Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 952

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

96 дами соответствующим главам субъектов или в федеральные органы госу- дарственной власти по согласованию с соответствующими главами субъек- тов Российской Федерации.
Порядок возбуждения ходатайств о награждении государственными наградами работников федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной проти- вопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам граж- данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Феде- рации, судей, работников органов прокуратуры Российской Федерации, а также гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации определяется соответствующими федеральными органами государствен- ной власти и федеральными государственными органами.
При возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой сотрудника, федерального государственного гражданского служащего, должны всесторонне учитываться достижения и характер заслуг представляемого к награждению, конкретные результаты в служебной деятельности или работе, личный вклад в деятельность государственного органа. Руководи- телем соответствующего подразделения государственного органа, началь- ником территориального органа или организации составляется представление, в котором указываются конкретные заслуги награждаемого и вид ведом- ственной награды.
Вторая стадия – направление представления о поощрении в соот-
ветствующий государственный орган.Уполномоченные должностные лица направляют представление о поощрении в тот орган государственной власти
(тому должностному лицу), который имеет полномочия по применению мер поощрения.
Представления к награждению государственными наградами вносятся
Президенту Российской Федерации:
Представления к награждению государственными наградами вносят- ся Президенту Российской Федерации:
– руководителями федеральных органов государственной власти по согласованию с соответствующими главами исполнительной власти субъ- ектов Российской Федерации;
– главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами государ- ственной власти.
Представления к награждению государственными наградами ино- странных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, производятся на общих основаниях.
Представления к награждению государственными наградами иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за границей, производятся
Министерством иностранных дел Российской Федерации.


97
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе вносит Президенту Российской Федерации представ- ления о награждении государственными наградами глав органов исполни- тельной власти субъектов Российской Федерации и руководителей законо- дательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, а также согласовывает представления о награждении государственными наградами, направляемые органами государственной власти субъекта
(субъектов) Российской Федерации, находящимися в пределах федераль- ного округа, в федеральные органы государственной власти.
Третья стадия – рассмотрение представления о поощрении и при-
нятие решения. Данная стадия производства является самой важной, так как на этой стадии после соответствующего обсуждения представления о поощрении, проверки сведений и оценки информации о государственном служащем принимается решение о применении к нему меры поощрения.
Эти решения оформляются, как правило, в виде административных (инди- видуальных правовых) актов: указа или распоряжения Президента Россий- ской Федерации (указ о награждении государственными наградами и рас- поряжение о поощрении конкретных лиц); распоряжения Правительства
Российской Федерации (например, о награждении Почетной грамотой
Правительства Российской Федерации); приказа или распоряжения руко- водителя соответствующего государственного органа.
Так, при поощрении работников судебной системы представления о награждении ведомственными наградами рассматриваются Центральной комиссией по ведомственным наградам после рассмотрения комиссией по ведомственным наградам в соответствующем субъекте Российской Феде- рации. Назначение членов Центральной комиссии оформляется приказом соответствующего органа, а равно решением Президиума Совета судей
Российской Федерации. Обязанности председателя Центральной комиссии на каждом заседании возлагаются на одного из членов комиссии по очереди в алфавитном порядке. Секретарем Центральной комиссии является работник
Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента, не являющийся членом Центральной комиссии. Обеспечение деятельности Центральной комиссии возлагается на Судебный департамент.
Четвертая стадия – исполнение поощрения. На этой стадии исполняется принятое уполномоченным (государственным органом) решение о поощрении
(награждении): объявляются благодарности; вручаются государственные награды, почетные грамоты, премии и ценные подарки; принимается решение о повышении по службе, досрочном присвоении квалификацион- ного разряда (классного чина, ранга).
Государственные награды вручает Президент Российской Федерации.
По поручению Президента Российской Федерации и от его имени государ- ственные награды могут вручать: руководители федеральных органов


98 государственной власти, начальник Управления Президента Российской
Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам, руководи- тели органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации, послы
Российской Федерации, военачальники – от командиров дивизий и им рав- ных. Президент Российской Федерации может поручить вручение государ- ственных наград и иным лицам.
Государственные награды вручаются награжденным в обстановке торжественности и широкой гласности не позднее трех месяцев со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации о награждении.
Перед вручением государственных наград зачитывается указ Президента
Российской Федерации о награждении. В том случае, если награжденный вследствие болезни, инвалидности не может явиться на вручение, государ- ственная награда вручается ему на дому или в лечебном учреждении, где находится награжденный.
Управление Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам (далее – Управление) направляет соответст- вующим федеральным органам государственной власти или органам госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации государственные награды и бланки документов к ним в соответствии с указами Президента
Российской Федерации о награждении. Ответственность за своевременное и правильное вручение государственных наград возлагается на руководи- телей федеральных органов государственной власти и органов государ- ственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные премии вручаются Президентом Российской Феде- рации в торжественной обстановке.
Премии Правительства Российской Федерации в области культуры в соответствии с "Положением о премиях Правительства Российской Феде- рации в области культуры" вручаются в январе года, следующего за годом присуждения премий.
Рекомендуемая литература к теме
Основная
Конституция Российской Федерации (в ред. от 30 декабря 2008 г.) //
СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
О государственных наградах Российской Федерации : указ Прези- дента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 (ред. от 2 декабря 2008 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. – № 10. – Ст. 775.
Килясханов, И. Ш. Административно-процессуальное право : курс лекций / И. Ш. Килясханов. – М., Закон и право, 2004.
Макарейко, Н. В Административно-процессуальное право : учеб. пособие / Н. В. Макарейко. – М., 2008.


99
Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно- процессуальное право : учеб. / В. Д. Сорокин. – СПб., 2008.
Федощев, А. Г. Административно-процессуальное право в схемах и определениях : учеб. пособие / А. Г. Федощев, Н. Н. Федощева. – М., 2008.
Дополнительная
Об учреждении медали МВД России "За заслуги в управленческой деятельности" : приказ МВД России от 21 апреля 2008 г. № 355 // АИПС
"Гарант", "КонсультантПлюс".
Об учреждении золотой медали за отличное окончание государ- ственного образовательного учреждения высшего профессионального об- разования МВД России : приказ МВД России от 10 августа 2007 г. № 705 //
АИПС "Гарант", "КонсультантПлюс".
Об утверждении медали МВД России "За разминирование" : приказ
МВД России от 11 июня 2005 г. № 466 // АИПС "Гарант", "КонсультантПлюс".
Об учреждении медали МВД России "За отличие в службе" : приказ
МВД России от 5 июля 2002 г. № 641 // АИПС "Гарант", "КонсультантПлюс".
Об учреждении медали МВД России "200 лет МВД России : приказ
МВД России от 5 июня 2002 г. № 542 // АИПС "Гарант", "КонсультантПлюс".
Об учреждении медалей МВД России : приказ МВД России от 24 января
2001 г. № 50 // АИПС "Гарант", "КонсультантПлюс".
Об учреждении знаков МВД России : приказ МВД России от 14 июня
2000 г. № 633 (в ред. от 5 апреля 2007 г.) // АИПС "Гарант", "КонсультантПлюс".
Об учреждении нагрудного знака "Почетный сотрудник МВД" : приказ
МВД России от 7 ноября 1998 г. № 722 // АИПС "Гарант", "КонсультантПлюс".
Абрамова, О. В. Совершенствование законодательства о поощрении /
О. В. Абрамова // Трудовое право.  2006.  № 4.  С. 16-22.
Гришковец, А. А. Поощрение государственных служащих: правовые основы и практика применения / А. А. Гришковец // Право и политика. 
2002.  № 1.  С. 30-39.
Марьян, Г. В. О некоторых вопросах поощрения сотрудников органов внутренних дел / Г. В. Марьян // Закон и право.  2007.  № 9.  С. 119-120.
Маюров, Н. П. Поощрения в дисциплинарной практике: история и современность / Н. П. Маюров // "Черные дыры" в российском законода- тельстве.  2004.  № 2.  С. 76-80.

100
ТЕМА 9. КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Содержание темы:
§ 1. Понятие и правовое регулирование контроля.
§ 2. Субъекты контрольно-надзорного производства.
§ 3.Принципы и стадии контрольно-надзорного производства.
§ 4. Понятие процедуры административного надзора.
§ 5. Гарантии контрольного производства.
§ 1. Понятие и правовое регулирование контроля
Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государствен- ном управлении важное место принадлежит контролю. Высокая требователь- ность, систематический и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средством укрепления дисциплины и законности, воспитания у работников органов исполнительной власти чувства ответ- ственности.
Обобщенноконтроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.
Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управ- ления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.
Сущность и назначение контроля состоят в наблюдении за деятель-
ностью подконтрольного объекта, в получении объективной и достоверной
информации о состоянии законности и дисциплины на этом объекте, в
выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям, в принятии мер
по привлечению к ответственности нарушителей законности и дисциплины.
Контроль осуществляется всеми государственными органами (их долж- ностными лицами) от имени государства повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними и подчиненными им объектами (лицами) задач.
Государственный контроль подразделяется на два вида: общий и специальный.
Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных объ- ектов. Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта (скажем, проверка исполнения конкретного управленческого решения).
Контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда про- верка осуществляется собственными силами министерства, ведомства, учреждения.


101
В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяются следующие виды госконтроля, осу- ществляемые органами представительной власти, исполнительной власти
(общей, межотраслевой и отраслевой (внутриведомственной) компетенции), судебной власти:
– межотраслевой (надведомственный) контроль осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, касаю- щихся ряда отраслей управления.
Органы, осуществляющие надведомственный контроль, наделены соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок органы надве- домственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприя- тиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаруженных нарушений.
К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся:
Министерство финансов Российской Федерации, Министерство природ- ных ресурсов Российской Федерации и др.;
– отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляется органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности и представляет собой систематическую проверку разными методами – руководителем лично или с помощью специального аппарата (например, инспекцией, контрольно-ревизионной службой) дея- тельности подчиненных данному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.
Контроль проводится в процессе повседневного отраслевого руководства работой подчиненных органов, учреждений, предприятий и организаций.
В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основ- ные вопросы деятельности подконтрольного объекта, включая и оценку целесообразности расстановки кадров, методов руководства и др.
Контролирующие органы могут осуществлять влияние на управлен- ческий процесс путем санкционирования определенных действий подкон- трольного объекта, например путем выдачи специальных разрешений на осуществление определенных видов деятельности, требующих особо тща- тельного контроля. Кроме того, в порядке внутренней проверки деятельности может существовать процедура утверждения уже совершенных действий, как, например, в случае утверждения заключения ведущей организации на диссертационное исследование.
Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компе- тенцию. Круг таких актов весьма обширен, и с их перечнем можно ознако- миться в рабочей учебной программе курса.