Файл: Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


22 3. Повышать профессиональную квалификацию учителей.
4. Обобщать и тиражировать положительный педагогический опыт творчески работающих учителей в условиях реализации деятельностного подхода в образовании.
5. Способствовать профессиональному росту педагоговШМО, направленному на развитие востребованных профессиональных компетенций.
Организацию системы методической работы в рамках ШМО необходимо начинать с выстраивания системообразующих отношений, предполагающих открытость информации, осведомленность педагогов о работе друг друга, организацию межличностного профессионального взаимодействия, координациюсовместных действий при реализации профессиональных творческих проектов и др.
Наиболее распространенными формами работы ШМОгуманитарных дисциплин МБОУ СОШ № 56 можно назвать:
− заседания методических объединений;
− открытые уроки и занятия внеурочной деятельности, мастер-классы;
− участие педагогов в профессиональных и творческих конкурсах;
− работа с молодыми педагогами, наставничество;
− методическая помощь аттестующимся педагогическим работникам;
− разработка методических продуктов и др.
С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый профессиональный стандарт для учителей.В новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан обладать такими умениями как:
1. владение ИКТ-компетентностями, включающими использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий;
2. адекватное использование средств цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса;
3. использование ресурсов информационной образовательной среды для решения образовательных задач;
4. избирательное применение цифровых ресурсов, дистанционных технологий и методов электронного обучения под поставленную учебную задачу
3
Таким образом, формирование готовности педагога к непрерывному профессиональному развитию является важнейшей задачей современной школы и ШМО в частности.
Структура готовности учителя к непрерывному профессиональному развитию включает в себя следующие компоненты:
3
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022)


23
➢ мотивационный;
➢ методологический (ориентированность в современных подходах решения педагогических задач и проблем, наличие собственной педагогической философии);
➢ технологический (умение осуществлять целенаправленный выбор средств методов и форм организации обучения и воспитания);
➢ рефлексивный (способность к самоанализу своей деятельности и возникающих педагогических проблем, определение дальнейших направлений собственного профессионального развития).
Поэтому работа ШМО должна быть нацелена на реализацию в своей деятельности всех компонентов профессиональной готовности педагога.
Прежде чем организовать деятельность с педагогами ШМО нами был разработан инструментарий в целях верификацииуровня профессионального развития педагога и определения слабых профессиональных зон. Кроме того, при работе с педагогами важно определить стадию их личностной зрелости для организации последующей методической работы, направленной на восполнение недостающих профессиональных компетенций.
Ученые выделяют две стадии зрелости человека (1-я – от 21 до 45-50 лет и 2-я – от 45 до 50-60 лет). Рассматривая данные стадии, они определяют особенности функционирования основных познавательных процессов в развитии личности, законы физиологического развития, изменения интеллектуальной сферы, наиболее сильные стороны каждой стадии и др.
Сильные стороны людей более старшего возраста необходимо использовать в таких направлениях деятельности как наставничество, когда педагог может поделиться осмысленными главными педагогическими ценностями, предложить эффективные методические приемы организации учебного занятия, подсказать адекватные пути сглаживания межличностных противоречий и др.
Молодое поколение также может успешно включаться в процесс наставничества в рамках МО в вопросах цифровизации образовательного процесса. Все это необходимо учитывать при организации методической работы ШМО.
В рамках данной работы в условиях ШМО формируются наставнические пары под решение конкретно поставленных педагогических задач. Такими задачами могут быть: создание и корректировка рабочих программ, консультационная поддержка при подготовке выступлений на семинарах, педсоветах, конкурсах; подготовка к фестивалю открытых уроков
«Учение с увлечением», открытых внеклассных занятий и др.
Большое значение для формирования востребованных компетентностей играет своевременный мониторинг предлагаемых программ повышения квалификации. Так только в текущем году из 6 человек, членов ШМО гуманитарных дисциплин трое прошли различные курсы повышения квалификации с отрывом от производства и без:«Проектирование и создание дистанционного учебного курса в CMS Moodle», «Оценка качества


24 образования по модели PISA: формирование и оценка читательской грамотности», «Русский язык: подготовка к сдаче ЕГЭ в условиях реализации
ФГОС».
На заседания ШМО педагоги представили основные материалы курсов, предложили обсудить разработанные проекты и итоговые выпускные работы.
Такой обмен опытом позволяет всем участникам обсуждения вникнуть в сущность новых методов, технологий и направлений организации образовательной деятельности.
Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, помогающий разработать эффективную и структурированную личную программу профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.Кроме того, ИОМ – это инструмент для оценки профессиональных компетенций членов ШМО, позволяющий выявить проблемные зоны профессионального развития педагога, определить актуальные направления деятельности ШМО, выбрать эффективные механизмы поддержи каждого педагога.Особое внимание учителя уделяют самообразованию. Темы самообразования педагогов соотносятся с темой
ШМО и общей темой школы: «Инновационная деятельность как фактор профессионального роста педагога», отражая основные направления современной педагогической науки:
– «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»;
– «Функциональная грамотность как механизм развития обучающегося на уровне ООО»;
– «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средства самореализации и успешной социализации личности ребенка»;
– «Применение интерактивных методик в преподавании истории и обществознания» и др.
Обсуждение тем и их содержания происходит не только в рамках наставнических пар, но и на заседанияхШМО, проходящих в различных формах:
– круглый стол;
– деловая игра;
– творческий диалог;
– методический тренинг;
– мозговой штурм и др.
Дорожная карта как часть ИОМ позволяет четко структурировать деятельность педагога по самообразованию:
– указать мероприятия;
– определить сроки реализации планируемых мероприятий;
– спрогнозировать ожидаемые результаты;
– указать формы и способы представления отчетности.

25
Организуя методическую работу, опираемся на активные формы совместной работы педагогов и обучающихся. Так, например, в рамках предметной недели, мероприятий к памятным датам каждый учитель выступает не только в качестве «сценариста», «постановщика» «члена жюри», но и в роли модератора, тьютора, научного руководителя. Таким образом, являясь участниками проводимых мероприятий, педагоги выполняют различные роли на различных этапах временной деятельности, что способствует профессиональному развитию педагога.
Методическую работуШМО гуманитарных дисциплин МБОУ СОШ
№ 56 можно рассматривать как системно-ориентированную деятельность, направленную на профессиональной рост педагога, повышение уровня его компетентности, выстроенной от диагностики затруднений в его деятельности до получения реального оптимального результата.
Новая школа: архитектура и содержание современного образования
Шмакова А.Д.,
директор МАОУ СОШ № 220 г. Новосибирска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города
Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 220», как большинство строящихся школ, находится на обособленной и удаленной от центра города территории микрорайона Европейский берег.
Само расположение школы определяет необходимость ее развития как социокультурного центра микрорайона, соответственно Программа развития
МАОУ СОШ № 220 основана на прогнозе тенденций изменения
социального заказа, социальной среды, а также на основе анализа
стратегических документов в области образования.
На современном этапе развития российского общества происходит модернизация различных сфер деятельности, что вызвано необходимостью повышения конкурентоспособности российских производителей и профессиональных кадров на международной арене.
В эпоху глобализации, вызванной развитием информационно- коммуникативных систем и цифровой трансформации, появляются новые перспективы и возможности для реализации личности. Образование не может оставаться в стороне от происходящих в обществе изменений,


26 поэтому большая роль отводится проведению существенной корректировки системы образования, которая перестает отвечать требованиям общества.
Факторами, детерминирующими изменения в социальном заказе на образование, являются изменения в экономике и социальной сферах, происходящие как в отдельно взятом субъекте Российской Федерации, так и на территории всей страны.
Современная повестка, влияющая на трансформацию образования, представлена следующим образом:
Основные тенденции и современные вызовы в развитии экономики,
культуры и социума России должны послужить основой для
прогнозирования образовательных потребностей членов общества и
стратегического планирования их реализации:
1. С каждым годом увеличивается спрос на получение качественного образования, образовательные организации становятся центрами формирования личности, осознающей свои способности и умеющей их реализовать. В эпоху быстрой смены технологий и модернизации производственных систем ключевыми качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, адаптироваться к новым условиям и находить нестандартные решения. Открытость производственных отношений приводит к увеличению количества людей, желающих осваивать новые сферы деятельности, таким образом, умение учиться иготовность к
непрерывному
образованию становится важным требованием, предъявляемым обществом к личности.
2. Всероссийская повестка в области образования, культуры, науки определяет формирование идеологических основ российской гражданственности, патриотизма и ценностно-смысловых установок как приоритетное направление развития в рамках национальных проектов РФ.

27
Таким образом, сформированная гражданская идентичность, любовь к
Родине и система ценностей современного гражданина становится приоритетом в системе образования.
3. Профильное образование, которое уже заняло прочное место в образовательных учреждениях, продолжит быть востребованным как эффективное средство развития потенциала обучающихся. Одним из перспективных направлений профильного образования становится прикладное образование, целью которого является уменьшение дефицита рабочих и инженерных кадров. Вариативность профилей в образовательных учреждениях основного общего образования находится в прямой зависимости от изменений, происходящих в системе высшего профессионального образования. Так, сокращение бюджетных мест в гуманитарных вузах, с одной стороны, требует более высокого уровня подготовки выпускников (растёт проходной балл), с другой стороны, свидетельствует о невостребованности гуманитарных специальностей на рынке труда. Профориентация и атлас новых профессий позволяет обеспечить направленность образовательных программ и профориентационных мероприятий, ориентирующих обучающихся на профессии будущего, в том числе профессий, связанных с инженерным образованием и развитием инженерных компетенций в культурном контексте, поскольку именно представители гуманитарных профессий реализуют функцию сохранения духовно-нравственного единства страны, её культурно-исторического наследия. Актуальным в данном направлении становится направление, связанное с прикладным характером профориентации – профессиональных проб и УПК.
4. Логика развития российской экономики диктует свои требования к участникам социально-экономических отношений, которые могут быть успешными и востребованными только при условии наличия у них определённых качеств, в первую очередь, мобильности и гибкости. Анализ
научно-технологических приоритетов Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости подготовки выпускников к освоению профессиональных программ в рамках данных приоритетных направлений
(среди которых – информационно-коммуникационные системы, науки о жизни, индустрия наносистем, транспортные и космические системы, рынки
НТИ и т.д.). В аналитических документах федерального уровня отражена проблема дефицита управленческих кадров в современной России, что свидетельствует о необходимости развития
лидерских
качеств
обучающихся и так называемых «навыков 21 века».Развитие детских инициатив и самоуправления, медиакластеров и СМИ – актуальное и востребованное направление развития образования.
5. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе
«Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.В части 27 статьи 2
Федерального закона № 273-Ф3 дано определение инклюзивного


28 образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
6. В связи с социально-экономическими проблемами, усилением занятости и концентрации внимания на экономической составляющей каждой семьи все острее ощущается потребность в образовательных организациях, способных организовать полную занятость детей и подростков в рамках одной школы. Одним из эффективных способов решения этой проблемы может стать «Школа полного дня». Школа полного дня создается как новый тип образовательной организации, где есть все условия для всестороннего развития личности, широко развита внеурочная деятельность, действенное самоуправление учащихся. Это школа, способная стать организатором всей жизнедеятельности ребенка, готовая помочь каждому ученику развить все свои творческие задатки и возможности, определить профессиональные задатки и возможности, подготовиться к адаптации в жизни.
7. Школа полного дня как единое культурно-образовательное пространство, способствующее всестороннему развитию личности ребенка, как социокультурный центр микрорайона города создает целостное образовательное пространство, субъектами которого являются не только обучающиеся, но и их семьи, другие жители микрорайона города. Особенно это явление представлено на микрорайоне «Европейский берег» как территориально обособленной территории города.
8. Улучшение уровня жизни, рост благосостояния населения приводит к усилению роли дополнительного образования. Более того, осознавая ценность разнопланового образования в современном высокотехнологичном мире, родители стремятся обеспечить детям возможность получения образования. Несмотря на возможность организации дополнительных занятий в образовательных учреждениях, многие продолжают отдавать предпочтения индивидуальным занятиям с педагогами, поддерживая тем самым развитие репетиторства. В перспективе центры дополнительного образования, созданные и функционирующие на базе образовательных учреждений, снизят спрос на репетиторские услуги, предложив эффективные формы организации групповых занятий и программы интеграции основного и дополнительного образований.
9. В связи с реалиями сегодняшнего дня актуальность
1   2   3   4   5   6   7   8