Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 932

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46
Таким образом, административно-процессуальные правоотношения могут быть направлены на реализацию: а) административно-правовых материальных отношений; б) материальных отношений, регулируемых нормами гражданского права; в) материальных отношений, регулируемых нормами трудового права; г) материальных отношений, регулируемых нормами финансового права; д) материальных отношений, регулируемых нормами семейного права; е) материальных отношений, регулируемых нормами земельного права и т.д.
4. По соотношению прав и обязанностей участников администра- тивно-процессуальных правоотношений последние делятся на горизон-
тальные, вертикальные и диагональные правоотношения.
Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами, друг другу не подчиненными, находящимися на одном и том же правовом уровне. Возможность возникновения подобного рода отношений преду- сматривается некоторыми нормативными актами. Так, например, Правила подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполни- тельной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постанов- лением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, предусматривают возможность подготовки и принятия актов совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти (п. 6)
1
Вертикальные административно-процессуальные правоотношения характеризуются различным с точки зрения правового статуса положением их участников.
Для административно-процессуального правоотношения, равно как и для материальных административно-правовых отношений, вовсе не безраз- лично, в каком направлении – снизу вверх или сверху вниз – они развиваются.
В случае "снизу вверх" административно-процессуальное правоот- ношение возникает по инициативе подчиненного субъекта. В этом случае правомочие, по поводу которого возникло правоотношение, находится на стороне нижестоящего субъекта правоотношения, а вышестоящий участ- ник обязан реализовать правопритязание подчиненного субъекта.
При другом варианте («сверху вниз») административно-процессуальное правоотношение возникает по инициативе вышестоящего субъекта, который обладает правомочиями, в данном случае подкрепленными непосредствен- ной возможностью и способностью обеспечить их реализацию прямым предписанием нижестоящему подчиненному участнику данного правоот- ношения.
1
Об утверждении правил подготовки нормативных актов федеральными орга- нами исполнительной власти и их регистрации : постановл. Правительства РФ от
13 августа 1997 г. № 1009 // СЗ РФ. – 1997. – № 33. – Ст. 3895.


47
Третий вид административно-процессуальных правоотношений –
диагональные – имеет черты сходства с вертикальными. Различие состоит в том, что диагональные административно-процессуальные правоотноше- ния складываются между выше- и нижестоящими субъектами, входящими в различные системы органов исполнительной власти.
§ 5. Субъекты и объекты
административно-процессуальных правоотношений
Участником административного процесса может быть только субъект права. Согласно теории права, субъект права это социальный субъект – лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект правоотношения характеризует такое качество как правосубъектность – способность быть участником регулируемых правом общественных отношений, которая складывается из правоспособности и дееспособность (последняя в свою очередь охватывает деликто- и сделкоспособность).
Следует помнить о том, что субъект административного процесса может реализовать свою правосубъектность, вступая в административно- процессуальные отношения.
Правовой статус субъектов административного процесса был уже рассмотрен ранее, а правовой статус субъектов административно- процессуальных правоотношений мы будем рассматривать, изучая кон- кретные виды административных производств.
Объекты административно-процессуальных правоотношений
В юриспруденции сформировались две основные концепции объекта правоотношения.
Монистическая концепция объекта правоотношения признает суще- ствование одного объекта правоотношения – поведения обязанной стороны.
Плюралистическая концепция объекта правоотношения исходит из существования различных объектов правоотношения.
Обратимся к краткому анализу названных концепций объекта право- отношения.
Сторонники концепции единого объекта правоотношения исходят из следующей посылки: объектом правоотношения является то, на что направ- лены субъективные права и обязанности участников данного правоотно- шения, на что они воздействуют. Но субъективные права и юридические обязанности, как подчеркивают сторонники данной концепции, могут воздействовать только на определенные явления, т.е. исключительно на поведение, действия человека как субъекта правоотношения, ибо только поведение человека способно реагировать на воздействие извне.
По мнению О.С. Иоффе: "Ни вещи, ни так называемые личные нема- териальные блага не способны к такому реагированию; следовательно, ни


48 вещи, ни личные нематериальные блага не являются объектами прав.
Поскольку лишь одна деятельность человека, человеческое поведение, выра- женное в действиях или в воздержании от действий, способны к реагированию на правовое воздействие, поскольку существует единый и единственный объект правомочия и обязанности, а стало быть, и объект правоотношения – человеческое поведение, деятельность или действия людей"
1
Сторонники плюралистической концепции объектов правоотношений рассматривают их как то, по поводу чего возникает общественное отношение, устанавливаются права и обязанности субъектов – участников правоотно- шения. Отсюда делается вывод, что объектами правовых отношений могут быть вещи, материальные ценности, продукты духовного творчества, поведение людей, личные нематериальные блага.
Итак, объект правоотношения – это предмет или явление, суще- ствующее вне субъекта, занимающее, так сказать, внешнее по отношению к субъекту положение.
Объект правоотношения – это не любой внешний предмет или явле- ние, а только такой, который определенным образом связан с правовой нормой, т.е. находится в сфере действия российского права. Предмет или явление, не связанные с правовой нормой, не могут быть объектом право- отношения, а являются объектом не регулируемых правом общественных отношений, складывающихся за пределами социально-правовой среды.
Правовые нормы устанавливают правомочия и юридические обязан- ности субъектов правоотношения не вообще, а по отношению к опреде- ленному объекту, по поводу которого и возникает данное правоотношение.
Вопрос о различных видах объектов административно-процессуальных правоотношений возможен, если придерживаться обозначенной ранее плюралистической концепции (для монистической объект один – поведение обязанной стороны).
К числу объектов административно-процессуальных правоотношений относятся:
1) вещи, материальные ценности;
2) поведение участников административно-процессуальных право- отношений, которое связано с правовым регулированием;
3) результаты действий или бездействия субъектов правоотношений;
4) предметы духовного творчества;
5) личные нематериальные блага.
Круг объектов административно-процессуальных правоотношений в целом совпадает с объектами тех материальных правоотношений, реализацию которых обеспечивают административно-процессуальные правоотношения.
Фактором, связывающим воедино материальное правоотношение с про- цессуальным, является объект материального правоотношения.
1
Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 239.


49
Материальное правоотношение всегда первично по сравнению с процессуальным, следовательно, процессуальное правоотношение имеет своим назначением обеспечение превращения его объекта-цели в объект- результат. Подобно тому, как существование процессуального правоотно- шения немыслимо отдельно от материального, так и объект процессуального отношения не может отличаться от объекта своего первичного материаль- ного правоотношения.
Рекомендуемая литература к теме
Основная
Конституция Российской Федерации (в ред. от 30 декабря 2008 г.) //
СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федера- ции : федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 19. –
Ст. 2060.
Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной реги- страции : постановл. Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (ред. от 17 марта 2009 г.) // СЗ РФ. – 1997. – № 33. – Ст. 3895.
Бахрах, Д. Н. Административное право : учеб. / Д. Н. Бахрах. –
М., 1996.
Макарейко, Н. В Административно-процессуальное право : учеб. пособие / Н. В. Макарейко. – М. : Юристъ, 2008.
Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно- процессуальное право : учеб. / В. Д. Сорокин. – СПб., 2008.
Федощев, А. Г. Административно-процессуальное право в схемах и определениях : учеб. пособие / А. Г. Федощев, Н. Н. Федощева. – М., 2008.
Дополнительная
О чрезвычайном положении : федер. конституц. закон от 30 мая 2001 г.
№ 3-ФКЗ (в ред. от 7 марта 2005 г.) // СЗ РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2277.
О лицензировании отдельных видов деятельности : федер. закон от
8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. – 2001. –
№ 33. – Ст. 3430.
Об образовании : закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г.
№ 3266-1 (в ред. от 13 февраля 2009 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 150.
О государственных наградах Российской Федерации : указ Прези- дента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 (ред. от 2 декабря 2008 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. – № 10. – Ст. 775.
Инструкция о порядке выдачи награжденным дубликатов орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Россий-

50 ской Федерации и документов к государственным наградам Российской
Федерации взамен утраченных : распоряжение Президента РФ от 22 фев- раля 1996 г. № 83-рп (в ред. от 2 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 10. –
Ст. 883.
О бланках документов к государственным наградам Российской
Федерации и государственным наградам СССР : распоряжение Президента
РФ от 21 октября 2006 г. № 507-рп // СЗ РФ. – 2006. – № 48. – Ст. 5021.
Инструкция о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации : распоря- жение Президента РФ от 3 апреля 1997 г. № 96-рп (в ред. от 17 декабря
2007 г.) // СЗ РФ. – 1997. – № 14. – Ст. 1617.
Типовое положение об образовательном учреждении высшего про- фессионального образования (высшем учебном заведении) : постановл.
Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 // СЗ РФ. –
2008. – № 8. – Ст. 731.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответствен- ных за регистрацию : постановл. Правительства Российской Федерации от
17 июля 1995 г. № 713 (в ред. от 28 марта 2008 г.) // СЗ РФ. – 1995. – № 30. –
Ст. 2939.
Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России : приказ МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 // Бюллетень норматив- ных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – № 49.
Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России : приказ МВД России от 27 июня 2003 г.
№ 484 (в ред. от 20 сентября 2006 г.) // АИПС "Гарант", "КонсультантПлюс".
Административный регламент исполнения Министерством юстиции
Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций : приказ Ми- нюста России от 31 марта 2009 г. № 96 // Российская газета. – 2009. – 30 апре- ля.
Масленников, М. Я. Российский административный процесс: три- единство процессуальной нормы, содержания и формы / М. Я. Масленников
// Административное право и процесс.

2008.

№ 2;

№ 6.
Старилов, Ю. Н. Российское административное право: к вопросу о соотношении материальных и процессуальных норм / Ю. Н. Старилов //
Российский юридический журнал.

2003.

№ 1.
Старилов, Ю. Н. Материальные и процессуальные нормы админи- стративного права в условиях формирования правового государства /
Ю. Н. Старилов // Российский юридический журнал.

2003.

№ 3.


51
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17