Файл: В. А. Федосеева экономика организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 2143

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14 на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистиче- ской классификации видов экономической деятельности в Европейском эконо- мическом сообществе). Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.
ассортимент выпускаемой продукции (узкоспециальные, многопро- фильные, комбинированные). Узкоспециализированными считаются пред- приятия, которые изготовляют ограниченный ассортимент продукции массово- го или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предпри- ятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного на- значения – чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве.
Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, тек- стильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или по- следовательно в другой, а затем и в следующий вид.
Наиболее сложной формой комбинирования производства является ком- плексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу, когда на основе одного и того же сырья на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначе- нию и технологии изготовления.
принадлежность капитала;
По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над пред- приятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешан-
ные) предприятия.
Национальными называют предприятия, капитал кᴏᴛᴏрых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.
Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспе- чивающим их контроль. Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов ак- ций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля.
Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых при- надлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на базе действую- щего в ней законодательства. Смешанные предприятия – ϶ᴛᴏ одна из разновид- ностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу пред- приятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания будет осуществление совместной предпринимательской деятельно- сти.
организационно-правовая форма предпринимательской деятельности
1. По организационно-правовой форме в соответствии с ГК РФ (табл. 1).
– хозяйственное товарищество (полное и на вере)


15
– хозяйственное общество (ООО, акционерное общество (публичное и не- публичное);
– производственный кооператив (артель);
– унитарное (государственное и муниципальное предприятие):
 основанное на праве хозяйственного ведения
 основанное на праве оперативного управления имуществом.
Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы
При выборе организационно-правовой формы фирмы следует учитывать ряд важных аспектов:
 объем и масштаб предпринимательского проекта;
 сферу деятельности фирмы;
 минимальный размер и порядок формирования начального капитала;
 размер риска, сопровождающего внедрение предпринимательского про- екта;
 степень имущественной ответственности учредителей в случае банкрот- ства или ликвидации фирмы;
 максимальная численность собственников фирмы;
 особенности процедуры принятия важнейших решений;
 порядок распределения доходов;
 трудоемкость и стоимость документального оформления текущей дея- тельности предприятия и ее итогов;
 особенности законодательного регулирования и налогообложения.
Таблица 3
Организационно-правовые формы предприятий
Организационно-
правовая форма
Виды
Определение, характерные черты
и свойства
Хозяйственное товарищество
– полное товарищество
– товарищество на вере
(коммандитное)
Объединение лиц, не требующее наличия устава как учредительного документа и минимального размера складского капи- тала; единые и единственные собственни- ки своего имущества, несущие неограни- ченную субсидиарную ответственность по обязательствам общества
Хозяйственное общество
– акционерное (пуб- личное и непубличное)
– с ограниченной ответственностью
– с дополнительной ответственностью
– дочернее
– зависимое
Объединение капиталов, требующее на- личия устава и уставного капитала не ме- нее определенного минимума, в котором участники несут риск утраты в сумме своих вкладов, единые и единственные собственники своего имущества

16
Окончание табл. 3
Организационно-
правовая форма
Виды
Определение, характерные черты
и свойства
Производственный кооператив (артель)
Добровольное объединение граждан для совместной производственной или хозяй- ственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объе- динении его членами имущественных паевых взносов
Унитарное государ- ственное и муници- пальное предприятие
– на праве хозяйствен- ного ведения
– на праве оперативно- го управления (феде- ральные казенные за- воды)
Организация, не наделенная правом соб- ственности на закрепленное за ней собст- венником имущество, которое неделимо и
не распределяется по вкладам (долям, па-
ям), в том числе между работниками предприятия
Более подробно изучить особенности каждой организационной формы можно на основе нормативно-правовых актов: Гражданского кодекса РФ, Фе- дерального закона «Об акционерных обществах», Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Вопросы для самоконтроля по теме 2:
1. Перечислите известные вам количественные признаки классификации
предприятий.
2. Какие типы предприятий выделяют в РФ по количественным призна-
кам?
3. Перечислите критерии отнесения предприятий к субъектам малого и
среднего предпринимательства.
4. Какие экономические льготы имеют в РФ предприятия малого и сред-
него бизнеса?
5. Перечислите известные вам качественные признаки классификации
предприятий.
6. Какие организационно-правовые формы предприятий существуют в
РФ?
7. Какие факторы влияют на выбор организационно-правовой формы
предприятия?
8. В чем состоят различия между хозяйственными товариществами и
обществами?
9. В чем состоят особенности такой организационно-правовой формы
предприятия, как производственный кооператив?
10. Какие две формы государственных (муниципальных) унитарных пред-
приятий применяются в РФ и в чем заключаются различия между ними?


17
Практическая работа по теме 2
Задание 1. Укажите правильный ответ (ы) на вопросы теста (20 вопросов)
1. Учредители предприятий каких организационно-правовых форм ком- мерческих организаций несут полную солидарную ответственность?
1) публичное акционерное общество
2) непубличное акционерное общество
3) полное товарищество
4) товарищество на вере (коммандитное)
5) общество с ограниченной ответственностью
6) производственный кооператив
2. Учредители предприятий каких организационно-правовых форм несут ответственность только в пределах стоимости своих вкладов? (здесь и далее
см. варианты ответов к вопросу №1)
3. Какая организационно-правовая форма предприятий наиболее популяр- на в России и за рубежом среди предприятий малого и среднего бизнеса?
4. Какая организационно-правовая форма предприятий больше всего под- ходит для предприятий крупного бизнеса?
5. Какие организационно-правовые формы предприятий не предусматри- вают должности директора для осуществления текущего руководства?
6. Какие организационно-правовые формы предприятий не требуют нали- чия уставного капитала в определенном размере?
7. Какие организационно-правовые формы предприятий имеют макси- мальное ограничение по количеству учредителей 50 чел.?
8. Какая организационно-правовая форма предприятия имеет минимальное ограничение по количеству учредителей 5 чел.?
9. Какая организационно-правовая форма предприятия имеет минимальное ограничение по количеству учредителей не менее 2-чел.?
10. Какая организационно-правовая форма из хозяйственных товариществ и обществ не имеет максимального ограничения по количеству учредителей?
11. Какая организационно-правовая форма предприятия имеет минималь- ное ограничение по размеру уставного капитала 1000 МРОТ?
12. Какая организационно-правовая форма предприятия имеет минималь- ное ограничение по размеру уставного капитала 5000 МРОТ?
13. Какая организационно-правовая форма предприятия имеет минималь- ное ограничение по размеру уставного капитала 100 МРОТ?
14. Какая организационно-правовая форма предприятий имеет минималь- ное ограничение по размеру уставного капитала 10 000 руб.?
15. Предприятия каких организационно-правовых форм вправе выпускать акции?
16. Выберите организационно-правовую форму хозяйственных товари- ществ и обществ, которой соответствуют максимально широкие возможности привлечения капитала.


18 17. Какие организационно правовые формы предприятий не требуют нали- чия устава?
18. Какие организационно правовые формы предприятий не требуют нали- чия учредительного договора?
19. Участниками предприятия какой организационно-правовой формы мо- гут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие орга- низации?
20. В предприятии какой организационно-правовой формы имеются как участники, которые несут полную ответственность, так и участники, отвечаю- щие в пределах стоимости своих вкладов?
Задание 2. Решите следующие задачи
1. Есть заказ на конструкторскую разработку. Работа должна быть выполне- на за 3 года Исполнители проекта (5 чел.) решили создать предприятие для его выполнения, причем они выразили желание принять равное участие в деятельно- сти предприятия. Определите организационно-правовую форму предприятия, которая была бы предпочтительна для разработчиков и дайте этому обоснование.
2. Один из участников ООО, уставный капитал которого равен 100000 руб., подал заявление о выходе из общества 1 сентября 2014 г. Номинальная стои- мость его доли составляет 25% уставного капитала и полностью оплачена. Стои- мость чистых активов (имущества, свободного от обязательств) ООО по данным финансовой отчетности составляет 453 800 руб. Определить, какова действи- тельная стоимость доли участника, которую он может получить от общества?
3. В создании ЗАО участвуют 3 учредителя. В качестве взносов в уставный капитал они предложили разные виды имущества, приведенные в табл.4. Рас- считать сумму уставного капитала и распределить акции между учредителями, если номинальная стоимость акции 5000 руб.
Таблица 4
Данные о вкладах учредителей в уставный капитал
Учредители
Вклады учредителей
Денежные средства, руб. ценные бумаги основные средства, руб. количество сумма, руб.
А
100 000 10 6 000
Х
Б
100 000 6
2 500
Х
В
50 000
Х
Х
200 000 4. Открытое акционерное общество имеет уставный капитал 200 млн руб.
(20 000 акций по 10 тыс. руб.). Часть прибыли (150 млн руб.) решено направить на изменение уставного капитала без изменения количества акций. Определите номинал акции после увеличения уставного капитала.
5. Учредители ЗАО – юридические и физические лица, вклад которых де- лится в соотношении ¾ и ¼. Акции делятся на обыкновенные и привилегиро- ванные в той же пропорции. Номинальная стоимость акции 10 тыс. руб.

19
Юридические лица в качестве взносов в уставный капитал внесли сле- дующее имущество:
Учредитель А: оборудование стоимостью 1000 тыс. руб.
Учредитель В: производственные площади стоимостью 1 300 тыс. руб.
Учредитель С: транспортные средства стоимостью 700 тыс. руб.
Физические лица вносят денежные средства: Петров А. И. – 700 тыс. руб.,
Шпак С. С. – 300 тыс. руб.
Определить величину уставного капитала, количество обыкновенных и привилегированных акций.
ТЕМА 3. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ.
СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Под предпринимательской средой понимается наличие условий и факто- ров, которые воздействуют на функционирование предприятия и требуют при- нятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на при- способление к ним. Среду любой организации принято рассматривать как со- стоящую из двух сфер: внутренней и внешней.
Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, охва- тывающий все производственные, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения. Анализ внутренней среды направлен на определение по- тенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным на- правлениям:
 наличие четко сформулированных целей и задач;
 уровень организации производства и труда;
 эффективность маркетинговых мероприятий;
 уровень технологий;
 эффективность финансового управления и бухгалтерского учета;
 уровень квалификации и мотивации персонала;
 наличие эффективной структуры управления;
 уровень корпоративной культуры и пр.
Внутренняя среда организации – это ситуационные факторы внутри орга- низации. Руководство предприятием формирует и изменяет их, когда это необ- ходимо в целях повышения конкурентоспособности предприятия.
Под внешней средой предприятия понимают все условия и факторы, воз- никающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фир- мы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирова- ние и поэтому требующие принятия управленческих решений. Изучение внеш- ней среды предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с кото- рыми организация находится в непосредственном взаимодействии: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры.
Факторы внешней среды, оказывают, в свою очередь, воздействие на со- стояние внутренней среды фирмы. Действительно, многие “внутренние” про- блемы предприятий вызываются “внешними” причинами: несовершенством за-


20 конодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадеж- ностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов.
Внешнюю среду можно охарактеризовать следующими качествами: взаи- мосвязанность факторов; сложность; подвижность; неопределенность.
Внешнюю среду подразделяют на микросреду и макросреду.
Внешняя микросреда – это среда прямого влияния на предприятие, кото- рую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конку- ренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и прочие хозяйствующие субъекты, с которыми предприятие регу- лярно взаимодействует в процессе своей деятельности.
Внешняя макросреда – это среда косвенного, опосредованного воздействия на предприятие. Выделяют природную, демографическую, научно-техни- ческую, социальную, культурную, макроэкономическую, экологическую, поли- тическую и прочие составляющие внешней макросреды.
Фирма не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффектив- ной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее из- менениями, прогнозировать и своевременно реагировать. Факторы среды кос- венного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на орга- низацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако ру- ководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия, поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.
Схематично внутренняя и внешняя среда предприятия представлена на ри- сунке.
Основные цели, которые ставит перед собой предприятие, должны учиты- вать состояние внутренней и внешней среды. Их анализ позволяет предпри- ятию своевременно выбирать правильную стратегию экономического поведе- ния.
Рис. 2. Схема внешней и внутренней среды предприятия

21
Куда организация или бизнес в целом может двигаться в своем стратегиче- ском развитии? В самом общем виде, абстрактно, организация имеет следую- щие пять вариантов стратегического развития:
 оставить все без изменений;
 выбрать стратегию внутреннего роста;
 выбрать стратегию внешнего роста;
 выбрать стратегию выхода на международный рынок;
 выбрать стратегию изъятия вложений.
Рассмотрим эти варианты стратегического развития подробнее.
I. Без изменений. Это тоже стратегия, и, как всякая другая стратегия, она может быть хорошо обоснована исследованиями внутренней и внешней среды.
Как правило, это означает, что компания будет производить или поставлять тот же продукт или услугу тем же покупателям. Такие стратегии часто применяют- ся в компаниях с длительным жизненным циклом продукции (например, в от- раслях тяжелого машиностроения) и чаще всего рассматриваются как жела- тельные в организациях народного образования, здравоохранения, судебной системы, муниципальных службах и других, где отказ от осуществления изме- нений не является одновременно угрозой существованию организации. К сожа- лению, в условиях динамичной, постоянно меняющейся среды такая удобно- стабильная позиция для большинства компаний неприемлема и приведет к их поражению в конкурентной борьбе.
II. Внутренний рост. Эта стратегия исходит из предположения, что орга- низация делает правильные шаги в своем развитии и эту деятельность целесо- образно расширять. При этом предполагается, что организация обладает доста- точными ресурсами для развития. Другой вопрос, в каком направлении его ори- ентировать. Существуют четыре стратегии, которым может следовать органи- зация, ориентированная на внутренний рост: концентрация, развитие рынка, разработка товара, обновление.
Более глубокое внедрение на рынок (концентрация). Такая стратегия требу- ет от компании сконцентрироваться на том, чтобы развиваться в большем мас- штабе и идти по тому же пути, где успех компании очевиден.
Развитие рынка. В этом случае компания представляет на уже освоенные рынки различные модификации товаров.
Разработка товара. Стратегия предполагает значительные модификации продукта или добавление новых к существующим продуктам с целью развить свое присутствие на рынке.
Обновление. Эта стратегия связана со значительными изменениями в това- рах или услугах. Включает замену существующих товаров новыми, что означает новый жизненный цикл товара. Подобная стратегия может существенно повы- сить престиж компании и создать ей конкурентное преимущество, но является довольно дорогостоящей, поэтому предполагает соответствующее финансирова- ние.
III. Внешний рост. Эта стратегия реализуется за счет приобретений, слия- ний, вертикальной интеграции и диверсификации (т. е. распределения усилий и капиталовложений в разнообразные виды деятельности, результаты которых не-