Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 935

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

57
г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалифи- кационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм; д) акты рекомендательного характера.
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
– юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству
Российской Федерации;
– принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
– присвоение регистрационного номера;
– занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представля- ются в Министерство юстиции Российской Федерации в 6 экземплярах
(подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнит- ном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия).
Представление на государственную регистрацию нормативного пра- вового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.
К нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая:
– основания издания нормативного правового акта;
– сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;
– сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным.
Представленный на государственную регистрацию нормативный правовой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руководителем юридической службы федерального органа исполнитель- ной власти, представляющего акт на регистрацию.
На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти.
Государственная регистрация нормативных правовых актов произ- водится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 15 дней с даты получения акта.
В случае необходимости срок регистрации может быть продлен
Министерством юстиции Российской Федерации, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях – до одного месяца.


58
В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоот- ветствие этого акта законодательству Российской Федерации. Норматив- ные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации издавшему их органу с указанием причин отказа.
В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной реги- страции руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего этот акт на государственную регистрацию, а также если нарушен установленный порядок представления акта на государ- ственную регистрацию.
В случае возвращения нормативного правового акта без государ- ственной регистрации при нарушении установленного порядка представ- ления на государственную регистрацию замечания должны быть устране- ны, а акт повторно представлен на государственную регистрацию в тече- ние месяца либо в Министерство юстиции Российской Федерации должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта.
В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номе- ром направляется Министерством юстиции Российской Федерации в феде- ральный орган исполнительной власти, представивший акт на государ- ственную регистрацию.
Одновременно с государственной регистрацией Министерством юстиции Российской Федерации проводится экспертиза на коррупциоген- ность нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражда- нина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих меж- ведомственный характер.
Экспертиза на коррупциогенность также проводится при проведении юридической экспертизы проектов федеральных законов, указов Прези- дента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской
Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, при проведении правовой экспертизы проектов концепций и тех- нических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов, проектов поправок к ним.


59
Результаты экспертизы на коррупциогенность, проводимой Мини- стерством юстиции Российской Федерации, оформляются в соответствии с методикой и отражаются в заключении, подготавливаемом по итогам юри- дической и правовой экспертизы проектов документов
1
Положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой экс- пертизы на коррупциогенность, а также экспертизы на коррупциогенность, проводимой Министерством юстиции Российской Федерации, устраняются на стадии доработки проекта документа структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти – разработчика проекта документа.
В случае несогласия федерального органа исполнительной власти с результатами независимой экспертизы на коррупциогенность, а также с результатами экспертизы на коррупциогенность, проведенной Министер- ством юстиции Российской Федерации, свидетельствующими о наличии в проекте документа, разрабатываемого этим федеральным органом испол- нительной власти, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, федеральный орган исполнительной власти вносит указанный проект документа на рассмотрение Президента Российской
Федерации или в Правительство Российской Федерации с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.
К проекту документа, вносимому федеральным органом исполни- тельной власти – разработчиком проекта документа на рассмотрение Пре- зидента Российской Федерации или в Правительство Российской Федера- ции, прилагаются все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам независимой экспертизы на коррупциогенность.
§ 4. Опубликование и вступление в силу нормативного
правового акта государственного управления
Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведе- ния конфиденциального характера, вступают в силу со дня их издания.
1
Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных пра- вовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции : постановл. Правительства РФ от 5 марта
2009 г. № 196 // СЗ РФ. – 2009. – № 10. – Ст. 1241.


60
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской
Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации публикуются в "Российской газете", а также в Собрании законодательства
Российской Федерации. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие право- вой статус организаций или имеющие межведомственный характер, под- лежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в "Российскую газету", в "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" изда- тельства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской
Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Прави- тельстве Российской Федерации.
При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
В исключительных случаях приложения к нормативным правовым актам, содержащие таблицы, графики, карты, схемы (носящие вспомога- тельный или дополнительный характер), по согласованию федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации) с Министерством юстиции Российской Федерации могут не публиковаться, но с обязатель- ным указанием в печати, какое приложение не приводится.
Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликова- нию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.
После опубликования акта, признанного не нуждающимся в государ- ственной регистрации, федеральный орган исполнительной власти информи- рует Министерство юстиции Российской Федерации об источнике опубли- кования (наименование издания, его номер и дата). Один экземпляр данно- го издания направляется в Министерство юстиции Российской Федерации.
Изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию (независимо от того, содержат они правовые нормы или нет), а также акты о признании зарегистрированных норматив- ных правовых актов утратившими силу (отмене) подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов.


61
Федеральные органы исполнительной власти направляют для испол- нения нормативные правовые акты, подлежащие государственной реги- страции, только после их регистрации и официального опубликования.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут. В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную реги- страцию, Конституции Российской Федерации, федеральным конституци- онным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Прези- дента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Прави- тельства Российской Федерации Министерство юстиции Российской Фе- дерации представляет в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Рекомендуемая литература к теме
Основная
Конституция Российской Федерации (в ред. от 30 декабря 2008 г.) //
СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной реги- страции : постановл. Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (ред. от 17 марта 2009 г.) // СЗ РФ. – 1997. – № 33. – Ст. 3895.
Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной вла- сти и их государственной регистрации : приказ Минюста России от 4 мая
2007 г. № 88 (в ред. от 26 мая 2009 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2007. – № 23.
Макарейко, Н. В Административно-процессуальное право : учеб. пособие / Н. В. Макарейко. – М., 2008.
Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно- процессуальное право : учеб. / В. Д. Сорокин. – СПб., 2008.
Федощев, А. Г. Административно-процессуальное право в схемах и определениях : учеб. пособие / А. Г. Федощев, Н. Н. Федощева. – М., 2008.
Дополнительная
Об утверждении методики проведения экспертизы проектов норма- тивных правовых актов и иных документов в целях выявления в них поло- жений, способствующих созданию условий для проявления коррупции : постановл. Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196 // СЗ РФ. – 2009. –
№ 10. – Ст. 1241.

62
Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов норматив- ных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции : поста- новл. Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195 // СЗ РФ. – 2009. – № 10. –
Ст. 1240.
О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства внутренних дел Российской Федерации, признанных Министерством юстиции
Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистра- ции : приказ МВД России от 7 мая 2008 г. № 405 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. – № 22.
Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России : приказ МВД России от 27 июня 2003 г.
№ 484 (в ред. от 20 сентября 2006 г.) // АИПС "Гарант", "КонсультантПлюс".
Изосимов, С. М. О содержательной стороне производства по приня- тию нормативных правовых актов органами исполнительной власти /
С. М. Изосимов // "Черные дыры" в российском законодательстве.  2007.  № 1.
Лукьянчикова, Е. Ф. Производство по принятию нормативных пра- вовых актов законодательными (представительными) органами государ- ственной власти субъектов РФ / Е. Ф. Лукьянчикова // История государства и права.  2009.  № 4.
Сорокин, В. Д. Производство по принятию нормативных актов управления / В. Д. Сорокин // Правоведение.  1976.  № 2.