Файл: Управление социальнопсихологическим.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

социально-психологическим климатом организации

Система управления (менеджмента) представляет собой множество взаимосвязанных макроподсистем и функций, составляющих единое целое и реализующих процесс управления для достижения поставленных целей управления. Одним из важных аспектов работы менеджера является управление социально-психологическим климатом организации (14, С.14).

  1. Методология менеджмента - учение о логической организации, структуре и методах исследования управления. Методология включает сущность, концепции, цели и критерии, миссию и философию, закономерности и принципы управления.

Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать как практику управления, как организацию управления фирмой как процесс принятия управленческих решений.

Менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики,что означает:

- ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

- постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами получение оптимальных ресурсов;

- хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

- постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

- конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

- необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

В структуре индивидуальной человеческой деятельности все, что связано с побуждениями к ней, относят к мотивационному обеспечению (12, С. 59). На уровне функционирования организации этому структурному блоку соответствует понятие «миссия».

Используя понятие «миссия», имеют в виду сверхзадачу орга­низации, ее общее предназначение, философию фирмы, ее кредо. Работник, усвоивший философию фирмы, в состоянии сам конкретизировать применительно к любой ситуации цель
, которая поставлена в самом общем виде, и выбрать необходи­мые для ее выполнения средства. При этом два отдельно взятых сотрудника фирмы сделают это примерно одинаково, с той лишь разницей, что образ действий каждого из них будет соотноситься с его личными возможностями, склонностями, психологическими особенностями, уровнем профессиональ­ной подготовки и т. п.

Понятно, что ценностный тип организации притягивает к себе и соответствующий тип людей. У них свои особенности мотивации, свои представления о миссии организации, свои особенности в стремлении к определенному типу организаци­онного поведения.

Таким образом, перед менеджерами, отвечающими за раз­витие организации, встают достаточно интересные психологи­ческие задачи:

  • понять миссию конкретной организации в современном обществе;

  • сформулировать миссию, создать адекватную ей филосо­фию фирмы, выразив ее кратко для себя, персонала, партнеров, клиентов в виде кредо компании;

  • выстраивать систему менеджмента на предприятии в соответствии с миссией, гармонизируя ее концепцию, цели и способы их достижения;

  • подбирать соответствующий персонал и организовывать жизнедеятельность фирмы и обучение персонала в соответст­вии с создаваемой философией фирмы.

Основная задача, которую следует решить при разработке миссии,— сформулировать предназначение организации так, чтобы эта формулировка согласовывалась с типом организации и была привлекательна для персонала, потребителей и более широкого социально-экономического контекста, в котором она функционирует. Разработка и формулировка миссии зави­сят от философии — установок ее лидеров и видения. Филосо­фия организации определяет ценностные предпосылки, спо­собствующие формированию видения компании — динамично­го образа того, какими могут быть организация и ее члены, то есть возможное (и желательное) будущее. Руководителям необ­ходимо создать привлекательные планы развития организации, отразив в них основные направления ее роста и важнейшие изменения, которые ждут ее впереди. Разработка видения требует настойчивой его пропаганды, доведения до сотрудников всех рангов. Миссия определяет направления деятельности организации, рыночные сегменты и ниши, которые она стре­мится занять, типы заказчиков, с которыми необходимо под­держивать устойчивые отношения. Формулировка миссии вклю­чает в себя краткий перечень конкурентных преимуществ и сильных сторон организации.



Философия, видение, миссия являются основаниями для выработки фирменного стиля управленческой деятельности, которая предполагает, что менеджер придерживается опреде­ленного стиля руководства, принимает и реализует определен­ные модели организационного поведения, использует свои коммуникативные навыки и знания межличностной и группо­вой динамики для достижения высокого качества трудовой жизни в организации. Решение данной задачи позволяет долж­ным образом мотивировать работников к достижению целей организации.

После выбора стратегии и тактики преобразований должен разрабатываться проект их осуществления, в котором отражаются планируемые мероприятия, их исполнители, сроки, затраты, источники финансирования и методы контроля.

  1. Ресурсы менеджмента - управленческие ресурсы, используемые руководителями. К ним относятся административная власть, персонал, информация, техника и финансы управления.

Учреждение Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы имеет смету расходов и обособленное имущество, которое принадлежит ему на праве оперативного управления и отвечает по своим обязательствам всеми находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества - администрация Павловского района.

Предприятие от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом, ответчиком и третьим лицом в "суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством.

Учреждение в установленном порядке может создавать филиалы и открывать представительства, расположенные вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть.

Имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, а также приобретаемое учреждением за счет разрешенной хозяйственной (предпринимательской) деятельности, является муниципальной собственностью Павловского района. Учреждение владеет и пользуется закрепленным за ним имуществом в соответствии с его целевым назначением, настоящим Уставом, действующим законодательством.

Доходы, полученные от разрешенной хозяйственной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Основным источником формирования имущества учреждения являются целевое финансирование из районного бюджета.


Другими источниками образования имущества Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы могут быть:

  • средства из фонда обязательного медицинского страхования;

  • средства, получаемые от занятия учреждением разрешенной хозяйственной (предпринимательской) деятельности;

  • безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

  • иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

  1. .Процесс управления - это раздел науки менеджмента, который изучает алгоритмы переработки информации и выработки решений, осуществляемых персоналом с помощью технических средств. Процесс включает целенаправленную технологическую последовательность макроподсистем, функций задач, операций и решений управления.

Новая концепция работы обычно требует внесения изменений в существующую, сложившуюся систему управления, иначе она просто не будет реализована. Разработка модифицированной или принципиально новой схе­мы управления предполагает использование соответствующих проектировочных процедур (40, С.131).

Далеко не всегда нужно моделирование всей деятельности фирмы, структурного подразделения, отдельного человека. Может моделироваться ее фрагмент, выделяемый «продольно» или «в поперечном сечении» деятельности. «Продольное» моделирование означает моделирование всех структурных составляющих деятельности, но в одном содержательном аспекте (экологическая составляющая в деятельности организа­ции, рекламная деятельность и т. д.). Моделирование «в попе­речном сечении» означает моделирование отдельной структур­ной части деятельности (разработка философии фирмы, разра­ботка системы контроля эффективности деятельности продавцов и т. д.).

Деятельность не будет эффективной, если она структурно не полна, если осуществляется на бедной ориентировочной основе, если ее содержание и средства реализации не согласуются между собой, если она не ведет к тем результатам, которые нужны одновременно корпорации, обществу, персоналу и потребителям.

Таким образом, психологическое проектирование предпо­лагает (15, С.214):

• осознанный выбор проектировщиком критериальной на­правленности моделируемой деятельности и построение адекватного сделанному выбору содержания проектировочных про­цедур;


  • психологическое проектирование охватывает проектиро­вание деятельностей всех ключевых субъектов рабочего взаимо­действия и согласование этих деятельностей;

  • сознательное и рефлексивное построение деятельности с соблюдением структурной и операциональной (реализацион­ной) полноты обеспеченности процесса;

  • любая деятельность, в том числе управленческая, имеет определенную структуру. Эту структуру можно представить в виде следующих блоков обеспечения: мотивационный — целевой — исполнительский (операциональный) — контроль­ный (регуляционный). Все блоки деятельности должны быть спроектированы;

  • составление по возможности полной ориентировочной основы деятельности с выделением существенных условий для решения задач, стоящих перед фирмой, структурным подразде­лением или отдельным человеком.

Структура инвариантна, содержание различно. Деятель­ность имеет определенную функциональную организацию, проявляющуюся в закономерной последовательности сменяю­щих друг друга фаз, часто повторяющихся с коррекцией и обогащением: мотивационно-целевая ориентация, выявление или построение ориентировочной основы деятельности, уточ­нение и конкретизация целей вплоть до представлений о конкретных ожидаемых результатах, проектирование их дости­жения, контроль и коррекция процесса.

При осуществлении процедур проектирования существен­но расширяется ориентировочная основа деятельности за счет осознанного включения в ее содержание ориентировки:

  • в ожиданиях общества и, возможно, его отдельных слоев;

  • в собственных мотивационно-целевых установках про­фессионального и личностного характера, в ожиданиях и установках заказчиков проекта;

  • в субъективных (собственных и партнеров) и объективных (финансовых, социокультурных, правовых, экологических и пр.) условиях деятельности с выделением из них существенных в отношении поставленных управленческих задач;

  • в структуре управленческой деятельности, ее операцио­нальной организации;

  • в содержании деятельности и его возможностях в отноше­нии поставленных целей;

• в формах контроля и т. д.

  1. Организация менеджмента - учение о внутреннем строении системы управления и ее эффективной организации. Включает структуру, методы, регламенты, организацию труда, эффективность и развитие менеджмента.

В состав Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы входят обособленные структурные подразделения: