Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 949

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

129
(должностного лица), наделенного властными полномочиями. Вместе с тем в обобщенном виде к правам и обязанностям субъектов дисциплинар- ной ответственности следует отнести:
 право знакомиться со всеми материалами дисциплинарного дела;
 давать объяснения и представлять доказательства;
 обжаловать решение о привлечении к дисциплинарной ответственности.
К иным участникам дисциплинарного производства относятся сви- детели, профсоюзы и аттестационные комиссии.
Процессуальный статус свидетелей в дисциплинарном производстве нормативно не закреплен, однако практика показывает, что при проведении служебной проверки их показания играют значительную роль.
Участие профсоюзных органов в дисциплинарном производстве может осуществляться в случае обращения в профсоюз члена профсоюзной орга- низации. В определенных законом случаях мнение профсоюза подлежит обязательному учету при применении дисциплинарной ответственности
(например, при расторжении трудового договора с лицом, являющимся членом профсоюза на основании Трудового кодекса Российской Федерации).
Аттестационные комиссии участвуют в дисциплинарном производ- стве в случаях применения такого вида взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии (например, такая норма содержится в
Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации).
§ 3. Стадии производства по привлечению
к дисциплинарной ответственности
Дисциплинарное производство состоит из следующих стадий:
1. Возбуждение дела о дисциплинарном проступке.
2. Служебное расследование работодателем (соответствующим уполномоченным им должностным лицом) дисциплинарного дела.
3. Рассмотрение дисциплинарного дела.
4. Вынесение решения (издание приказа (распоряжения) о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, которое нередко сопровож- дается официальным сообщением коллективу работников данной органи- зации, а иногда и некоторым другим лицам о совершенном проступке и применяемых мерах ответственности).
5. Пересмотр решения по делу о дисциплинарном проступке.
6. Исполнение решения о наложении дисциплинарного взыскания.
Первая стадия дисциплинарного производства заключается в воз- буждении работодателем (представителем работодателя) дисциплинарного дела и выявлении им обстоятельств и причин, послуживших основанием для разрешения вопроса о привлечении субъекта правонарушения к дис- циплинарной ответственности, выбора и применения меры ответственности к виновному лицу.


130
Служебное расследование проводится либо самим руководителем
(начальником, командиром), либо лицом, им уполномоченным. Это дела- ется при наличии повода  поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива либо обнаружении проступка самим руково- дителем. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено пра- вонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников.
Действующее законодательство почти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисципли- нарного проступка, должны ли при этом составляться какие-либо документы.
Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверки документов, замеры и т.д. Процессуально-процедурными доку- ментами данной стадии могут быть: докладные, служебные записки, рапорты, распоряжения или постановления органов исполнительной власти, протесты или представления прокурора, частные определения суда, хода- тайства судов чести и др.
На стадии служебного расследования у лица берется объяснение
(письменное или устное). В некоторых случаях имеется прямое указание на обязательность письменной формы. Отказ лица от дачи письменного объяснения не может служить препятствием для применения дисципли- нарного взыскания. Но право дать объяснение, быть выслушанным – важ- ный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответ- ственности.
Рассмотрев материалы дела, субъект применения дисциплинарных взысканий вправе:
 не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или при- знав лицо невиновным;
 ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязан- ности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздей- ствия, которые не являются взысканиями;
 направить материал на рассмотрение общественных организаций;
 наложить на виновного дисциплинарное взыскание;
 если руководитель считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он может направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности;
 при наличии в действиях виновного признаков преступления напра- вить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело.
Любое дисциплинарное взыскание может быть применено к работ- нику, совершившему дисциплинарное правонарушение, не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работ- ника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников.


131
К отпуску, прерывающему течение месячного срока, следует относить все отпуска, предоставляемые работодателем в соответствии с действую- щим законодательством, в том числе ежегодные (основные и дополнитель- ные) отпуска, отпуска в связи с обучением в учебных заведениях, отпуска без сохранения заработной платы. При этом месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка; соответственно, днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении про- ступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисципли- нарных взысканий. Отсутствие работника на работе по иным основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации работ), не прерывает течение указанного срока.
Не допускается применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по резуль- татам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по предполагаемому уголовному делу.
Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не нало- жено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено.
Ограничение сроков для применения взысканий обусловлено необ- ходимостью стимулирования работодателя к определенной оперативности в реакции на факт трудового правонарушения. В этом смысл эффективности применения юридической санкции и одновременное выражение с точки зрения морали, поэтому нельзя допускать ситуацию, когда работник неоправ- данно продолжительное время находился бы в состоянии угрозы применения к нему меры дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно работодателем, руководителем организации в случае предоставления ему подобных полномочий уставами организаций.
Приступив ко второй стадии дисциплинарного производства и рас- сматривая обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности того или иного работника, работодатель обязан в рамках действующего законодательства выбрать единственно правильную меру ответственности к работнику, совершив- шему дисциплинарный проступок.
Нарушение работодателем порядка привлечения работника к дисци- плинарной ответственности может стать основанием для признания органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, дисциплинарного взыс- кания необоснованным.
За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено одно дисциплинарное взыскание, предусмотренное законом, уставом либо положе-


132 нием о дисциплине. В случае, когда правонарушение носит длящийся характер и работник, несмотря на применение дисциплинарного взыска- ния, не прекращает действия, нарушающие трудовую дисциплину, и неис- полнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжается, работодатель вправе приме- нить к нему новое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Наложение дисциплинарного взыскания на работника, совершившего дисциплинарный проступок, не препятствует привлечению его к материаль- ной ответственности за ущерб, причиненный работодателю. Согласно ч. 1 ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации, работник обязан возме- стить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Применение дисциплинарного взыскания к подчиненному влечет для него состояние наказанности в течение года со дня принятия соответ- ствующего приказа (решения). Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисци- плинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания, о чем свидетельствует ч. 1 ст. 194 Трудового кодекса Россий- ской Федерации. По истечении указанного годичного срока дисциплинарное взыскание снимается автоматически без издания работодателем специаль- ного приказа (распоряжения). Также оно фактически прекращается, если трудовые (служебные, образовательные) отношения были прекращены, лицо уволено со службы, исключено из вуза и т.п.
В случае, если в течение года работник будет подвергнут новому взысканию, то первоначально наложенное взыскание будет считаться сохранившим силу, и его необходимо будет учитывать наряду с последним
(например, при решении вопроса об увольнении за неоднократное неис- полнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей на основании п. 5 ст. 81 ТК РФ).
Допускается возможность досрочного снятия с работника наложен- ного дисциплинарного взыскания. Сам работодатель имеет право снять дисциплинарное взыскание как по собственной инициативе, так и просьбе самого работника, ходатайству непосредственного руководителя работника или представительного органа работников организации. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания не ограничено какими-либо минимальными временными сроками. В каждом случае это может быть определено с учетом конкретных обстоятельств исходя из поведения работника, инициативы лиц, имеющих право на ходатайство о досрочном снятии взыскания.
Если вопрос о досрочном снятии дисциплинарного взыскания раз- решен положительно, то работодатель, наложивший это взыскание, издает соответствующий приказ (распоряжение), а работник, с которого досрочно снято дисциплинарное взыскание, считается не подвергавшимся дисци- плинарному взысканию. Дисциплинарные взыскания, снятые досрочно или утратившие силу по истечении года со дня их применения, не могут учи- тываться при возможном решении вопроса об увольнении работника.


133
Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответ- ствующим основаниям (ст. 192). Однако кодекс устанавливает, что феде- ральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисци- плинарные взыскания (ч. 2 ст. 192).
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" содержит следующие виды дисциплинарных взысканий
1
:
 замечание;
 выговор;
 предупреждение о неполном должностном соответствии;
 освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
 увольнение с гражданской службы.
Что касается порядка привлечения гражданского служащего к дис- циплинарной ответственности, то он соответствует порядку, предусмот- ренному нормами Трудового кодекса Российской Федерации. Однако закон более детально регламентирует данную процедуру с учетом специфики трудовых отношений, возникающих при прохождении гражданской службы.
Следует выделить следующие особенности процедуры.
Перед при- менением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению граж- данского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
 факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
 вина гражданского служащего;
 причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
 характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
 обстоятельства, послужившие основанием для письменного заяв- ления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического
(правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной
1
О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.