Файл: Практическая работа 1 Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии Вопросы для обсуждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исходя из общеразвивающих функций, необходимо, прежде всего, удовлетворить потребность ребёнка в созидании. Он должен видеть плоды своего труда в виде конкретной вещи (будь то рисунок, поделка, панно-аппликация и пр.), которую можно держать в руках, демонстрировать другим, гордиться ею. Это «личный продукт» ребёнка, который продолжает свою «жизнь» в его игре, в интерьере группового помещения или у него дома.

Изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребёнка-дошкольника. Именно в ней представлены первые результаты детской деятельности, которые ребёнок может увидеть сам и показать родителям, близким родственникам, знакомым и совсем незнакомым людям. Она потому и называется продуктивной, что её результатом является продукт детской деятельности – рисунок, аппликация, лепка.

Стремление к изобразительной деятельности свойственно всем нормально развивающимся детям уже с раннего возраста. Наиболее распространённым и доступным видом изобразительной деятельности является рисование, и ему в исследовательских работах уделяется больше внимания, чем другим видам детского творчества. На протяжении последнего столетия изобразительная деятельность изучается учёными разных направлений: педагогами, психологами, физиологами, невропатологами, философами и художниками. Все они придают рисованию большое значение, ибо оно оказывает огромное влияние на психическое развитие ребёнка, на формирование различных сторон его личности. Именно в рисунке ребёнок отражает свои непосредственные впечатления, представления о явлениях и событиях окружающей его действительности, даёт им непроизвольную оценку и выражает свои эмоции.

Рисование – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, свободно выражать свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, любящие рисовать, отличаются большой фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить своё отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования.

Многие известные философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании и развитии детей. Так, великий чешский педагог Я.А.Коменский
, утверждая важность рисования для формирования всесторонне развитого человека, предлагал ввести этот предмет в материнские школы как необходимое занятие для развития наблюдательности и ощущений ребёнка, для формирования способности наслаждаться произведениями искусства и красотой природы. О важном значении изобразительной деятельности для развития ребёнка писал известный немецкий педагог середины Х1Х века Ф. Фребель, создатель учреждения для воспитания детей дошкольного возраста – детского сада, разработавший уникальную по тем временам систему воспитания малышей, в которой большое место отводилось ручным занятиям, включающим рисование и лепку. Рисование, по мнению К.Д. Ушинского, является одним из лучших средств развития у детей наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения: «Дитя… мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще… Так как всё проникающее в человеческий разум идёт туда путём чувства, то первая стадия в развитии разума – это разумение чувственное, оно служит основанием для разумения умственного: первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза.

Формирование чувства цвета в процессе рисования, как считала М. Мантессори, играет значительную роль в психофизиологическом развитии ребёнка. Именно рисование способствует эмоциональному и сенсорному развитию. Когда ребёнок приобретает опыт видения многоцветья мира, у него появляется определённый эмоциональный тонус, он способен радоваться многообразию цвета, восхищаться им. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношения в процессе создания изображения.

Детство – период интенсивного становления психических и физиологических функций. Рисование при этом играет роль первого из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

Все дети, в известном смысле, являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребёнка и, таким образом, может служить стимулом и показателем его психического развития.

Рисование напрямую связано с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Занятия рисованием способствуют развитию каждой из этих функций, и, в то же время, согласовывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.



В последние десятилетия, как у нас в стране, так и за рубежом внимание исследователей и практиков привлекли возможности использования изобразительной деятельности в коррекции развития и поведения детей.

Так, изобразительная деятельность используется в лечении заикания и при снятии аутичных состояний (Е.Г. Макарова), в психотерапевтических занятиях с детьми, имеющими задержку психического развития (Е.А. Медведева), для коррекции страхов (А.И. Захаров), с целью формирования у детей уверенности в себе (Е.Е. Кравцова, А.А. Нуруханова), коррекции отклонений в поведении (Т.А. Хвиюзова). Для снятия агрессивных проявлений применяется изотерапия, сочетающаяся с элементами психодрамы (Ю.В. Егошкин).

Е.А. Зайцева и Е.А. Поветкина, ссылаясь на широко распространённое мнение о взаимосвязи между детским рисованием и уровнем развития детского мышления, предполагают наличие обратной связи, т.е. повышение уровня изобразительных способностей детей может стимулировать развитие их высших психических функций. На основе этого предположения ими была разработана методика обучения технике рисования и формирования двигательных навыков и умений здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.

Особое внимание исследователи уделяют и лепке. Для маленького ребёнка всегда понятней изображение в объёмном виде, в то время как проекция его на плоскости листа уже требует определённого уровня абстрактного мышления. Одной из главных отличительных особенностей процесса лепки является «включение» обоих полушарий головного мозга ребёнка за счёт равноправных согласованных действий ребёнка обеими руками, что особенно благоприятно для гармоничного развития двух сфер мышления – эмоционально-творческой и рационально-логической. Помимо этого, в процессе лепки, как ни в какой другой деятельности происходит активизация сенсорного развития ребёнка через тактильное восприятие формы предмета и его фактуры.

Что касается использования аппликации в работе с дошкольниками то давно известно, что она в силу своей обобщённости и декоративности особенно доступна детям этого возраста. Дети легко воспринимают аппликацию, потому что здесь не встают перед ними трудности прочтения объёмного и перспективного построения изображения. Кроме этого техника создания аппликации вполне посильна для детей. Занятия аппликацией способствуют развитию познавательной деятельности детей, обостряя прежде всего их сенсомоторные способности, помогают формированию трудовых умений. В аппликации, имея дело с чёткими, чаще всего геометрическими формами, дети легко овладевают геометрическими эталонами. Занятия аппликацией способствуют развитию у детей пространственных и величины представлений и ориентировки на плоскости листа бумаги. Передвигая формы, прежде чем их наклеить, дети находят для них более точное положение на листе определённого формата и учатся словом определять его, осваивая такие понятия, как: в середине справа, слева, выше, ниже, в ряд, вокруг, между, напротив и др. Работая с мелкими и лёгкими бумажными формами, дети приучаются сдерживать резкость своих движений. На занятиях дети преодолевают значительные, хотя и посильные трудности. Это содействует воспитанию волевых черт характера: терпения, настойчивости.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что изобразительная деятельность служит неизменным источником детского развития, обеспечивая созревание психики, личностное и социальное развитие ребёнка, и является эффективным средством коррекции широкого спектра отклонений и нарушений у детей дошкольного возраста.

Дети с выраженными отклонениями (например, с глубокими нарушениями интеллекта).

Дошкольники со сложными, комбинированными нарушениями, когда сочетаются ряд дефектов, например, снижение слуха, зрения, интеллекта, нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.

Дети с незначительными, невыраженными отклонениями в развитии.

Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют общую симптоматологию. Вместе с тем разным группам детей и каждому из них в отдельности присущи специфические черты. Одни спокойны и легко подчиняются требованиям педагога. Их недостатки отчетливо проявляются лишь в случаях, связанных с интеллектуальной стороной деятельности. Другие легковозбудимые и трудно организуемы. Свойственные им недостатки легко обнаруживаются во всех сферах деятельности.

Эти дети выпадают из ситуации общечеловеческого социального и культурного развития. У них затруднено использование традиционной «взрослой» культуры в качестве источника развития специфических человеческих способностей и способов деятельности. В результате нарушаются условия врастания ребенка в культуру, приобщения к культурному опыту человечества. Возникает потребность в обходных путях, других способах коррекционно-педагогического воздействия.

Анализ процесса изобразительной деятельности и продуктов этой деятельности позволил выявить характерные для детей черты. Главное, что отличает их от воспитанников массовых дошкольных учреждений, — это более низкий уровень графической деятельности и замедленный темп ее развития. Недостатки в изображении предметных форм, которые под влиянием обучения довольно быстро преодолеваются детьми с нормальным интеллектом, у умственно отсталых школьников выражены наиболее ярче, сохраняются длительное время и исправляются с большим трудом.

Трудности формирования графических способностей обусловлены такими особенностями детей, как сравнительно небольшой объем внимания, быстрая утомляемость, пониженная активность, Недостаточная целенаправленность. Имеющиеся у них нарушения эмоционально-волевой сферы нередко отрицательно влияют на поведение. Многие дети двигательно беспокойны: встают из-за стола, ходят по комнате, хватают друг у друга карандаши и другие предметы. На замечания взрослого отвечают капризами, криком, плачем или совсем не реагируют.


Своеобразие деятельности отчетливо проявляется в различных видах рисования (декоративное, тематическое, с натуры). Можно указать, например, на такие особенности, как: недостаточное предварительное осмысление особенностей наглядно воспринимаемого объекта (натуры, образца), отсутствие умения устанавливать определенные связи и отношения между его отдельными частями; недостаточно развитое умение использовать образец как опору при выполнении задания и обусловленные этим недостатки планирования при построении рисунка; слаборазвитое умение самостоятельно исправлять свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи из-за нарушения самоконтроля; механическое (шаблонное) использование ранее усвоенного способа рисования при выполнении нового задания; сильно ограниченная способность рисовать по представлению ранее не изображавшиеся предметы и явления.

Таким образом, присущие умственно отсталым значительны, отклонения в развитии своеобразно проявляются в рисунке и процессе его создания.

Изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития дошкольный возраст сензитивен, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности. Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом.

Исключительно большое значение занятий рисованием подчеркивали А.Н. Граборов, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.М. Нудельман, Ж. И. Шиф и др.

Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в преодолении или ослаблении присущих детям недостатков.

Коррекция нарушений осуществляется путем избирательного воздействия (по Л.С. Выготскому) на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между объектами. Продуктивность такой работы возрастает благодаря целенаправленному использованию вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.