Файл: Информатика и вычислительная техника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:

  • воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;

  • воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов и пр.;

  • воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.


Основной функцией поликультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств – с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.

К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:

  • формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

  • осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

  • воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

  • развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Поликультурное воспитание преследует 3 группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство» и «объединение»: 1) об уважении и сохранении культурного многообразия; 2) о поддержке равных прав на образование и воспитание; 3) о формировании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей.

Ключевые цели поликультурного воспитания многоступенчаты. Так, при воспитании уважения к иным культурам толерантность (терпимость) лишь начало приобщения к иным культурам. За этим должны следовать понимание, уважение и, наконец, активная солидарность. Далее получают признание основанные на понимании особенностей различных культур такие понятия, как взаимодействие, взаимозависимость, взаимообмен. Многоступенчаты цели поликультурного воспитания и при решении проблем равных прав на образование. Речь может идти о преодолении отставания в интеллектуальном и социальном развитии этнических групп посредством компенсирующего обучения.

Поликультурное воспитание – это одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание, «передача более точной и совершенной информации при уважении к группам меньшинств, преодолении предубеждений и поощрении терпимости, улучшении академических достижений учащихся из меньшинств, содействии достижению идеалов демократии и плюрализма».

Поликультурное воспитание надо рассматривать как часть педагогических усилий, обеспечивающих культурно-социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям.


Содержание поликультурного воспитания строится, таким образом, вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения.

Существенной является проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Идеологи поликультурализма полагают, что наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.

Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки). В связи с этим особое внимание уделяется культурологической направленности филологического образования. Ученые справедливо утверждают, например, что изучение иностранных языков не только служит общению, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления, чувствования, поведения, иным человеческим ценностям.

Поликультурное воспитание многодисциплинарно. Помимо языков, при его реализации изучается широкий спектр дисциплин гуманитарного, эстетического, естественно-научного циклов. Ученые из разных стран утверждают, что поликультурализм должен пронизывать все предметы учебной программы.

Поликультурное воспитание осуществляется в пределах институционного и непрерывного воспитания. Оно, следовательно, должно быть не только заботой учебных заведений, но и культурно-просветительных центров: семьи, Церкви, общественных объединений, средств массовой информации.

У каждого народа и этноса исторически складывались идеи национального воспитания, которые являются предметом рассмотрения этнопедагогики. Речь идет о совокупности идеалов, взглядов, убеждений, традиций, обычаев и иных форм проявления педагогического сознания, процессом усвоения которых занимается этнопедагогика. Национальное воспитание исходит из менталитета этноса, базируется на лучших образцах народной мудрости.

Этнопедагогика – это отрасль эмпирических педагогических знаний, которые передаются от поколения к поколению, будучи аккумулированы в фольклоре, этнографических материалах, народных воспитательных традициях, играх и игрушках, народных праздниках и т.д. Специфика этнопедагогики – афористичность. Пословицы, поговорки, загадки, сказки, клятвы, проклятия и проч. – далеко неполный перечень средств, где в образной форме заключены сгущенная констатация и обобщение множества факторов и примеров, их анализ и абстрагирование и, наконец, возврат к художественно-педагогической конкретике. Педагогическая народная мудрость предоставляет кладезь целесообразных суждений относительно трудового, нравственного, физического воспитания молодежи.


Понимание этнопедагогики в духе мультикультурализма позволяет опираться на гуманистический потенциал народной педагогической традиции, своеобразие культур при формировании общности национальной культуры.

Такая трактовка этнопедагогики органично сочетается с идеей поликультурного воспитания. Поликультурный подход к воспитанию означает использование идей этнопедагогики, направленных на гармонию с окружающей средой, на идеалы, воплощающие лучшие качества народа, на труд как высшую ценность. При использовании воспитательного потенциала этнопедагогики важно подчеркивать общность культур. Такая общность проявляется в любви к родному краю, миролюбии и человеколюбии, доброжелательном отношении к различным национальным, религиозным группам, стремлении к нахождению компромиссов, сотрудничестве в решении общих проблем, уважении индивидуальности каждого человека, моста между прошлым и будущим.

Этнопедагогика имеет обширные возможности приобщать инонациональной культуре и тем самым выполнять важную воспитательную функцию борьбы с ксенофобией, признания культурных ценностей других народов.

Но этнопедагогика содержит также пласт националистических, исполненных враждебности к другим культурам и этносам идей, которые исследователями деликатно именуются отсталыми традициями и воззрениями. Искусственное поощрение выделения путем воспитания одной национальной культуры из сообщества этнокультур в пределах общего государственного пространства, призывы отгородиться от других культур может представлять серьезную опасность для образования в целом. Этноцентризм больших и малых этнических групп выражается, прежде всего, в закрытости от культур других наций и этнических групп, неприятии межкультурного диалога посредством воспитания и образования. Этноцентризм – антипод поликультурного образования. Как крайний антидемократизм он проявляется в виде идеологии расизма и агрессивного национализма, которым присущи представления превосходства одной этнической группы над другой.

Таким образом, педагогам и учителям важно использовать народную педагогику как компонент поликультурного воспитания. Одновременно необходимо отмежевываться от трактовок этнокультурного воспитания и национальной самобытности в виде этноцентризма, обоснования культурной исключительности, превосходства той или иной нации, этноса.

История знает множество примеров ассимиляции – постепенного языкового
, этнического и культурного растворения малых этнокультурных групп в доминирующей культурно-языковой среде. Но исторический опыт показывает, что этнокультурная ассимиляция не абсолютна, многие этнокультуры достаточно успешно преодолевают ассимиляционное давление. Этнокультурную идентичность сохраняют армянская, греческая, еврейская, китайская, цыганская, русская и др. диаспоры. Можно привести множество фактов исторической устойчивости перед лицом ассимиляции коренных малых этнических групп: баски, корсиканцы, валлийцы и др.

Концепция культурной ассимиляции наследует традицию мононациональных государств. Зарождение и развитие концепции связано с идеологией монокультурности и является продуктом мировоззренческих установок «единый народ, единый язык, единая страна, единая культура». Главная идея концепции ассимиляции – «плавильного котла» (США), слияние наций в «единый народ» (СССР), формирование «очищенной» от регионального разнообразия культуры (Франция) и т.п. – состоит в предположении, что в условиях современной цивилизации нормативная культура большинства неизбежно поглощает языки и культуры меньшинств и что мировое развитие может идти только в направлении сглаживания различий, к упрощению.

Идеи ассимиляции постепенно стали вытесняться концепциями кросскультурного взаимодействия (плюрализма) этнических групп как субъектов воспитания.

Согласно концепциям кросскультурализма, самоценность макро- и субкультур поддерживается и уважается, присущие им отличия расцениваются как общественное богатство, культурное и этническое разнообразие не рассматривается как объект ликвидации. На первый взгляд, подобный подход вполне демократичен. Но, на самом деле, он означает статус-кво, то есть разделение нации по этническим и расовым признакам и, следовательно, противоречит замыслу воспитания как объединяющего процесса, вовлекающего этносы в единую нацию, гармонизирующего взгляды представителей различных культур во имя общего блага.

Таким образом, концепция поликультурного воспитания выросла при отрицании идей культурной ассимиляции и пересмотре концепции кросскультурализма. Все три подхода – ассимиляционный, кросскультурный и мультикультурный – имеют в виду воспитание общенациональной общности. Однако, общность трактуется по-разному. В первом случае – речь идет об избавлении от отличий, присущих культурам многоэтнического социума. Во втором – о консервации таких различий. В третьем – об интеграции и взаимном обогащении макро- и субкультур.