Файл: Управление социальнопсихологическим.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • средства из фонда обязательного медицинского страхования;

  • средства, получаемые от занятия учреждением разрешенной хозяйственной (предпринимательской) деятельности;

  • безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

  • иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

В Таблице 2 представлено распределение средств Муниципального управления здравоохранения центральной районной больниц.

Таблица 2

Наименование статей финансирования

Средства из районного бюджета, руб/год

Средства из фонда обязательного медицинского страхования, руб/год

Зарплата сотрудникам

37646000

162000000

Начисления по единому социальному налогу

9863000

42444000

Медикаменты

6070000

1070000

Мягкий инвентарь (одеяла, подушки, халаты и пр.)

60000

69000000

Питание больным

2600000

18000000


Анализ экономической деятельности организации позволяет сделать основные выводы:

  1. Одним из важнейших понятий теории управления экономическими системами является эффективность.

  2. Выделяют три основных аспекта эффективности: эффективность как соотношение затрат и соответствующих им результатов; как характеристика качества управления; как вероятность достиже­ния цели.

  3. Эффективность работы организации оценивается комплексно, по экономическим и субъективным (психологическим, физиологическим, социально-психологическим) показателям.



    1.   1   2   3   4   5   6   7   8


Организация как социальная группа

Понимание организации как средней социальной группы позво­ляет выявить социально-психологическую специфику данного типа групп. Организации, объединяющие работников в одну структуру, играют важную роль в экономической, политической, идеологичес­кой жизни общества (41, С.58). Их роль проявляется в основном в следующем:

  1. В организациях происходит включение большинства членов общества в совместную социально значимую деятельность.

  2. В организациях человек получает возможность работать на современных средствах производства, например, на сложных станках с числовым программным управлением.

  3. В процессе овладения специальностью, приобретения профес­сиональных знаний, умений и навыков формируется субъект обще­ственно значимой деятельности.

  4. В процессе общения в организации происходит формирование целей и ценностей личности, направленных на удовлетворение по­требностей общества.

  5. В процессе совместной трудовой деятельности создаются ус­ловия для развития творческой активности личности.

  6. Социально организованная деятельность предполагает возмож­ность коллективного обсуждения и совместного решения вопросов де­ятельности предприятия, оценки работы должностных лиц, использо­вания гласности, информированности, контроля за их деятельностью.

В социальной психологии при изучении организаций применяет­ся структурно-функциональный анализ. Под структурой организации понимается относительно постоянная система взаимосвязей работ­ников и их связей в целом. Под функциями организации понимаются различные стандартизированные действия, регулируемые социально-правовыми нормами и контролируемые социальными институтами.

Функции организации (35, С. 114):

Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции.

Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпус­ке продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требовани­ям современного индустриально развитого общества. Экономичес­кая функция организации направлена на получение прибыли в резуль­тате реализации своей продукции.



Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил тех­нологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью дости­жения уровня мировых стандартов и конкурентоспособности на ми­ровом рынке.

Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как ис­полнительного, так и управленческого персонала, обеспечения нала­женной системы организации производственного процесса.

Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в форми­ровании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, созда­нии системы повышения профессиональной квалификации всех ра­ботников.

Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представ­ляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие про­изведения культуры, как технические новшества, уникальные техно­логии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы.

Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономи­чески выгодной работы необходимо создать работникам фирмы оп­ределенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринима­телям забывать не следует.

Типы структур организации:

Социально-демографическая структура определяется половым, возрастным, этническим составом работников предприятия, уровнем их образования, квалификацией и стажем работы. Выделяются гомогенные и гетерогенные типы социально-демографической структуры. Установлено, что особенности этих типов оказывают существенное влияние не только на производственно-экономическую деятельность организации, и в том числе на эффективность труда, но и на социаль­но-психологический характер взаимоотношений людей. Гомогенность организации, т. е. ее однородность по таким признакам, как пол, воз­раст, уровень образования и пр., является предпосылкой формирова­ния общности интересов, ценностных ориентации, норм и стереоти­пов поведения. Гетерогенные же организации часто распадаются на несколько более или менее гомогенных группировок, и формирова­ние их психологического единства и целостности оказывается слож­ным, а порой недостижимым. Заметим, что, по данным социально-психологических исследований, чисто женские группы отличаются от мужских большей глубиной и длительностью неформальных отно­шений, как дружеских, так и враждебных.


Профессиональная структура связана с потребностью организа­ции в работниках определенных специальностей. Известно, что люди, выполняющие сходные операции, быстрее устанавливают между со­бой неформальные дружеские отношения, психологически чувствуя близость, общность интересов, ценностей, проблем, оказывая друг другу помощь, поддержку, взаимозамену.

Функциональная структура основана на разделении труда и необ­ходимости согласования, координации реальных действий всех уча­стников совместной деятельности. Соответственно возникают четы­ре типа структурных подразделений:

  1. административный персонал - руководители, в чьи обязанно­сти входит организация системы производства;

  2. производственный персонал - работники, занятые производ­ством продукции;

  3. обслуживающий персонал - работники, занятые обеспечени­ем системы производства, - маркетинг, снабжение, сбыт, техника бе­зопасности;

  4. инженерно-технический персонал - работники, занятые созда­нием новой техники и технологии, обеспечением бесперебойной ра­боты имеющейся техники.

Формальная и неформальная структура. Формальная структура обусловлена функциональным разделением труда, официальными, юридически закрепленными правами и обязанностями сотрудников. В рамках этой структуры каждый член организации должен выпол­нять определенные функции (роли) в зависимости от того положения (статуса), которое он официально занимает. Формальная структура закреплена в уставе фирмы, официальных инструкциях, приказах и других нормативных актах. Однако в реальной деятельности сотруд­ники вступают и в неформальные отношения для удовлетворения сво­их потребностей в общении, единении с другими людьми, привязан­ности, дружбе, помощи и пр. Так возникает неформальная структура организации, которая развивается спонтанно по мере общения и вза­имодействия людей. Она не зафиксирована в нормативных актах фир­мы, и поэтому выявление истинных человеческих отношений пред­ставляет определенную трудность для исследователя и любого друго­го заинтересованного лица (3, С. 48).

Таким образом, деятельность организации представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, производственных, психоло­гических и прочих функций. Четкое выполнение группой своих фун­кций является залогом эффективности ее работы.


Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х го­дов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к груп­пе, обозначив его термином «групповая идентификация» (6, С. 74). Они созда­ли теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем:

- человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая, таким образом, статус группы и собственную самооценку;

  • когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых при­знаков. Таким образом, воснове групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социаль­ного мира;

  • эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентич­ности заключается в переживании своей принадлежности к группе вформе различных чувств - любви или ненависти, гордости или стыда;

  • поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек на­чинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

Итак, в сущности, групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к опре­деленной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компо­нентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого и регули­рует поведение человека в группе.

  1. При рассмотрении проблем организации выявилось влияние субъективных, социально-психологических, внутренних факторов на внешнюю, объективную сторону ее деятельности.

  2. Деятельность организации представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, производственных, психоло­гических и прочих функций.

  3. Возникшие групповые состояния способствуют формированию социально-психологического климата в группе.



    1. Анализ системы менеджмента в управлении