Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 926

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

198
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

ТЕМА 15. СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Содержание темы:
§ 1. Возбуждение дела об административном правонарушении.
§ 2. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
§ 3. Пересмотр постановлений и решений по делу об административ- ном правонарушении.
§ 4. Исполнение постановления.
Производство по делам об административных правонарушениях имеет свою внутреннюю организационную структуру, которая может быть представлена в виде конкретных процессуальных стадий. В свою очередь стадии представляют собой относительно самостоятельные части произ- водства, которые решают свойственные только им (каждой в отдельности) задачи. Каждая из стадий имеет свое название, процессуальное назначение, в рамках каждой из них осуществляются определенные, строго последова- тельные действия, которые оформляются специальными процессуальными документами. При этом правовая регламентация всех последовательных действий в рамках производства построена таким образом, что каждое из действий, решая внутристадийные задачи, нацелено на достижение общих задач производства.
§ 1. Возбуждение дела об административном правонарушении
Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства. Для возбуждения дела необходимы повод и основания.
Поводами к возбуждению дела об административном правонаруше- нии являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполно- моченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от обще- ственных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указы- вающие на наличие события административного правонарушения, за исклю- чением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст.ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ.

199 4) фиксация административного правонарушения в области дорож- ного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видео- записи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении соб- ственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случа- ях, предусмотренных пунктом 4, транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица.
Все перечисленные выше материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять про- токолы об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужден- ным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения администра- тивного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об админи- стративном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного рас- следования;
5) оформления предупреждения или с момента наложения администра- тивного штрафа на месте совершения административного правонарушения, в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется;
6) вынесения постановления по делу об административном правона- рушении в области дорожного движения, зафиксированном с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, когда протокол об административном правона- рушении не составляется, а постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правона- рушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.
Содержание протокола об административном правонарушении
Протокол в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ составляется немед- ленно после выявления совершения административного правонарушения, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоя- тельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом


200 лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право- нарушении, и протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составив- шего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного пра- вонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное адми- нистративное правонарушение, объяснение физического лица или закон- ного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонаруше- нии, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонару- шении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное нака- зание в виде предупреждения или административного штрафа в небольшом размере, протокол об административном правонарушении не составляется, а оформляется предупреждение, либо налагается и взимается администра- тивный штраф.
В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об админи- стративном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об админи- стративном правонарушении.
В случае выявления административного правонарушения, предусмот- ренного гл. 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих


201
функции фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об администра- тивном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Копии постанов- ления и материалов, полученных с применением указанных специальных технических средств, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение 3 дней со дня выне- сения указанного постановления
В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патент- ного законодательства, законодательства о естественных монополиях, зако- нодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, ал- когольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, до- рожного движения и на транспорте и некоторых др., осуществляются экс- пертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных вре- менных затрат, проводится административное расследование.
Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об админи- стративном правонарушении, в виде определения, а прокурором – в виде постановления непосредственно после выявления факта совершения адми- нистративного правонарушения.
В определении о возбуждении дела об административном правона- рушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуж- дения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, в силу ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим.
Административное расследование представляет собой комплекс требую- щих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств администра- тивного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследо- вания должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, уста- новления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Срок проведения административного расследования не может превы- шать один месяц с момента возбуждения дела об административном право- нарушении. В исключительных случаях указанный срок по письмен-


202 ному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил – начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.
Данные сроки являются процессуальными, а не давностными, поэтому нарушение этих сроков не прекращает производство по делу об админи- стративном правонарушении. К виновному в нарушении сроков применяют- ся меры дисциплинарной ответственности.
Административное расследование необходимо завершить до окончания срока давности привлечения к административной ответственности.
По окончании административного расследования составляется про- токол об административном правонарушении либо выносится постановле- ние о прекращении дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, долж- ностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административ- ном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении, совершение кото- рого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.
Дело может быть прекращено в связи с отсутствием состава админи- стративного правонарушения, в связи с возбуждением уголовного дела, в связи с привлечением виновных к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ.
§ 2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
Это центральная стадия, в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.
Рассмотрение дела об административном правонарушении регламен- тируется гл. 29 КоАП РФ. Эта стадия состоит из четырех этапов:
1) подготовка к рассмотрению дела;
2) анализ обстоятельств дела;
3) вынесение постановления или определения по делу;
4) доведение принятого решения до сведения заинтересованных лиц.
Прежде всего, в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ, осуществляется подготовка к рассмотрению дела. Она включает в себя разрешение следу- ющих вопросов:
– относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
– имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмот- рения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

203
– правильно ли составлен протокол и другие материалы;
– имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
– достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотре- ния по существу;
– имеются ли ходатайства и отводы.
При определении компетенции прежде всего, в соответствии со ст. 22.1 КоАП РФ, должна быть определена родовая подведомственность, затем, в соответствии с главой 23 КоАП РФ, – видовая. Лишь после этого на основе ст. 29.5 КоАП РФ определяется территориальная подведом- ственность, а затем должностная.
В соответствии со ст. 29.2 КоАП РФ дело об административном пра- вонарушении не может рассматриваться в случаях наличия родственных связей между участниками производства либо личной, прямой или косвен- ной, заинтересованности в решении дела судьи или должностного лица.
При наличии этих обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе заявить отвод этим официальным лицам.
В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном пра- вонарушении рассматривается по месту его совершения, а по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рас- смотрено по месту жительства данного лица.
Если по делу проведено административное расследование, то оно рассматривается по месту нахождения органа, проводившего администра- тивное расследование.
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также дела о невыполнении работодателем соглашений, достигнутых путем согласительной процедуры; об увольнении работников в связи с коллек- тивным трудовым спором и объявлением забастовки; вовлечении несо- вершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ рассматриваются по месту жительства правонарушителя.
Дела, влекущие лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту учета транспортного средства.
Если будет установлено, что материалов недостаточно для рассмотре- ния дела, то может быть принято одно из трех решений:
– возвращение дела для дополнительного расследования;
– восполнение материалов в ходе подготовки к рассмотрению дела;
– восполнение материалов в ходе рассмотрения дела.
Если говорить о сроках рассмотрения дела об административном пра- вонарушении, то в соответствии со ст. 29.6 КоАП РФ по общему правилу дело должно быть рассмотрено в 15-тидневный срок. Этот срок процессу- альный и его нарушение не влечет прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении, либо в случае необходимости в дополнительном выявлении обстоятельств дела, срок рассмотрения дела