.У. Тейлора, А. Файоля и их последовате- лей, сформировавших первые школы менеджмента.
Основатель школы научного менеджмента американ- ский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915) в своем главном труде «Принципы научного менеджмента» доказывал, что лучший менеджмент — это истинная на- ука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование, по его мне- нию, дает удивительные результаты и является средством сократить потери, возникающие из-за низкой производи- тельности. Чтобы решить проблему роста производитель- ности, Тейлор сформулировал четыре принципа управле- ния трудом рабочих:
• научный подход к выполнению каждого элемента ра- боты;
• научный подход к подбору, обучению и развитию ра- бочих;
• кооперация с рабочими, обеспечивающая применение научного подхода;
• признание того, что работа и ответственность делятся между менеджерами и рабочими почти поровну.
Другой известный специалист в области менеджмен- та — Анри Файоль, французский предприниматель и ад- министратор, основатель классической административной школы управления. Его самая известная книга — «Об- щий и промышленный менеджмент», опубликованная в

2. Общая теория управления. Закономерности...
29 1916 г. Файоль первым предложил формализованное опи- сание работы управляющих в организациях по их функ- циональным признакам и сформулировал принципы управ- ления, ограничив их число лишь теми, которые наиболее часто использовал в собственной практике. Практическое применение принципов управления, которые традиционно рассматриваются как научная основа менеджмента, — это большое искусство, которое достигается только через опыт и практическую деятельность.
В нашей стране идеи научного управления в условиях становления нового общественного строя и социалистиче- ской системы хозяйствования развивали А.А. Богданов
(1873–1928), Н.А. Витке (даты рождения и смерти не установлены), А.К. Гастев (1882–1941), О.А. Ерманский
(1866–1941), П.М. Керженцев (1881–1940) и многие дру- гие ученые и практики, работавшие в различных научных организациях и институтах. Они сосредоточили свои уси- лия на обосновании принципов управления социалистиче- скими предприятиями, на разработке новых подходов к организации труда и производства. В то время это были проблемы первостепенной важности, напрямую связанные со становлением нового строя.
На 1-й всероссийской конференции по научной органи- зации труда (1921 г.) наряду с обсуждением докладов по организации труда и планомерности развития (пленарные доклады А.А. Богданова, М.Н. Смит-Фалькнер, С.Г. Стру- милина, О.А. Ерманского) были сделаны попытки сформу- лировать общие принципы научной организации управле- ния. Это, во-первых, принцип точного определения круга ведения, полномочий и ответственности каждого органа и каждого работника; во-вторых, доведение до минимума числа инстанций, проходимых каждым вопросом для окон- чательного решения; в-третьих, принцип максимизации продуктивности каждого работника за счет организации труда и установления за превышение норм повышенного вознаграждения; в-четвертых, принцип регулирования ра- боты каждого работника инструкциями; в-пятых, принцип тщательного подбора работников с учетом их склонностей и способностей.


Афонасова М.А. Менеджмент
30
На второй конференции по научной организации тру- да (1924 г.) самой многочисленной среди работавших там секций была секция по управлению. И это неудивитель- но, так как к этому времени накопилось множество во- просов, связанных с методами рационализации работы го- сударственного аппарата, делопроизводством, отчетностью и другими практическими проблемами управления.
Важным итогом теоретических разработок явилось фор- мулирование принципов управления, то есть общих правил,
отражающих требования к управлению в определенных
условиях общественного развития. Практическое исполь- зование этих правил обеспечивает единство подходов к формированию систем управления организациями. Выше уже отмечалось, что автором первых принципов управле- ния был А. Файоль. Они были разработаны в 1920-е годы и с успехом использовались в течение многих десятков лет
(см. табл. 1.1).
В отечественных разработках того же периода большое внимание уделялось обоснованию принципов управления, учитывающих особенности социалистической системы хо- зяйствования. Результатом этого стали широко известные принципы управления социалистическим производством, применявшиеся для организации управления на всех уров- нях.
С учетом этих принципов разрабатывалась теория функ- ций структур и процессов управления на всех уровнях.
Наряду с этим в отечественной науке активно разрабаты- вались и другие теоретические и методические проблемы управления.
В дальнейшее развитие науки управления внесли вклад многочисленные ученые и школы, разрабатывавшие раз- личные аспекты менеджмента. Разнообразие их подходов к управлению как к науке было вызвано прежде всего из- менениями общественного развития и новыми требования- ми к управлению. Существенное влияние на развитие тео- ретических основ управления оказали господствовавшие в тот или иной период времени представления о роли и сущности организации как объекта управления.

2. Общая теория управления. Закономерности...
31
Эволюцию этих понятий на протяжении ХХ века можно проследить по существовавшим в то время типам моделей организаций (модельэто упрощенное описание, дающее
достоверное представление о свойствах и связях изучае-
мых явлений). Условно можно выделить две основные мо- дели организаций: первая рассматривает организацию как
закрытую систему, вторая акцентирует внимание на ее
открытости и множестве связей с окружающей средой.
В соответствии с этими представлениями формировались научные школы и подходы к управлению.
2.2. Школа научного управления
Школа научного управления (1885–1920 гг.) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилберт и Генри
Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблю- дения, замеры, логику и анализ, можно усовершенство- вать многие операции ручного труда. Первой фазой мето- дологии были анализ содержания работы и определение ее
основных компонентов. Так, Гилберты изучали операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 с, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выпол- нении работы. Тейлор замерял количество руды и угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера.
Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производитель- ности и объема производства. Предусматривалась возмож- ность перерывов в производстве, в том числе и для отды- ха.
Количество времени, выделяемое на выполнение опре- деленных заданий, было реалистичным, что давало руко- водству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые произ- водили больше, вознаграждались больше. Авторы теоре- тических разработок также признавали важность отбора