Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 945

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

86
ТЕМА 7. РЕГИСТРАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Содержание темы:
§ 1. Понятие, основные черты и стадии регистрационного производства.
§ 2. Государственная регистрация общественных объединений.
§ 3. Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания.
§ 1. Понятие, основные черты и стадии
регистрационного производства
Регистрация – акт официального признания законности соответ- ствующего действия, факта. Регистрационное производство – составная часть административно-управленческого процесса – представляет собой разновидность положительной, регулятивной деятельности публичной администрации.
Участниками данного производства являются, с одной стороны, органы исполнительной власти, уполномоченные должностные лица, с другой стороны – граждане, общественные объединения, юридические лица раз- личных правовых форм собственности.
Множественность субъектов регистрационного производства обу- славливает значительный объем нормативных правовых актов, регулиру- ющих соответствующие процессуальные правоотношения. К их числу, например, относятся: федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических лиц", от 11 июля 2001 г.
№ 95-ФЗ "О политических партиях", от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об обще- ственных объединениях", от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и многие другие нормативные правовые акты, в том числе ведомственные.
Несмотря на значительное разнообразие правоотношений, связанных с действиями регистрационного характера, им присущи общие свойства, характерные для данного административного производства. Во-первых, результатом регистрационного производства во всех случаях является принятие юридического акта. Юридическим он признается в силу того, что с момента регистрации, например, общественного объединения возникает его правоспособность юридического лица. Таким образом, государствен- ная регистрация проявляет свою юридическую природу в случае принятия акта о государственной регистрации. Во-вторых, субъектами осуществле- ния государственной регистрации являются исключительно органы испол- нительной власти Российской Федерации и их подразделения. В-третьих,


87
регистрационное производство регламентировано нормами администра- тивно-процессуального права, которые в свою очередь устанавливают порядок применения соответствующих материальных правовых норм раз- личной отраслевой принадлежности (например, конституционного права – в случае установления статуса общественного объединения, политической партии; гражданского права – в случае установления статуса недвижимости).
В правовой литературе различают следующие основные виды реги- страционных производств:
– государственная регистрация юридических лиц;
– государственная регистрация общественных объединений;
– государственная регистрация политических партий;
– государственная регистрация религиозных объединений;
– государственная регистрация профессиональных союзов;
– государственная регистрация кредитных организаций;
– государственная регистрация национально-культурной автономии;
– государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
– государственная регистрация и снятие граждан Российской Феде- рации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту житель- ства в пределах Российской Федерации.
Несомненно, перечисленные виды регистрационных производств имеют отличительные, характерные особенности, что находит свое отра- жение в действующем законодательстве. Каждый вид регистрационного производства имеет свою правовую основу. Это, как правило, федераль- ный закон и нормативные правовые акты различного уровня, в том числе субъекта Российской Федерации и ведомственные. Например, производство по государственной регистрации юридических лиц регулируется Граждан- ским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 8 августа
2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Отмечая наличие общих свойств, характерных для всех видов реги- страционных производств, следует определить следующие стадии таких производств:
– возбуждение производства (прием заявления о государственной регистрации и необходимых документов);
– сбор и анализ информации о регистрируемом объекте (правовая экспертиза документов и проверка законности сделки);
– принятие решения (включение в соответствующий Реестр);
– исполнение решения (совершение надписей на правоустаналивающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав);
– надзор за соблюдением лицами, получившими разрешение уста- новленных требований и условий.


88
§ 2. Государственная регистрация общественных объединений
Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом уста- новленного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об обще- ственных объединениях" порядка государственной регистрации обществен- ных объединений.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государствен- ной регистрации) общественного объединения принимается Минюстом
России, или его территориальным органом. Внесение в единый государ- ственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется ФНС России на основа- нии принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государ- ственной регистрации.
Для государственной регистрации общественных объединений в органы юстиции подаются:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) устав общественного объединения в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объ- единения, об утверждении его устава и о формировании руководящих орга- нов и контрольно-ревизионного органа;
4) сведения об учредителях;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществ- ляется связь с общественным объединением;
7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих со- браний структурных подразделений – для международного, общероссийско- го и межрегионального общественных объединений;
8) при использовании в наименовании общественного объединения личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством
Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие пра- вомочия на их использование.
Документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции). Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В таком случае оно не приобретает прав юридического лица.


89
Органы юстиции, рассматривающее заявление общественного объ- единения о регистрации, принимают решение зарегистрировать общественное объединение либо отказать в регистрации и выдать учредителям письмен- ный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.
Минюст России или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган (ФНС России) све- дения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и докумен- тов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответ- ствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесе- ния такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о госу- дарственной регистрации общественного объединения.
Федеральный орган государственной регистрации или его террито- риальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от упол- номоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объ- единении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
§ 3. Регистрация граждан Российской Федерации по месту
жительства и по месту пребывания
В настоящее время действует регистрационный учет граждан, основой осуществления которого являются Правила регистрации и снятия граждан
Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень долж- ностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановле- нием Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713.
Регистрация граждан по месту пребывания
Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых поме- щениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
– документ, удостоверяющий личность;
– заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
– документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставля- ющего гражданину жилое помещение).


90
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого воз- ложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определен- ный по взаимному соглашению:
– с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
– с собственниками жилых помещений;
– с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы в органы регистрационного учета.
Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пре- бывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и вы- дают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администра- цией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность.
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Регистрация граждан по месту жительства
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
– документ, удостоверяющий личность;
– заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
– документ, являющийся в соответствии с жилищным законодатель- ством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого воз- ложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.