Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 956

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

118 административно-юрисдикционного процесса в частности, и специальные – отражающие закономерности организационно-структурного аспекта досу- дебного порядка обжалования. К общим принципам следует отнести прин- ципы: законности, гласности, публичности, материальной (объективной) истины, ведения дела на государственном языке. В группу специальных принципов досудебного порядка обжалования включены следующие принципы: процессуального равенства сторон, всеобщности, состязатель- ности, эффективности, ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей при рассмотрении жалоб, обяза- тельности принятия обращения к рассмотрению, безопасности гражданина в связи с его обращением, детальной регламентации порядка досудебного обжалования, судебного контроля.
Следует отметить, что определенное правовое регулирование досу- дебного порядка обжалования осуществляются: Федеральным законом от
2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Рос- сийской Федерации", Налоговым кодексом РФ; ведомственными норма- тивными правовыми актами, например, Инструкцией по работе с обращени- ями граждан в системе МВД России, а также отдельными законами субъ- ектов Российской Федерации, в частности Законом Челябинской области от 28 сентября 2006 г. № 60-ЗО "О порядке и сроках рассмотрения обраще- ний граждан в государственные органы Челябинской области и органы мест- ного самоуправления".
Право на общую жалобу является абсолютным, неотчуждаемым, не ограниченным по содержанию и кругу лиц. Общая жалоба может быть подана по любому значимому поводу, в любое время. При реализации данного права не требуется получать какое-либо предварительное согласие или издавать дополнительные акты управления. Праву на общую жалобу корреспондирует обязанность субъектов, обладающих властными полно- мочиями, разъяснять лицам их право на обжалование, принимать, реги- стрировать, рассматривать жалобы и давать по ним ответы.
По форме общая жалоба может быть письменной или устной, а также переданной по информационным системам общего пользования. Общая жалоба также может быть индивидуальной или коллективной, может быть направлена в неограниченный перечень государственных органов, органов местного самоуправления и их должностным лицам.
Общий срок рассмотрения общих жалоб составляет один месяц.
Однако в исключительных случаях, а также при направлении запроса на получение необходимых документов и материалов, срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на 30 дней.
Право на специальную жалобу дополняет право на общую жалобу.
Специальная жалоба характеризуется рядом особенностей: наличием спе- циальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения; наличием специальных оснований обжалования, указанных в нормативном правовом


119
акте; четким определением субъектов права на специальную жалобу; спе- циальными сроками подачи и рассмотрения жалоб; особенностями проце- дуры рассмотрения специальных жалоб. Ярким примером специальной жалобы является жалоба на действия (бездействие) и решения налоговых органов и их должностных лиц, порядок рассмотрения и разрешения которой закреплен главой 7 Таможенного Кодекса Российской Федерации.
Обжалованию подлежат неправомерные действия (бездействие) и решения органов власти и их должностных лиц. Предметом жалобы явля- ются не только противозаконные, но также нецелесообразные, аморальные действия, в которых имеет место неверное применение "свободы усмотрения", несправедливое решение вопросов, бестактность, невнимание к критиче- ским замечаниям, неуважение прав и интересов других лиц.
§ 2. Стадии производства по жалобе
В досудебном порядке обжалования можно выделить следующие стадии:
1. Подача жалобы и ее регистрация.
2. Рассмотрение жалобы.
3. Принятие решения по жалобе.
4. Исполнение окончательного решения, вынесенного по жалобе.
Стадия подачи жалобы и ее регистрации является начальной стадией досудебного обжалования решений, действий (бездействия) государствен- ных органов и их должностных лиц.
По общему правилу жалоба считается поданной в срок, если она подана в орган непосредственно или отправлена по почте до истечения последнего дня установленного срока. При подаче жалобы лицом непо- средственно датой подачи жалобы считается дата ее регистрации в компе- тентном органе. В случае направления жалобы почтой подтверждением соблюдения срока подачи жалобы служит штемпель, проставленный отде- лением связи на почтовом конверте.
В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине он может быть восстановлен по письменному заявлению лица, обратившегося с жалобой, либо его представителя. Заявление о восстановлении пропу- щенного срока может содержаться как в тексте жалобы, так и быть подано в виде самостоятельного документа, и должно содержать указание на причины пропуска срока. Также к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие причины пропуска срока. Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению.
Регистрация обращений граждан заключается в осуществлении записи необходимых сведений о документах с последующим проставлением основных и дополнительных реквизитов. Основными реквизитами являются: автор документа, дата документа, дата поступления, заголовок документа или его краткое содержание, резолюция, срок исполнения, отметка об испол-


120 нителе. К дополнительным реквизитам относятся: расписка исполнителя в получении документа, количество листов документа, наличие приложений к нему, перенос срока исполнения, отметки о прохождении документа и т.д.
Прием и регистрация жалоб представляют собой процессуальное действие, которое завершает первоначальную стадию и является ее пись- менной фиксацией.
На стадии рассмотрения жалобы происходит изучение всех фактов и обстоятельств, указанных в жалобе, проводится проверка соответствия содержания жалобы фактическим обстоятельствам. Тщательный анализ всех фактов, отраженных в жалобе, материалов и обстоятельств, полученных в ходе проверки, способствует принятию объективного, мотивированного, законного решения по жалобе.
Жалоба не может быть передана на рассмотрение государственному органу или должностному лицу, которые приняли обжалуемое решение, совершили действие (бездействие), либо нижестоящим по отношению к ним государственному органу или должностному лицу. Такое положение характерно для системы обжалования в целом и является важнейшей гарантией законности при осуществлении производства по предложениям, заявлениям и жалобам.
Проверка доводов жалобы может проводиться посредством осу- ществления различных проверочных действий: истребования заключений, материалов, объяснений, проведения необходимых проверок, выездов, принятия представленных материалов и документов.
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмот- рения обращений граждан Российской Федерации" закреплены права граждан, обратившихся с жалобой: представлять дополнительные доку- менты и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; зна- комиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения об- ращения; получать письменный ответ по существу поставленных в обра- щении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению реше- ние; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездей- ствие) государственного органа или его должностного лица руководителем органа, уполномоченного рассматривать жалобу, принимается решение.
Вместе с тем лицо, обратившееся с жалобой, может в любой момент до принятия по ней решения по письменному заявлению отозвать жалобу.
В этом случае жалоба должна быть направлена вместе с поступившими с ней материалами лицу, обратившемуся с заявлением об отзыве.
Стадия принятия решения по жалобе. Решение должно быть принято в письменном виде по установленной форме. В решении должны быть указаны:
– наименование органа, рассмотревшего жалобу;
– должность, фамилия, инициалы должностного лица государствен- ного органа, принявшего решение по жалобе;


121
– фамилия и инициалы или наименование юридического лица, обра- тившегося с жалобой;
– краткое изложение жалобы по существу;
– принятое по жалобе решение;
– доводы и основания принятого решения;
– сведения о порядке обжалования принятого решения.
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий государствен- ный орган:
1. Признает решение, действие (бездействие) государственного органа или его должностного лица правомерным.
2. Признает неправомерным решение, действие (бездействие) госу- дарственного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.
Должностное лицо, рассматривающее жалобу должно объективно оценить имеющиеся материалы и принять решение в соответствии с дей- ствующим законодательством.
Кроме того, на данной стадии важным является решение вопроса о возмещении ущерба лицам, чьи права, свободы или законные интересы были нарушены в результате принятия государственным органом или его должностным лицом неправомерного решения, совершения неправомерного действия (бездействия).
Стадией исполнения принятого решения по жалобе завершается досудебный порядок обжалования решений, действий (бездействия) госу- дарственных органов и их должностных лиц. Данную стадию принято считать факультативной.
Судебный способ защиты прав и свобод граждан рассматривается в настоящее время как наиболее универсальный. Достоинства судебной защиты прав заключаются в значительном уменьшении возможности необъек- тивного ведомственного влияния на окончательное решение вопроса, так как в соответствии с принципом разделения властей судебные органы не зависимы от всех ветвей власти и наделены конституционными гарантиями этой независимости (гласность судопроизводства, устное и непосредственное исследование всех обстоятельств дела, состязательность процесса и т.д.).
Такие гарантии обеспечивают всесторонность, объективность и полноту рассмотрения спора по существу.
В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные дей- ствия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в резуль- тате которых:
– нарушены права и свободы гражданина;
– созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
– на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.


122
Граждане вправе обжаловать также бездействие органов, предприя- тий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой эти же последствия.
Объединения граждан (юридические лица) имеют право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, обще- ственных объединений и должностных лиц, государственных или муници- пальных служащих.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г.
№ 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" суды рассматривают жалобы на любые действия (реше- ния), нарушающие права и свободы граждан, кроме:
– действий (решений), проверка которых отнесена законодатель- ством к исключительной компетенции Конституционного Суда Россий- ской Федерации;
– действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Сроки для обращения в суд с жалобой:
– три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
– один месяц со дня получения гражданином письменного уведомле- ния об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруд- нившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.
Однако процессуальная форма осуществления правосудия на сего- дняшний день чрезвычайно сложна и требует квалифицированной юриди- ческой помощи, прежде всего в оформлении документов. Кроме того, при подаче заявления или жалобы в суд в установленных случаях необходимо оплатить государственную пошлину. В связи с большой загруженностью судов, судебное разбирательство не бывает быстрым и зачастую рассмот- рение дел в суде растягивается на длительный период времени.
В задачу конституционных (уставных) судов субъектов Российской
Федерации входит рассмотрение споров между органами законодательной и исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.
Разрешение споров между законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется
Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".