Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 933

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

177
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

ТЕМА 14. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА
ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Содержание темы:
§ 1. Понятие, задачи и принципы производства по делам об админи- стративных правонарушениях.
§ 2. Предмет доказывания и доказательства по делам об администра- тивных правонарушениях.
§ 3. Участники производства по делам об административных право- нарушениях.
§ 1. Понятие, задачи и принципы производства по делам
об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях (далее по тексту – производство) является частью административного процесса, который в свою очередь может быть рассмотрен через призму деятельности по разрешению индивидуально-конкретных дел, осуществляемой в сфере управления на основе норм административно-процессуального права.
Данное производство представляет собой систему норм, регламенти- рующих порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях
1
. В традиционном понимании – это институт админи- стративного права, состоящий из норм, регулирующих деятельность упол- номоченных органов и лиц по применению административных наказаний за административные правонарушения в установленной административно- процессуальной форме
2
Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отражены в одноименной статье
Кодекса (ст. 1.3 КоАП РФ), где среди прочих предложений к ведению Рос- сийской Федерации отнесен и порядок производства по делам об админи- стративных правонарушениях, включая меры обеспечения производства.
Это значит, что субъекты Российской Федерации не вправе издавать нормы, изменяющие порядок производства по делам об административных право- нарушениях.
Таким образом, федеральное законодательство не содержит четкого разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
1
Черепанов А. В., Магденко А. Д. Административно-юрисдикционная деятель- ность милиции : учеб. пособие. – Челябинск, 2004. – С. 22.
2
Теплухин В. В., Черенков Е. А. Производство по делам об административных правонарушениях : учеб. пособие. – Н. Новгород, 2005. – С. 8.

178 сфере установления административной ответственности. Одновременно с этим следует отметить, что в соответствии с Конституцией Российской
Федерации (ст. 72), а также с КоАП РФ (ст. 1.1) органы власти субъектов
Российской Федерации вправе устанавливать ее посредством своих законов в пределах совместного ведения, если административная ответственность по данному предмету не нашла отражения в федеральном законодательстве.
Производство по делам об административных правонарушениях определенным образом связано с гражданским судопроизводством. Так, в ст. 4.7 КоАП РФ содержится положение, согласно которому споры о воз- мещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке граждан- ского судопроизводства. На стадии обжалования постановление по делу об административном правонарушении, совершенном лицом или лицом, осу- ществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридиче- ского лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (п. 3 ст. 30.1 КоАП РФ).
Исследование производства по делу об административном правонару- шении нуждается в обозначении особенности, присущей административно- правовому регулированию в целом. Дело в том, что производство по делу об административном правонарушении регулируется как материальными, так и процессуальными нормами, которые структурно расположены в одном нормативном документе – Кодексе РФ об административных правонаруше- ниях. Данное обстоятельство существенным образом отличается, например, от уголовного и гражданского производства, которые обеспечены отдель- ными процессуальными кодексами.
Административно-правовые нормы, непосредственно регулирующие производство, содержатся в разделе IV (гл. 24-30). К производству следует отнести также и нормы, структурно расположенные в разделе III КоАП РФ, содержащем юридическую характеристику субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В силу того, что полноценное осуществление производства невозможно без его испол- нения (например, исполнения постановления о наложении административного штрафа), то и раздел V КоАП РФ "Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях" также представляет собой блок норм, регламентирующих производство по делам об административных правонарушениях.
Целью производства является полная, качественная и своевременная реализация материальных норм об административной ответственности
1
Основными задачами производства являются:
– своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
1
Цуканов Н. Н. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в деятельности милиции : учеб. пособие. – Красноярск, 2005 – С. 6.


179
– разрешение его в точном соответствии с законом;
– обеспечение исполнения вынесенного постановления;
– выявление причин и условий, способствующих совершению адми- нистративных правонарушений.
Данные задачи нашли непосредственное отражение в ст. 24.1 КоАП РФ.
В основе сформулированных задач лежат правовые принципы. Так, к задачам производства законодатель в первую очередь относит "всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела", что означает не что иное как принцип объективности. Основное содержание принципа объективности может быть выражено в совершении беспристрастных дей- ствий, направленных на установление виновности органа или лица, совер- шившего административное правонарушение, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, имущественного и морального ущерба и других обстоятельств, имеющих значение для указанных задач.
Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в сроки, определенные КоАП РФ.
Задача рассмотрения дела в точном соответствии с законом означает, что дело должно быть рассмотрено на основании закона, в рамках, опреде- ленных законом, в целях, определенных законодателем.
Исполнение вынесенного постановления обеспечивает соблюдение принципа неотвратимости наказания.
С целью предупреждения правонарушений лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, должно выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, и вносить в соответству- ющие организации представления о принятии мер по устранению конкрет- ных причин и условий совершения правонарушений (ст. 29.13 КоАП РФ).
КоАП РФ предусмотрены случаи, которые исключают производство, т.е. производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:
– отсутствие события административного правонарушения;
– отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, с которого наступает административная ответственность, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
– действия лица в состоянии крайней необходимости;
– издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
– отмена закона, установившего административную ответственность;
– истечение сроков давности привлечения к административной ответ- ственности;
– наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении


180 административного наказания, либо постановления о прекращении произ- водства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
– смерть физического лица, в отношении которого ведется производ- ство по делу об административном правонарушении.
Производство осуществляется на основе законодательства, действо- вавшего во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения (по месту учета транспортных средств).
Производство ведется на государственном языке Российской Феде- рации (русском), либо субъекта Российской Федерации. Лицу, не владею- щему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 24.2 КоАП РФ). Данная статья полностью соответствует ст. 68 Конституции Российской Федерации, которая провозгласила госу- дарственным языком Российской Федерации русский язык.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях осу- ществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматрива- ющим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т.п.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению госу- дарственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонаруше- нии, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
Решение о закрытом рассмотрении дела об административном пра- вонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассмат- ривающими дело, в виде определения (ст. 24.3 КоАП РФ).
В положениях данной статьи ярко проявляется принцип гласности в деятельности всех государственных органов, в том числе и административно- юрисдикционных.
Понятие этого принципа закреплено в ст. 123 Конституции Российской
Федерации, которая закрепила открытое слушание дел во всех судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством (например,
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государ- ственной тайне").
Согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефон- ных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Названные права ограничиваются исключительно решением суда.


181
В соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ Генеральный прокурор Российской
Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации зако- нов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Полномочия прокуроров определены Федеральным законом от 17 января
1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и состоят:
– в возбуждении производства по делу об административном право- нарушении;
– в праве беспрепятственного входа на территории и в помещения поднадзорных;
– в проверке исполнения законов;
– в праве требовать представления необходимых документов;
– в праве освобождать своим постановлением лиц, подвергнутых административному задержанию во внесудебном порядке;
– в праве опротестовывать противоречащие закону правовые акты, в том числе и постановления о наложении административного наказания
1
В главах 24-32 Кодекса Российской Федерации об административ- ных правонарушениях устанавливаются общие условия производства; круг лиц, участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении, их права и обязанности; доказательства; применение мер обеспечения; порядок производства конкретных процессуальных действий; порядок исполнения отдельных видов наказаний.
Значительное место в процессуальной характеристике производства по делам об административных правонарушениях уделено в Кодексе органам и лицам, реализующим предусмотренные Кодексом полномочия, направ- ленные на последовательное осуществления стадий в производстве, а также лицам, участвующим в производстве по иным основаниям и в соответ- ствии с определенным Кодексом статусом. Процессуальный статус субъ- ектов, реализующих стадии производства и участвующих в производстве на иных основаниях, различен и определяет содержание, характер полномо- чий, методы деятельности органов, должностных лиц и формы реализации прав и обязанностей иных участников.
Рассматривая данную область производства, урегулированную адми- нистративно-правовыми нормами, следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Собственно под участниками производства по делам об административных правонарушениях действующее законодательство понимает только тех лиц, которые перечислены в одноименной главе 25 КоАП РФ.
К ним, как известно, не относятся субъекты, рассматривающие дела об адми- нистративных правонарушениях.
1
О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 января 1992 г.
№ 2202-1 // СЗ РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.