Файл: Предыстория Руси кто такие индоевропейцы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Распад славянского единства. Восточные славяне в VI-VII вв.

Язычество восточных славян

Норманнская теория происхождения Древнерусского государства

Складывание восточнославянского межплеменного суперсоюза (к. IX-X вв.) во главе с Киевом

Первые христиане на Руси

Крещение Руси

Законодательство на Руси в нач. XI в. (правотворчество Владимира и Ярослава)

Князь и вече на Руси к. X-XI вв.

Борьба князей за Киев после смерти Владимира

Правда Ярославичей

Устав о закупах, устав о холопах, устав о резах

Образование городов-государств на Руси XI – сер. XII вв.

Город-государство в Смоленской земле

Город-государство в Галицко-Волынской земле

Начало русского летоисчисления

Центры летописания на Руси

Формирование феодальных общественных отношений на Руси XIII – XIV вв.

Ремесленное производство на Руси XIV – XV вв.

Войны Руси с татарами в XIV в.

Куликовская битва

Войны Руси с татарами в XV в.

Освобождение Руси от Татаро-монгольского ига: стояние на р. Угре

Расширение территории Московского княжества в XIV вв.

Политическое соперничество Москвы с Тверью в XIV-XV в

Присоединение русских земель к Москве в XV в

Завершение образования единого Русского государства

Судебник 1497 г.

Образование городов-государств на Руси XI – сер. XII вв.


(также см. билет 25 для ответа)

Теории возникновения городов:

1) Ключевский (дореволюционная) – города возникали на пересечении торговых путей как центры торговли, а затем и ремесла. Первые города – VIII век.

2) Тихомиров – города возникают в местах развития с/х, а также развития феодализма. Города - центры власти феодалов.

3) “Племенная” теория. Согласно ей древнерусские города основывались на месте славянских племенных центров эпохи родового строя и играли прежде всего административную, военную, религиозную роль. Фроянов и Дворниченко делают акцент на возникновении ранних городов как межплеменных центров в конце существования родового строя. В древнерусский период города возникали путем слияния нескольких поселков, являвшихся самоуправляющимися общинами свободного населения. При слиянии они образовывали городскую общину с вечевым управлением.

Cогласно концепции Дворниченко - Фроянова, древнерусские города представляли собой своеобразные города-государства. Они имели некоторое сходство с античными полисами. Эта концепция не была принята всеми учеными, но ее несомненной заслугой является акцентирование внимание на роли вечевого строя и республиканских порядков, самоуправляющихся городских общин в жизни древнерусского народа.

В городах находятся религиозные святыни. Древнейшие города возникли в результате слияния нескольких общинных поселений. Уже от древнейшего периода до нас дошли сведения о высоком статусе города. В городах проживало к этому времени уже немало человек, больше 20 000 человек – Киев, Новгород, оба Владимира, Суздаль, Рязань и т. д.

Причины распада Руси:

-увеличение феодального землевладения

-укрепления боярства

-междоусобные конфликты

-главенство натурального хозяйства

-слабое развитие транспортной системы

-этническая неоднородность населения

-изменение торговых путей и вражда с кочевниками

Однако и распад Руси был не полным: единство веры, единство РПЦ, законодательства, языка, исторической памяти, традиций.


Таким образом, на Руси образовались города-государства. Русь стала конгломератом городов-государств. Эта цивилизация погибла только под ударами монголо-татар.
  1. Город-государство в Киевской земле


Применительно к билетам ПО ГОРОДАМ-ГОСУДАРСТВАМ. МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНО В НАЧАЛЕ ОТВЕТА НА БИЛЕТ:


Дореволюционные историки толкуют древнерусский город как общинный союз, наделённого правительственными функциями относительно территории и населения, тянувшихся к городу. Т.е. понятие города совпадало с понятием государства. В советской школе не развивался такой подход. Город изучается как составная часть феодализма, центры феодального властвования.
Некоторые примеры мнений исследователей:


Дореволюционная школа:
Д.Я. Самоквасов: древние города - укреплённые пункты общинных поселений, бывшие центром единения общин, состоявших из нескольких родов.


Ключевский: города образовались в 8 веке из-за успешной торговли со странами востока. К таким городам либо экономически тянулись другие города поменьше, либо искали защиты. Так город распространял свои владения, экономические связи превращались в политические. Городами управляла торгово-промышленная часть населения, полукупцы-полувоены. По сути, это волостная община, республика, как Новгород и Псков потом.

С распадом государства образовались земли с центрами в тех же самых городах. Однако вместо воен-торг верхушки управлять стал весь народ на вече. Постоянная передвижка князей (из-за раздробленности) ослабила их, что усилило вече и к концу 13 века она одерживает верх.

Советская школа:
М.Н. Тихомиров, Б.Д. Греков: города ведут борьбу за городские вольности против феодального гнета, размах в 12 веке. Подобные процессы на Руси похожи на Западную Европу (образование городских коммун), но у нас не вышло из-за монголов
Б.А. Рыбаков: город - коллективный замок феодальной знати с князем во главе.

Современная историография:

Большинство историков (напр Милов, Борисов) считают, что во время периода феод. раздробленности на Руси существовали феоды (княжества), как в Зап. Европе, во главе которых стояли князья (монархи).



Фроянов и Дворниченко: отвергают эту теорию, считая, что в 11-13 веках на руси существовали города-государства (земли, волости), где князь - лишь один из элементов, но не глава этой системы. Городами же управляло народное собрание - вече, и оно было не олигархической верхушкой, а собранием всего населения волости.

Фроянов сравнивает города-государства Древней Руси с Древнегреческими полисами (спорная теория). Плюс Фроянов считает, что “феодализироваться” города начали лишь в послемонгольский период в 13-14 веках, в то время как остальные современные историки не отвергают сложившееся мнение о начале феодального строя еще до монгольского нашествия с распадом Киевской Руси (племенного суперсоюза во главе с Киевом). Киевская земля простиралась на различные пространства правобережья Днепра.

После смерти Мстислава в 1132 г на престол взошел Ярополк II (1132-1139 гг.), княжением которого народ был недоволен. Между ним и младшими братьями Мономаха разразилась борьба.

В 1135 Юрий Долгорукий напал на Южную Русь, взял Переяславль и осадил Киев, но Ярополк отбил нападение. После этого начались споры о Переяславле, в который включились Олеговичи, вторгшиеся в Переяславскую и Киевские земли, но и это нападение было отбито Ярополком.

В дальшем он вёл постоянную борьбу с Ольговичами, к примеру за Чернигов, где он потерпел поражение. Ярополк удержал Киев до смерти в 1139 г.

После него в Киеве начал править «добрый, но глупый» князь Вячеслав (8 дней). Его выгнал Всеволод Ольгович (Черниговский).

Всеволод (1139-1146 гг.) “правил дурно, как умер – никто о нем кроме баб не заплакал

После его смерти в 1146 г на престол взошел не Игорь, как хотел Всеволод, а Изяслав II (1146-1155 гг.). Сын Мстислава Владимировича. Изяслав боролся с Черниговом – с Юрием Долгоруким.

В 1147 г он пытался поставить Климента Смолятича русским митрополитом.

В 1154 г за Киев началась борьба, но в 1155 г Юрий Долгорукий смог прочно обосноваться в нем. Однако, в 1157 г. Юрий Долгорукий умер. После него до 1158 г правил Изяслав Данилович, но в 1158 между ним и Ярославом Осмомыслом возник конфликт, в котором Изяслав был разбит.

По воле других князей власть получил Ростислав Мстиславович (1158-1167), которого считали старейшиной среди Рюриковичей, он успешно решал конфликты.


Мстислав Изяславович (1167-1169), одержал победу над половцами. В 1169 против него выступила коалиция из 12 князей во главе с Андреем Боголюбским, они разграбили Киев и подвергли его разгрому.

Далее – Святослав Всеволодович (1170-1194 гг.) – «Слово о полку Игореве» говорит о нем, как о хорошем полководце, воевавшим с половцами.

В 1173 Всеволод и Михаил Юрьевичи были изгнаны из Киева. В 1174 союзники Боголюбского были разбиты в Киеве Ростиславовичами и Ярославом Волынским. Усобицы продолжались, для их избежание было принят дуумвират.

Роман Мстиславич (1202-1205 гг.) – великий воитель против половцев, поляков и венгров. За князей были отдельные волости, и они воевали. Борьба, например, киевского князя с черниговским обозначала борьбу этих общин (и князья не всегда были на 1 месте).

1169, 1203 – два страшнейших разграбления Киева.

1169 г – дико сожжен войнами Андрея Боголюбского, церкви тоже жгли – значит христианами были формально. 1203 – разграбление Киева Рюриком. Вскоре Киев оправился, но его ждало Батыево нашествие. Киев оставался религиозным центром Руси. Однако ослабла торговая роль Киева. Город подвергался внешней опасности со стороны половцев. Утратил главенство над другими русскими землями.

По мнению Фроянова, в Киеве в 11-12 веках сложилась не монархия, а республика (раньше Новгорода!). Он аргументирует это высокой ролью воев (народного ополчения), за помощью к которым обращались многие князья и не соглашались воевать без их поддержки, т.е. решение зависело от воли народа - поддержут стремления князя или нет. Также князь и городская община заключали ряд (договор) об избрании князя, например так было с Мстиславом Изяславичем.

Более того, Фроянов не согласен с оценкой Владимира Мономаха как боярского ставленника (так считали Греков, Мавродин, Рыбаков и др). Он считает, что Мономах был избран всем народом. То, что киевляне посылают бояр за Мономахом - это просто политическая традиция и не более.

  1. Город-государство в Новгородской земле

Новгородская земля находилась на перепутье торговых путей.

Главным городом первоначально была Ладога, затем им стал Новгород
. Также – Псков, Старая Русса, Изборск.

В X-XII веках Новгород утвердился в качестве центра. Он также как и Киев был очагом государственности на Руси.

Новгород занимал оба берега Волхова, имел 2 стороны – торговая (правая) и софийская (левая).

На торговой стороне были плотницкий и словенские концы, на софийской – неревский, загородский и гончарин.

Концы имелись и в других городах. Концы делились на улицы и сотни. Вся Новгородская земля делилась на пятины.

С ранних времен была борьба – Киев против Новгорода.

Причины борьбы – обе городские общины стремились к контролю «пути из варяг в греки». Киев контролировал с Юга, Новгород – с Севера. Борьба шла с переменным успехом.

В начале XI века Новгород отказался платить дань Киеву. 1136 год – рубеж борьбы Новгорода и Киева.

Б.А.Греков: «революция в Новгороде Великом». Новгородцы выступили против князя Всеволода (внука Мономаха), за то, что тот, ушёл на княжение в Переяславль без ведома новгородцев и в войне с Черниговом первым бежал с поле боя. После этих событий Новгородцы приобрели полную свободу в выборе князя.

Власть в Новгороде:

1) Вече – верховный орган, договоры с князьями

2) Князь – верховный орган исполнительной власти
3) Посадник – высшее должностное лицо собирал вече, избирался из бояр
4) Тысяцкий – военный начальник, руководил ополчением
5) Уходившие в отставку тысяцкие входили в Совет Господ – высший консультативный орган
6) Архиепископ – церковные дела, внешняя политика.


Приоритеты: торговля, ремесла, промыслы, земледелие, темпы развития экономики – быстрые, ахиллесова пята – земледелие.

Особенности общественного устройства – господство боярства, единство Новгорода перед врагом, боярство и купечество были торговыми партнерами.
  1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   28