Файл: Информатика и вычислительная техника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности. В широком смысле воспитание обычно рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Поэтому воспитание тесно связано с социально-политической структурой общества, выступающего по отношению к системе образования в качестве заказчика на воспроизведение определенного типа личности. В узком смысле воспитание характеризуется как специально организуемая деятельность по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где оба субъекта (педагог и воспитанник) проявляют активность в достижении целей. С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. воспитание можно рассматривать как социально организованный процесс интериоризации (перевода во внутренний план) общечеловеческих ценностей. Психологические исследования показывают, что успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии интеллектуальной, и эмоциональной сфер личности. То есть, конструируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо стимулировать у воспитанников не только осознание ими общесоциальных требований и соответствия / несоответствия своего поведения, но и чувственное проживание поиска собственной нравственно-этической, гражданской позиции. И тогда становится понятным, что воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей может осуществляться двумя способами.

1. С помощью сообщения и разъяснения «готовых» общественно полезных целей, идеалов, нравственных норм поведения. Этот способ избавляет воспитанника от стихийного поиска, часто связанного с множеством ошибок. Он опирается на содержательно-смысловую переработку имеющейся у него мотивационной сферы и сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.

2. С помощью создания специальных психолого-педагогических условий, которые актуализировали бы естественные ситуативные побуждения и интересы (например, познавательный интерес) и тем самым стимулировали общественно-полезную деятельность.

Оба эти способа результативны при условии их системного применения, взаимодополняемости и интеграции.


Отечественная педагогика наделяет большими воспитательными возможностями коллектив, который, с одной стороны, предоставляет личности возможность проявляться и получать обратные связи для коррекции собственного поведения, а с другой стороны, ограничивает личностную индивидуальность. На любой стадии онтогенеза (особенно на стадиях становления самосознания) коллектив не заменим как фактор формирования нравственных ориентиров, гражданской позиции, социально значимых умений и навыков общественного поведения.

Мировоззрение – система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Поликультурное воспитание имеет немало общего с интернациональным воспитанием. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны быть:

  • понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;

  • осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;

  • способности общения;

  • осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;

  • понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества

  • готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.

Подобно интернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения культур различных наций. Выполняя связующие функции, поликультурное воспитание сходно с интернациональным. Как и интернациональное, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, В то же время поликультурное воспитание отличается от интернационального, так как делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует, предусматривает, прежде всего, освоение культурно-образовательных ценностей, сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, адаптацию с иными культурными ценностями. Соответственно, в поликультурном воспитании учет национальных особенностей является более важным, нежели в интернациональном воспитании. противостоит дискриминации, национализму, расизму.

Мультикультурный подход исходит из того, что никакая культура не может быть самодостаточной предпосылкой нравственного воспитания. Мультикультурализм позволяет разным макро- и субкультурам вносить вклад в теорию нравственного воспитания. В многонациональной среде нравственная составляющая воспитания означает развитие в молодом поколении понимания и уважения различий в нравственных ценностях. Подобное воспитание содержит потенциал для преодоления межкультурных конфликтов, столкновений нравственных ценностей.



В ведущих странах мира гражданское воспитание, так или иначе, учитывает многокультурный характер сообществ. Несмотря на специфику подходов к гражданскому воспитанию в разных мировых регионах и государствах, такое воспитание все чаще оказывается в зависимости от императива поликультурности. Это предполагает формирование гражданственности молодежи на основе уважения и учета культурного многообразия.

Так, в США в числе ведущих принципов гражданского воспитания провозглашены толерантность, отказ от расовой, религиозной и иной дискриминации. В Западной Европе вопросы гражданского воспитания в духе поликультурности ставятся и решаются на фоне и под влиянием политической интеграции. Педагогические принципы «множество точек зрения – единый взгляд», «учить жить вместе» определяют поликультурную сущность гражданского воспитания европейца.

В России педагогическая стратегия предусматривает воспитание впитывающих полифоническую отечественную культуру членов гражданского общества и правового государства. Это означает отказ от формирования усредненной, вне национальных культур личности, от педагогических установок на достижение идеологического единомыслия.

Самостоятельная работа 4 по изучению темы «Концепции поликультурного воспитания. Принципы, функции, цели, содержание поликультурного воспитания».
Задание 1. Разработать сравнительную таблицу «Концепции поликультурного воспитания».

Задание 2. Разработать аннотированный каталог.

Задание 3. Провести обзор интернет сайтов и составить каталог интернет-ресурсов.

Задание 4. Составить терминологический словарь по теме.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по теме «Концепции поликультурного воспитания. Принципы, функции, цели, содержание поликультурного воспитания» см. в теме 1.
Лекционный материал к теме 5 «Участие образовательных учреждений в межкультурном диалоге и взаимодействии».



  1. Историко-культурные предпосылки поликультурного образования.

  2. Теоретико-методологическая основа поликультурного образования: базовые понятия, теория познания, теория развития и ценностные основы.

  3. Программы, методы и формы, критерии.

  4. Предшкольное мультикультурное воспитание.

  5. Моноэтнические школы. Многонациональные школы.

  6. Обучение иммигрантов. Билингвальное обучение.


В мире идет активная практическая работа по осуществлению поликультурного воспитания и образования. Страны, где в разной степени реализуется воспитание с учетом многоэтничности и многокультурности, можно разделить на несколько групп:

- с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания, Бельгия, Швейцария, ЮАР);

- страны, которые приобрели качественно новые черты многокультурности вследствие своего прошлого в качестве колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Нидерланды);

- получившие признаки поликультурного социума благодаря «новой иммиграции» (Германия, Дания);

- возникшие в результате массовой добровольной иммиграции (Австралия, США, Канада).

Изменения воспитания и образования в духе поликультурности стали особенно заметны со второй половины XX-го в. Если в начале XX века ответом на этнодиверсификацию школы и общества была ассимиляция учащихся из национальных меньшинств, то, начиная со второй половины XX-го столетия, на первый план выдвинуты задачи воспитания межнациональной терпимости и взаимопонимания, В 1960-х гг. в мировом образовании формулируются педагогические требования, исходившие из признания ценности и учета культурного многообразия. С 1970-х гг. разрабатываются специальные программы поликультурного образования иммигрантов, коренных этнических и расовых меньшинств. Эпизодические педагогические мероприятия в многонациональных учебных заведениях с информацией о быте и жизни малых этнокультурных групп сменяются систематической педагогической деятельностью, направленной против расизма и национальных предрассудков, на восприятие истории, традиций, духовных ценностей как доминирующих, так и малых культур.

Основными направлениями мультикультурного образования являются:


  • педагогическая компенсирующая поддержка представителей различных этнокультурных групп;

  • билингвальное обучение;

  • педагогические меры против этноцентризма.

Эти направления, прежде всего, отражаются в учебных программах, специальном обучении в первую очередь в полиэтнических учебных заведениях.

Многонациональная общеобразовательная школа остается главным местом приложения идей мультикультурализма. Кроме того, мультикультурное воспитание отчасти практикуется в стенах дошкольных учреждений, в системе высшего образования. Мультикультурное воспитание осуществляется и в пределах непрерывного воспитания – в культурно-просветительских центрах, при самовоспитании, в семье, общественных объединениях, церквях, средствами массовой информации.

Масштабы целенаправленной педагогической деятельности в духе поликультурности в разных странах существенно различаются. Значительное внимание уделяется такой деятельности в учебных заведениях Австралии, США, Канады. Активизировались усилия по мультикультурному образованию и воспитанию в школах России. Проблемы такого образования и воспитания специфически решаются в школах ведущих государств Западной Европы.

Заметными барьерами на пути поликультурного воспитания оказываются недостаточность программно-методического обеспечения на всех уровнях образования, слабая проработка педагогических технологий, отсутствие опыта соответствующей внеучебной работы и т.д.

Поликультурное воспитание предусматривает пересмотр учебных программ. Поликультурность должна пронизывать все образовательные предметы. В поликультурном ключе следует изучать широкий спектр дисциплин гуманитарного, эстетического и естественнонаучного циклов. При этом особое место занимают программы гуманитарного цикла: истории, языков, литературы, обществоведения и т.д.

Программы поликультурного образования предлагают наряду с обязательным преподаванием общенационального языка двуязычное (многоязычное) обучение: родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки.

Литературу, искусство важно преподавать, избегая монокультурных подходов, приобщая учащихся к культурным особенностям аксиологии, символики, поэтики разных этнокультурных групп. Курс литературы должен включать лучшие художественные образцы разных цивилизаций, содержать характеристики универсальности и вариативности человеческой натуры. Программы по истории, обществоведению должны показывать связь народов и культур, развитие национального и мирового сообщества в результате межкультурного взаимодействия. На занятиях следует помогать учащимся приобщаться к общечеловеческим ценностям, осознавать мировоззренческую общность мировых цивилизаций и религий.