Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 934

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

171
ражается, что по результатам освидетельствования обнаружены клинические признаки, позволяющие предположить наличие опьянения, окончательное заключение будет вынесено по получении результатов химико- токсикологического исследования биологического объекта.
Первый экземпляр акта медицинского освидетельствования на состоя- ние опьянения выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в медицинскую организацию, второй экземпляр акта хранится в соответствующей медицинской организации, третий экзем- пляр акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проводилось медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
§ 5. Порядок применения специальных мер
административного пресечения
К специальным мерам административного пресечения относят при- менение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
В основе выделения из числа мер административного пресечения особой группы специальных мер, по нашему мнению, лежит прежде всего способ воздействия на правонарушителя.
При применении специальных средств принуждения:
– причиняется боль, ограничивается телесная, вещественная непри- косновенность людей, животных, предметов, механизмов, свобода их дей- ствий, передвижений;
– наступает смерть либо причиняется вред здоровью людям, живот- ным, повреждаются либо разрушаются вещества, механизмы, предметы.
Сотрудники милиции и других правоохранительных органов, а также иных государственных органов и уполномоченные на то законом представи- тели негосударственных объединений имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы для пресечения преступлений и ад- министративных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильствен- ные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанно- стей в соответствии с установленными правилами. Применение физической силы не требует предварительного вынесения акта управления. Для работни- ков милиции практически невозможно в каждом конкретном случае испра- шивать решение какого-либо органа, например суда, о правомочности своих требований, получать санкцию на применение необходимых мер админи- стративного принуждения. В результате применения данных мер "посред- ством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия, побуждается к исполнению определенных обязанностей"
1 1
Кисин В. Р. Меры административно-процессуального принуждения, применя- емые милицией : учеб. пособие. – М., 1987. – С. 13.


172
Конкретные формы проявления применения физической силы долж- ностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты. Об этом свидетельствует анализ российского зако- нодательства.
Например, применением физической силы являются: взлом замка входной двери для проникновения в жилые помещения; принудительное помещение (или перенос) лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, в специальный автомобиль; повреждение стекол или дверных замков такого автомобиля для проникновения в него и задержания подо- зреваемых; сдерживание потока людей на митингах, демонстрациях, кон- цертах, при проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий; извлечение из салона транспортного средства водителя, отка- зывающегося предоставить данный автотранспорт для проезда к месту происшествия и т.п.
Боевые приемы борьбы (боевые приемы рукопашного боя) как раз- новидность физической силы, применяемой должностными лицами право- охранительных органов Российской Федерации, могут относиться к любым видам боевых искусств – боксу, самбо, каратэ, дзюдо, айкидо, джиу-джицу, кунг-фу, греко-римской борьбе и т.п. – либо не входить ни в одну из них.
Для законодательных актов, регулирующих применение мер непосредст- венного принуждения, это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения надлежащими должностными лицами ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов, была сораз- мерна характеру и степени опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, силе оказываемого противодействия, т.е. не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации.
Сотрудники милиции, ФСБ и других специальных служб обладают правом применять специальные средства: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, сред- ства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы, резиновые пули, бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебных собак и др. Полный перечень специальных средств устанавливается Правительством Российской Федерации. Основания и по- рядок их применения регламентируются Законами от 18 апреля 1991 года
№ 1026-1 "О милиции", от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и др., по- становлениями Правительства Российской Федерации и иными норма- тивными актами.
В частности, сотрудники милиции имеют право применять специаль- ные средства, находящиеся на вооружении милиции, для отражения напа- дения на граждан и сотрудников милиции, для пресечения оказываемого со- труднику милиции сопротивления, для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, для освобождения захваченных зданий, поме- щений, сооружений, транспортных средств, земельных участков и т.д.


173
Специальные средства и интенсивность их применения избираются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и лично- сти правонарушителя. При их применении должна сводиться к минимуму возможность причинения вреда здоровью граждан.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инва- лидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопро- тивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.
Уполномоченные должностные лица (сотрудники милиции, ФСБ, наркоконтроля и др.), охранники служб частной охранной деятельности имеют право применять и использовать огнестрельное оружие.
Исходя из задач, стоящих перед милицией (ст.ст. 2, 15 Закона "О ми- лиции"), сотрудники имеют право применять огнестрельное оружие в сле-
дующих случаях:
– для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни, здоровья;
– для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергается опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
– для освобождения заложников;
– для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопро- тивление;
– для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объедине- ний, предприятий, учреждений и организаций;
– для пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подоз- рению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пре- сечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попыток их насильственного освобождения.
Кроме того, сотрудники милиции имеют право использовать оружие
в следующих случаях:
– для остановки транспортного средства, путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиня- ется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться;
– для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
– для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или для вызова помощи.


174
Запрещается применять оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очеви- ден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими воору- женного сопротивления, совершения вооруженного либо группового напа- дения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
О каждом случае применения оружия сотрудник милиции в течение
24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа внутренних дел (милиции) по месту своей службы или месту при- менения огнестрельного оружия. Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении милиции, утверждается
Правительством.
В аналогичном порядке применяется и используется огнестрельное оружие и другими уполномоченными на то должностными лицами госу- дарственных органов либо работниками предприятия с особыми уставными задачами.
Например, частные охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
– для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
– для отражения группового или вооруженного нападения на охраня- емую собственность.
Охранник может использовать оружие для предупреждения (выстре- лом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или для вызова помощи.
О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту примене- ния оружия.
Применению физической силы, специальных средств и оружия, за исключением тех случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную опасность жизни или здоровью граждан и лиц, уполно- моченных применять эти меры пресечения, должно предшествовать пре- дупреждение о намерении их применения и предоставление достаточного времени для выполнения требования лица, наделенного правом применять меры пресечения.
Рекомендуемая литература к теме
Основная
Конституция Российской Федерации (в ред. от 30 декабря 2008 г.) //
СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 29 июня 2009 г.) //
СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении дан- ного документа : постановл. Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта
2005 г. № 5 // АИПС "Гарант", "КонсультантПлюс".


175
Макарейко, Н. В. Административно-процессуальное право : учеб. пособие / Н. В. Макарейко. – М., 2008.
Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно- процессуальное право : учеб. / В. Д. Сорокин. – СПб., 2008.
Федощев, А.Г. Административно-процессуальное право в схемах и определениях: уч. пособие / А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. – М., 2008.
Дополнительная
О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера- ции : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2010 г.)
// СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.
О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской
Федерации : федер. закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ (в ред. от 8 апреля
2008 г.) // СЗ РФ. – 1997. – № 6. – Ст. 711.
О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию : федер. закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. –
№ 34. – Ст. 4029.
О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании : закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1
// Ведомости
Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. –
1992. – № 33. – Ст. 1913.
О милиции : закон РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 (в ред. от
26 декабря 2008 г.) // Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховно- го Совета РСФСР. – 1991. – № 16. – Ст. 503.
Положение о принятии решения о нежелательности пребывания
(проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Рос- сийской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение нежелательности пребывания (про- живания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Россий- ской Федерации : постановл. Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. № 199
(в ред. от 12 ноября 2008 г.) // СЗ РФ. – 2003. – № 15. – Ст. 1369.
Кисин, В.Р. Меры административно-процессуального принуждения, применяемые милицией: учеб. пособие / В.Р. Кисин. – М., 1987.
Попов, Л.Л. Убеждение и принуждение в административной дея- тельности советской милиции: дис... канд. юрид. наук / Л.Л. Попов. –
М., 1965.
Богданов, Р. Г. Меры административного пресечения как средство обеспечения правопорядка / Р. Г. Богданов, В. А. Тюрин // Современное право. – 2005. – № 5.
Гришаков, А. Г. Административное задержание как мера пресечения, применяемая милицией / А. Г. Гришаков // Полицейское право. – 2005. – № 4.

176
Каплунов, А.И. Правовое регулирование применения сотрудниками милиции специальных мер административного пресечения: проблемы и пути совершенствования / А. И. Каплунов // Полицейское право : науч.- практ. журнал. – 2005. – № 1.
Кокорев, А. Н. Меры административного пресечения / А. Н. Кокорев //
Вестник Московского университета МВД России. – 2006. – № 9.
Кокорев, А.Н. Соотношение мер административного пресечения по обеспечению безопасности дорожного движения в законодательстве стран
СНГ // Вестник Московского университета МВД России. – 2006. – № 8.
Тюрин, В. А. Теоретико-правовая характеристика мер администра- тивного пресечения / В. А. Тюрин // Современное право. – 2004. – № 6.
Щербаков, С.Б. Проблемы совершенствования законодательства при применении милицией мер административного пресечения // Российский следователь. – 2006. – № 3.