Файл: В. А. Федосеева экономика организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 2142

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
В общих чертах цели любой организации включают преобразование огра- ниченных ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, исполь- зуемые организацией – это люди (человеческие ресурсы), деньги, материалы, технология и информация, а также предпринимательский талант.
Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), само- стоятельный баланс, расчетный счет в банке. Предприятие является юридиче- ским лицом, т. е. несет имущественную ответственность по своим обязательст- вам.
Одной из самых значимых характеристик любой организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организации зависимы от внешней среды – как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами.
Термин "внешняя среда" в отношении предприятия включает потребите- лей, поставщиков, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, технику и технологию, международное окружение и другие со- ставляющие.
Помимо целей у каждой организации, в том числе и у предприятия, кото- рое стремится к развитию в долгосрочном периоде, должна быть миссия.
Миссия организации выражает причину ее существования в интересах общества. Обычно она обозначается понятием "миссия". Миссия трактуется
как утверждение, раскрывающее социальный смысл существования органи-
зации.
В качестве примера можно привести формулировку миссии компании
«Автоваз» как предоставление людям транспорта, доступного по цене.
Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремление в будущее, пока- зывая, на что будут направляться усилия и какие методы будут при этом при- оритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, так как миссия может существенно ограничить спектр рас- сматриваемых организационных путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе.
Примеры формулировки миссии предприятий: акционерное общество, го- сударственное предприятие – деятельность, направленная на производство кон- курентоспособной продукции, сохранение и развитие научно-технического по- тенциала общества, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохранение и защита окружающей сре- ды. Инвестиционная компания – инвестирование капитала в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста.
Жизненный цикл организации. Жизненный цикл организации подобен жизни человека. И неслучайно некоторые авторы, при рассмотрении стадий развития организации, называют такие этапы, как рождение, детство, отрочест- во и т. д. Как и люди, организации зарождаются, развиваются, добиваются ус- пехов, ослабевают и либо обновляются и процветают, либо прекращают свое существование.


9
Основные функции предприятия
С макроэкономических позиций предприятия являются основой для:
 увеличения национального дохода, ВВП, ВНП;
 возможности существования всего государства и выполнение им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть госбюджета форми- руется за счет налогов и сборов с предприятия;
 обеспечения обороноспособности государства;
 простого и расширенного воспроизводства;
 развитие национальной науки и ускорения НТП;
 повышение материального благосостояния всех слоев общества;
 решение проблем занятости;
 решение социальных проблем.
 К основным функциям предприятия, соответственно,можно отнести ряд изложенных ниже функций (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные функции предприятия и их значение
Функция предприятия
Ее значение
Производственная
Производство товаров, услуг, работ для удовлетворения потребностей общества, поставка их на рынки товаров (ра- бот, услуг).
Реализационно-маркетинговая
Маркетинг и реализация произведенной продукции. Объек- том воздействия будет рынок данной продукции в целом.
Ресурсно-спросовая
Предприятие обеспечивает спрос на трудовые, материаль- ные, финансовые, информационные и интеллектуальные ресурсы, технологии и способы организации производства, а также выплачивает владельцам ресурсов соответствую- щие доходы (заработную плату, проценты, дивиденды, ли- цензионные платежи и пр.).
Финансово-инвестиционная
Генерация финансовых потоков, в т. ч. связанных с взаим- ным кредитованием, инвестированием, приобретением, владением и эмиссией ценных бумаг.
Бюджетно-налоговая
Наполнение доходов местного, регионального и федераль- ного бюджета.
Градообразующая
Участие в формировании и развитии городской экономики, местной инфраструктуры, обеспечение занятости жителей данного населенного пункта.
Социальная функция
Предоставление гражданам работы в соответствии с обра- зованием и склонностями, обеспечение работников и не- трудоспособных членов их семей средствами к существо- ванию, медицинским обслуживанием.
Познавательно- образовательная
Изучение в процессе деятельности особенностей рынков товаров и ресурсов, технологий, технических систем, наи- более эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т. п. Закрепле- ние, накопление и передача следующим поколениям
ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих знаний.


10
Окончание табл. 1
Функция предприятия
Ее значение
Воспитательная
Воспитание навыков коллективной работы. Реализация по- требности в принадлежности к коллективу, в социальной оценке личности посредством создания, закрепления и развития корпоративной культуры.
Инновационная
Генерация, фильтрация, инкубация и распространение ин- новаций среди предприятий, связанных партнерскими и/или конкурентными отношениями.
Институциональная
Генерация, фильтрация и инкубация социально-эконо- мических институтов. Например, институтов поддержки развития предпринимательства.
Информационно-сигнальная
Распространение информации об особенностях тех или иных секторов и фрагментов рынка с помощью формиро- вания цен предложения и др.
Консолидирующая
Обеспечение единства экономики путем проведения меж- субъектных и межотраслевых трансакций, организации и поддержания товарно-финансовых потоков, связывающих экономических агентов в различных секторах рынков и на различных территориях.
Стабилизационная, антикри- зисная
Обеспечение бескризисного поступательного социально- экономического развития путем создания «островков ста- бильности»
Для реализации вышеуказанных функций руководство предприятий нахо- дится в непрерывном процессе принятия решений (текущих и стратегических).
Эффективное управление предприятием подразумевает, что эти решения при- нимаются на высоком профессиональном уровне и являются оптимальными с точки зрения развития предприятия в долгосрочной перспективе.
В современных условиях экономическая жизнь общества немыслима без предприятий. Чем больше успешных, устойчивых предприятий создается в стране, тем стабильнее ее экономика. В следующей теме рассмотрим подробно существующую классификацию предприятий, что позволит нам еще более глу- боко проникнуть в специфику деятельности коммерческих организаций, изу- чить все их многообразие и тенденции развития.
Вопросы для самоконтроля по теме 1:
1. Что Вы понимаете под организацией? Каковы ее основные признаки?
2. Дайте определение понятию «предприятия».
3. Перечислите основные элементы (признаки) предприятия.
4. В чем заключаются различия между предприятием и некоммерческой
организацией?
5. Почему у каждого предприятия, помимо цели получения прибыли,
должна быть миссия?
6. Какие фазы жизненного цикла переживает каждое предприятие за
время своего существования?
7. Какую роль выполняет предприятие как основное звено экономики?


11
8. Перечислите известные Вам функции предприятия и опишите каж-
дую из них.
9. Какие ресурсы использует предприятие в своей деятельности?
10. Какие типовые решения принимает руководство предприятия в про-
цессе его деятельности?
Практическая работа по теме 1
Студенты, работая малыми группами (2–3 человека), выполняют задания в письменном виде. Максимально полное выполнение всех заданий оценивается в 5 баллов (вклад в 1-ю контрольную точку).
Задание 1. Продолжить следующие предложения:
1. Организация – это объединение совместно работающих людей, деятель- ность которых сознательно координируется в интересах ……..
2. Коммерческая организация представляет собой субъект хозяйствования, основной целью функционирования которого является …………
3. Некоммерческая организация (НКО) основной своей целью ви- дит…………….
4. Миссия организации – это ……..
5. Экономика организации – это наука, изучающая ……….. в условиях ог- раниченных ресурсов с целью удовлетворения растущих потребностей общест- ва в целом
Задание 2. На сайтах крупных предприятий (акционерных обществ) под- берите три разноплановые миссии, которые, по Вашему мнению, сформулиро- ваны наиболее интересно и полно.
Задание 3. Ответьте на следующие вопросы:
1. Может ли некоммерческая организация иметь прибыль?
2. Может ли миссией коммерческой организации быть «получение мак- симальной прибыли»?
3. Какие три вопроса лежат в основе изучения дисциплины «Экономика организации»?
4. Какие ресурсы необходимо привлекать предприятию в процессе своей деятельности и какие доходы обеспечивает предприятие владельцам привле- ченных ресурсов? Может ли предприятие привлекать для своей деятельности ресурсы, не выплачивая вознаграждение их владельцу? В чем состоит возна- граждение предпринимателя за его предпринимательский талант?
Задание 4. На рисунке 1 изображена экономическая модель хозяйства в стране.

12
Рис. 1. Модель экономического устройства страны
Продолжите следующие рассуждения (оценивается развернутый ответ):
1) Если исключить предприятия как субъект хозяйствования из данной модели, то ……………...
2) Если исключить государство (органы власти и управления) из данной модели, то ……………...
Задание 5. В таблице 1 перечислены основные функции предприятия. От- талкиваясь от этой информации, сформулируйте круг основных решений, кото- рые принимает предприятие в процессе своей деятельности. Какие из них, по вашему мнению, относятся к компетенции экономиста?

ТЕМА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным признакам.
I. По количественным признакам
Группировка предприятий по мощности производственного потенциала.
При этом используются следующие показатели:
 численность персонала;
 стоимостный объем выпуска продукции;
 стоимость средств производства.

13
Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ (далее – Закон №209-
ФЗ). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерче- ские организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприни- матели и фермерские хозяйства.
В соответствии с первыми двумя критериями в РФ выделяют в 2018 г. сле- дующие типы предприятий.
Таблица 2
Типология предприятий по размеру в Российской Федерации
Тип предприятий
Предельная численность
персонала
Предельный размер
выручки
Микропредприятия
15 чел.
120 млн руб.
Малые предприятия
100 чел.
800 млн руб.
Средние предприятия
250 чел.
2 млрд руб.
Крупные предприятия
250 чел.
Более 2 млрд руб.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. №156-ФЗ увеличена доля уча- стия иностранных юридических лиц, а также предприятий, не являющихся ма- лыми и средними, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпри- нимательства с 25 до 49%.
Этим же законом установлено, что категория субъекта малого или средне- го предпринимательства (МСП) изменяется только в случае, если значения вы- ручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех (а не двух, как раньше) календарных лет.
Наличие статуса субъекта малого (среднего) предпринимательства дает предприятию ряд экономических льгот (возможностей):
 применять специальные налоговые режимы;
 получать консультационную и юридическую поддержку в структурах, созданных органами власти в целях поддержки развития предпринимательства в России;
 получать гарантии специально созданных гарантийных фондов под- держки при получении кредитов;
 получать государственные (муниципальные) заказы;
 получать на льготных условиях кредиты по специальным программам поддержки развития малого и среднего бизнеса и пр.
II. По качественным признакам
Среди качественных параметров классификации предприятий можно на- звать следующие:
тип собственности (частные, государственные, муниципальные и смешанные);
характер и содержание экономической деятельности: производст- венные, торговые, финансовые и т. п. (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенный в РФ с 01.01.2003, построен