Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 927

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

192 лица, в отношении которого ведется производство по делу об администра- тивном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанно- сти, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц.
Вместе с тем при рассмотрении дела об административном правона- рушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, долж- ностное лицо, рассматривающие дело об административном правонаруше- нии, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
Законодатель в полной мере продемонстрировал равный подход к обеспечению прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Это подтверждается тем, что в производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица, являющегося потер- певшим, его интересы отстаивают законные представители юридического
лица (ст. 25.4 КоАП РФ). Таковыми являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного пред- ставителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяю- щими его служебное положение
1
Дело об административном правонарушении, совершенном юриди- ческим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. Вместе с тем дело может быть рассмотрено и при отсут- ствии указанных лиц, однако лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Наряду с этим судья, ор- ган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об адми- нистративном правонарушении, совершенном юридическим лицом, вправе признать обязательным присутствие его законного представителя при рас- смотрении данного дела.
Ранее отмечалось, что и лицо, в отношении которого ведется произ- водство по делу об административном правонарушении, и потерпевший вправе пользоваться юридической помощью, соответственно защитника и
представителя. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении, при условии отсутствия обстоятельств, исключающих такую возможность, допускается адвокат или иное лицо. При этом полномочия адвоката должны быть удо- стоверены ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, подтверждены доверен- ностью, оформленной в соответствии с законом.
Защитник и представитель могут вступить в процесс на любой стадии производства по делу об административном правонарушении. Важно, что они допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении, начиная с момента возбуждения дела.
1
Денисенко В. В., Позднышов А. Н., Михайлов А. А. Административная юрис- дикция органов внутренних дел : учеб. – М., 2002. – С. 31.


193
Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 25.6 КоАП РФ может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.
Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показа- ний в протокол.
При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста
14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. При необходимо- сти опрос проводится в присутствии законного представителя несовер- шеннолетнего свидетеля.
Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, свидетель несет административную ответственность.
Понятой(ст. 25.7 КоАП РФ). Должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
Присутствие понятых обязательно при производстве личного досмотра, досмотра вещей, осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотра транспортного средства, изъятии вещей и докумен- тов, задержании транспортного средства, запрещении его эксплуатации.
Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуа- льных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.


194
В качестве специалиста для участия в производстве по делу об админи- стративном правонарушении может быть привлечено любое не заинтере- сованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
Специалист обязан:
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производ- стве которых находится дело об административном правонарушении;
2) участвовать в проведении действий, требующих специальных позна- ний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
Для возможности надлежащего осуществления возложенных на него обязанностей специалисту предоставлено право:
1) знакомиться с материалами дела об административном правона- рушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательству- ющего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий.
Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.
В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересо- ванное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
Основные обязанности эксперта сводятся к тому, что он должен:
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производ- стве которых находится дело об административном правонарушении;
2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
Права эксперта предоставляют ему возможность:
1) знакомиться с материалами дела об административном правона- рушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательству- ющего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;


195 3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоя- тельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
Специалист и эксперт, в соответствии со ст.ст. 25.8 и 25.9 КоАП РФ, предупреждаются об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей специалист и эксперт несут административную ответственность.
В качестве переводчика в соответствии со ст. 25.10 КоАП РФ может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершенно- летнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об администра- тивном правонарушении.
Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в произ- водстве которых находится дело об административном правонарушении.
Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.
К участию в производстве в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государ- ственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением пра- вил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного де- ла, или если они ранее выступили в качестве иных участников производ- ства по данному делу.
К участию в производстве в качестве специалиста, эксперта и пере- водчика не допускаются лица, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпев- шим, их законными представителями, защитником, прокурором, судьей, членами коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступили в качестве иных участников производства по данному делу, а равно, если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.
Рекомендуемая литература к теме
Основная
Конституция Российской Федерации (в ред. от 30 декабря 2008 г.) //
СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше- ниях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 29 июня 2009 г.) //
СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении дан- ного документа : постановл. Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта
2005 г. № 5 // АИПС "Гарант", "КонсультантПлюс".


196
Макарейко, Н. В. Административно-процессуальное право : учеб. пособие / Н. В. Макарейко. – М., 2008.
Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно- процессуальное право : учеб. / В. Д. Сорокин. – СПб., 2008.
Федощев, А. Г. Административно-процессуальное право в схемах и определениях : учеб. пособие / А. Г. Федощев, Н. Н. Федощева. – М., 2008.
Дополнительная
О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 января
1992 г. № 2202-1 (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. – 1995. – № 47. –
Ст. 4472.
О государственной тайне : закон Российской Федерации от 21 июля
1993 г. № 5485-1 (в ред. 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. – 1997. – № 41. –
Ст. 8220-8235.
Бубнов, С. В. Принципы производства по делам об административных правонарушениях в деятельности органов внутренних дел / С. В. Бубнов //
Административное и муниципальное право. – 2008. – № 6. – С. 62-65.
Васильев, Ф. П. Понятие и сущность доказательств в администра- тивном процессе / Ф. П. Васильев // Право и государство: теория и практика. –
2006. – № 9.
Власенков, В. В. Правовые основы участников производства по делам об административных правонарушениях / В. В. Власенков, А. Е. Кузнецов //
Вестник Московского университета МВД России. – 2004. – № 2.
Гаприндашвили, Б. Г. Свидетель как субъект доказывания в произ- водстве по делам об административных правонарушениях / Б. Г.
Гаприндашвили // Юристъ-Правоведъ. – 2008. – № 6.
Денисенко, В. В. Административная юрисдикция органов внутренних дел : учеб. / В. В. Денисенко, А. Н. Позднышов, А. А. Михайлов. – М., 2002.
Микулин, А. И. О форме производства по делам об административ- ных правонарушениях / А. И. Микулин // Закон и право. – 2007. – № 4.
Мильшин, Ю. Н. О мерах административно-процессуального обес- печения производства по делу об административном правонарушении /
Ю. Н. Мильшин // Административное право и процесс. – 2007. – № 5.
Россинский, Б. В. Сроки в производстве по делам об административ- ных правонарушениях / Б. В. Россинский // Закон. – 2004. – № 6.
Теплухин, В. В. Производство по делам об административных правонару- шениях : учеб. пособие / В. В. Теплухин, Е. А. Черенков. – Н. Новгород, 2005.
Хазанов, С. Д. Общая характеристика стадии пересмотра в производ- стве по делам об административных правонарушениях / С. Д. Хазанов //
Журнал российского права. – 2004. – № 10.
Цуканов, Н. Н. К вопросу о понятии производства по делам об адми- нистративных правонарушениях / Н. Н. Цуканов // Полицейское право. –
2007. – № 1.

197
Цуканов, Н. Н. О принципе публичности в производстве по делам об административных правонарушениях / Н. Н. Цуканов // Административное право и процесс. – 2008. – № 4.
Цуканов, Н. Н. Общая характеристика производства по делам об адми- нистративных правонарушениях в деятельности милиции : учеб. пособие /
Н. Н. Цуканов. – Красноярск, 2005.
Черепанов, А. В. Административно-юрисдикционная деятельность милиции : учеб. пособие / А. В. Черепанов, А. Д. Магденко. – Челябинск, 2004.