Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 954

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

123
Рекомендуемая литература к теме
Основная
Конституция Российской Федерации (в ред. от 30 декабря 2008 г.) //
СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 19. – Ст. 2060.
Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан : закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г.
№ 4866-1 (в ред. от 9 февраля 2009 г.) // Ведомости Съезда Народных
Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 19. –
Ст. 685.
Макарейко, Н. В. Административно-процессуальное право : учеб. пособие / Н. В. Макарейко. – М., 2008.
Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно- процессуальное право : учеб. / В. Д. Сорокин. – СПб., 2008.
Федощев, А. Г. Административно-процессуальное право в схемах и определениях : учеб. пособие / А. Г. Федощев, Н. Н. Федощева. – М., 2008.
Дополнительная
Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : федер. конституц. закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 10 июня
2008 г.) // СЗ РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.
Таможенный кодекс : федер. закон от 25 мая 2003 года № 61-ФЗ
(в ред. 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2003. –
№ 22. – Ст. 2066.
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации : федер. закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. –
№ 42. – Ст. 5005.
Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан : указ Президента РФ от 24 августа 2004 г.
№ 1102 (в ред. от 21 октября 2008 г.) // СЗ РФ. – 2004. – № 35. – Ст. 3609.
Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России : приказ МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 // Бюллетень норматив- ных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – № 49.
Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной ин- формации о происшествиях : приказ МВД России от 1 декабря 2005 г.
№ 985 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни- тельной власти. – 2005. – № 52.

124
Инструкция по работе с обращениями граждан в системе Министер- ства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычай- ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий : приказ
МЧС России от 31 января 2007 г. № 45 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2007. – № 14.
О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в государ- ственные органы Челябинской области и органы местного самоуправле- ния : закон Челябинской области от 28 сентября 2006 г. № 60-ЗО // Южно- уральская панорама. – 2006. – 24 октября.
Давыдова, Е. В. К вопросу о стадиях производства по жалобам в таможенных органах / Е. В. Давыдова // Проблемы права. Международный правовой журнал. – 2006. – № 4.
Поникаров, В. А. Производство по жалобам в рамках деятельности уголовно-исполнительной системы / В. А. Поникаров // Вестник Москов- ского университета МВД России. – 2006. – № 2.
Трегубова, Е. В. Административный запрет в производстве по жало- бам / Е. В. Трегубова // Современное право. – 2008. – № 12.


125
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

ТЕМА 11. ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Содержание темы:
§ 1. Понятие и особенности дисциплинарного производства.
§ 2. Общая характеристика дисциплинарного производства.
§ 3. Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответ- ственности.
§ 4. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел.
§ 1. Понятие и особенности дисциплинарного производства
Дисциплинарное производство является одним из производств адми- нистративно-юрисдикционного процесса и представляет собой регулируемую правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направлен- ную на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных про- ступков, к дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарное производство в административном праве базируется на определенных принципах, которые являются исходными началами, лежащими в основе проведения процессуальной деятельности по делам о дисциплинарных проступках. Данные принципы выступают в качестве руководящих положений при осуществлении рассмотрения дел о дисци- плинарных проступках и пронизывают все стадии дисциплинарного произ- водства. Учитывая процессуальный характер дисциплинарного производства, очевидно, что ему присущи общепроцессуальные принципы, то есть характерные для любого вида юрисдикционной деятельности: принципы законности, гласности, объективной истины, демократизма, равенства всех граждан перед законом и др.
Наравне с общими принципами, дисциплинарному производству присущи и некоторые специфические принципы:
 экономичности;
 оперативности;
 целесообразности.
Их наличие обусловлено индивидуальными особенностями дисци- плинарного производства, такими, как внесудебный порядок и наличие осо- бых субъектов. Принципы дисциплинарного производства должны быть закреплены в правовых нормах, только в этом случае они приобретают ре- альную общую обязательность и юридическую силу.
Дисциплинарное производство осуществляется в целях реализации следующих задач:
 всестороннего, полного, объективного и своевременного выясне- ния обстоятельств дисциплинарного проступка;
 принятия решения о применении дисциплинарного взыскания;
 обеспечения выполнения принятого решения;
 выявления и устранения причин и условий, способствовавших нарушению дисциплины.

126
На современном этапе развития российского законодательства объективно существует государственная монополия на правовое принужде- ние. Только государство вправе издавать юридические нормы и применять установленные им санкции. Только государство, обладающее специаль- ным аппаратом принуждения, вправе применять принудительные меры к гражданам и к организациям, коллективным субъектам. Что же касается негосударственных организаций, то они могут применять меры принужде- ния на основе правовых норм, а также своих уставов, корпоративных норм, соответствующих законодательству. Трудовой кодекс Российской Федерации делегировал работодателям право применять названные им меры дисци- плинарного воздействия к работникам соответствующих частных организа- ций. Дисциплинарное производство осуществляется субъектами исполни- тельной (публичной и корпоративной) власти во внесудебном порядке.
В юридической литературе принято выделять следующие признаки дисциплинарного производства:
 дисциплинарное производство является внесудебным, оно есть разновидность исполнительно-распорядительной деятельности (исключе- нием из данного общего правила является норма, закрепленная ч. 2 ст. 248
Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой, если истек месячный срок добровольного возмещения ущерба или работник не согласен добро- вольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причинен- ного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке);
 дисциплинарное производство осуществляют все работодатели, а значит, и органы (руководители) негосударственных (муниципальных и частных) организаций в отношении работающих в них граждан. Таким правом, в частности, наделены организации адвокатов, профсоюзные коми- теты, руководители коммерческих организаций. Они делают это на основе норм трудового и административного права в соответствии с теми полно- мочиями, которые закон предоставил работодателям;
 особенность дисциплинарного производства состоит в том, что оно применяется субъектами линейной власти (руководителями организаций) в отношении их подчиненных – членов легально организованных коллективов;
 дисциплинарное принуждение и дисциплинарное производство является реакцией на дисциплинарные правонарушения (проступки), но в ряде случаев оно связано с иными неправомерными действиями и даже с нарушениями моральных норм. Так, военнослужащие могут быть привле- чены к дисциплинарной ответственности за административные правона- рушения. На основании ст. 81 Трудового кодекса РФ работник, выполня- ющий воспитательные функции, может быть уволен за совершение "амо- рального проступка, несовместимого с продолжением данной работы".
Нормативно-правовая регламентация дисциплинарного производства в административном праве осуществляется совокупностью актов, различных


127
по юридической силе, содержанию, сфере применения. Традиционно, пер- вое место отводилось Трудовому кодексу Российской Федерации. Однако, учитывая значительные изменения системы и структуры административ- ного права, расширение и обновление административно-правового регули- рования, следует отметить, что влияние Трудового кодекса РФ в данной сфере правоотношений сократилось, и нормы трудового права стали при- меняться достаточно редко. Дисциплинарное производство в администра- тивном праве получило собственную регламентацию, и общие нормы
Трудового кодекса РФ используются только в тех случаях, когда отсут- ствует специальная административно-правовая регламентация.
Основным актом, регламентирующим вопросы дисциплинарного производства в административном праве, является Федеральный закон
Российской Федерации 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной граж- данской службе". Нормы данного закона определяют систему дисципли- нарных взысканий, применяемых к самой многочисленной категории – государственным служащим, и основополагающие принципы дисципли- нарной ответственности.
Вопросы дисциплинарной ответственности содержатся и в других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы отдельных видов государственной службы, таких, как:
 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре
Российской Федерации"
;
 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военно- служащих";
 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Феде- рации, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря
1992 г. № 4202-1;
 Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образо- вании";
 Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 "О правоохранитель- ной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ";
Также нормы дисциплинарной ответственности содержатся в ряде ведомственных нормативных правовых актов, таких, как:
 Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации;
 Дисциплинарный устав Таможенной службы Российской Федерации;
 Устав о дисциплине работников морского транспорта;
 Устав о дисциплине экипажей судов обеспечения военно-морского флота;
 Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
 Инструкция о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы.


128
§ 2. Общая характеристика дисциплинарного производства
Дисциплинарное производство возбуждается и осуществляется не только в связи с нарушением трудовой, но и служебной, учебной, исправи- тельно-трудовой и иной дисциплины в существующих легальных органи- зациях. Таким образом, оно регулируется трудовым, административным, уголовно-исполнительным и судоустройственным правом. Нормы трудового права применяются к членам трудового коллектива, административного – к членам административных коллективов (военнослужащим, сотрудникам милиции, учащимся, студентам и др.), нормы уголовно-исполнительного права – к лицам, помещенным в следственные изоляторы, отбывающим наказания в исправительно-трудовых учреждений, нормы судоустройства – к судьям.
В правовой литературе выделяются три группы субъектов дисци- плинарного производства:
 субъекты применения дисциплинарных взысканий;
 субъекты дисциплинарной ответственности;
 иные участники дисциплинарного производства, наделенные соответ- ствующими полномочиями.
Первые две группы субъектов являются сторонами дисциплинарного производства, соответственно, правам и обязанностям одной стороны кор- респондируют права и обязанности другой стороны, чем гарантируется обеспечение реализации принципов законности, объективной истины, справедливости и целесообразности дисциплинарного производства.
К субъектам применения дисциплинарных взысканий относятся лица, занимающие начальствующее (руководящее) положение и (или) издавшие приказ (распоряжение) о приеме на службу (работу, учебу).
Перечень и полномочия данных субъектов всегда четко определены нормами права. Нормативными актами установлена также ответственность субъектов применения дисциплинарных взысканий, например, в следую- щих случаях:
 неисполнение требований законодательства о дисциплинарной ответственности;
 нарушение подведомственности, сроков и процессуальной формы;
 неиспользование предоставленных дисциплинарных прав или их превышение (например, Дисциплинарный устав военизированных горно- спасательных частей) и др.
Субъектами дисциплинарной ответственности являются лица, в отно- шении которых ведется дисциплинарное производство. Следует отметить, что права и обязанности данных субъектов не имеют четкого нормативно- правового регулирования. Действующее законодательство содержит нормы, закрепляющие конституционное право граждан обжаловать в администра- тивном или судебном порядке решения, действия (бездействие) органа