Файл: Практическая работа 1 Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии Вопросы для обсуждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К концу первого года обучения дети, как правило, должны уметь выполнять предметные рисунки простейшего содержания, понятные взрослому.

Второй год обучения в целом можно рассматривать как период активного совершенствования предметного рисунка и лепки. Занятия по предметному рисованию и лепке проводятся по натуре. Педагог продолжает начатую ранее работу по обучению детей обследованию предметов перед изображением, добиваясь, чтобы они проявляли посильную самостоятельность. Внимание детей привлекают к выбору более широкой тематики для изображений, учат передавать элементарное связное содержание, готовя детей к сюжетному рисованию и лепке.

Третий и четвёртый годы целиком посвящаются сюжетному, сюжетно-тематическому рисованию и лепке, а так же выполнению изображений по представлению и собственному замыслу. Значительно усложняется работа по декоративному рисованию с применением образцов. Дети учатся выполнять различные декоративные композиции, направленные на формирование у них ориентировки в пространстве, освоение различных движений руки, развитие чувства ритма.

Занятия по изобразительной деятельности и конструированию связаны с игрой, ознакомлением с окружающим миром, развитием речи, ручным трудом, формированием элементарных математических представлений. Это обусловлено самим характером изодеятельности: отражать жизненные впечатления ребёнка.

2. Формы организации обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях
В настоящее время в России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях, специальных группах при общеобразовательных детских садах, группа надомного обучения и кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных дошкольных учреждениях. Основными задачами работы группы надомного обучения и кратковременного пребывания являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи.

Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения (переосмысление обществом и государством своего отношения к проблемным детям, признание их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование):

- комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;

- частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по 1-2 человека;

- временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.

Большая часть детей с особыми нуждами воспитываются дома или в общеобразовательных дошкольных учреждениях.

Занятия по изодеятельности условно делятся на этапы:

1. Подготовительный период. Цель - формирование у детей интереса к занятиям и выражение эмоционального состояния.



2. Следующий период - переход к простейшим изобразительным упражнениям (рисунок, лепка, аппликация). Цель - знакомство с основными материалами (краски, бумага) и орудиями деятельности (карандаши, кисти), освоение элементарных технических умений (правильно держать карандаш, кисть, проводить линии, раскатывать пластилин и т.п.).

3. Самостоятельное выполнение работ с минимальной помощью воспитателя – третий этап организации занятий по изодеятельности.

На занятиях изобразительной деятельностью необходимо:

- воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам;

- учить указывать на называемый воспитателем признак;

- учить называть предметы и их изображения;

- формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

- учить соотносить элементы изображения с частями и деталями реального предмета и знать их названия;

- формировать правильное восприятие формы, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;

- развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию.

Кроме занятий проводятся экскурсии (на природу, в музей, выставочный зал и т.п.) с наблюдением за необходимыми явлениями.
3. Задачи и содержание обучения конструированию в специальных дошкольных учреждениях
Специальное обучение конструированию в дошкольном возрасте способствует психическому развитию и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон психики ребёнка.

Тесная связь конструктивной деятельности с психическим развитием ребенка обуславливает необходимость и возможность решения в процессе занятий коррекционных задач.

1. Особое место в обучении конструктивной деятельности принадлежит обучению детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину и расположение в пространстве и т. д.) Необходимость этого диктуется тем, что только при полноценном восприятии ребёнок сможет передать существенные свойства объекта при его воссоздании.

2.У детей с проблемами в развитии отмечаются трудности в установлении смысловых связей между объектами, в классификации предметов, в операциях анализа, сравнения, обобщения, что свидетельствует в большинстве случаев об отставании в развитии наглядно- действенного и наглядно- образного уровней мыслительной деятельности, которое может быть в значительной степени преодолено в процессе занятий конструированием (т. к. на них у детей формируются знания, в которых чувственное и понятийное представлено в единстве).


3. Умение правильно видеть, воспринимать окружающий мир приходит к ребёнку не сразу, оно в значительной степени связано с формированием представлений о воспринятом. Работа по обогащению представлений тесно связана с работой по формированию наглядной основы слова, его предметной соотнесённости: с одной стороны, на основе полноценного восприятия предметов и явлений необходимо формировать значение слова , обобщать в слове чувственный опыт, а с другой стороны учить умению видеть за словом конкретный предмет и реальную ситуацию.

4.Занятия конструированием тесно связаны с задачами формирования речи, в первую очередь с оформлением в слове чувственного опыта, накопленного в ходе обследования предметов. В условиях, когда ребёнок реально действует с объектами, значения соответствующих слов усваиваются прочнее Понятия о форме, цвете, величине пространственных отношениях получают здесь чувственную опору. Помимо этого дети овладевают терминологическим словарём, связанным со спецификой данной деятельности. Особое внимание уделяется развитию словесной ориентировки: ребёнок должен учиться рассказывать о своих действиях, элементарно планировать свою деятельность.

 

Все программы по разделу «Конструирование» построены с учётом особенностей психического развития детей, имеющих специфические проблемы в развитии. Однако, можно отметить и общие принципы построения данного раздела в программах для специальных дошкольных учреждений. Содержание работы на первом году обучения направлено на обеспечение формирования у детей основных предпосылок, необходимых для овладения конструированием. Эти предпосылки создаются по двум направлениям. Одно направление заключается в развитии у детей интеллектуальных компонентов деятельности: с ними проводится работа по обучению действиям восприятия, формированию представлений о целостном предмете, формированию предварительного образа предмета и пр. Второе направление связано с созданием мотивационно-потребностного плана деятельности: воспитывается желание строить, положительное эмоциональное отношение к процессу конструирования, заинтересованное отношение к продуктивному результату деятельности как к специфическому игровому объекту.


Осуществление работы в этих направлениях следует рассматривать как необходимое условие руководства детской деятельностью на всех годах обучения,но особое значение это имеет на начальных этапах обучения, когда, по существу, закладывается сложный единый механизм конструирования как продуктивной деятельности дошкольника.

В программе по конструированию на первом году обучения большое место отводится сенсорному воспитанию. Их учат различать фигуры по форме и величине; выбирать соответствующие формы по образцу и некоторые - по словесной инструкции; различать и соотносить объёмные и плоскостные формы; подбирать предметы простой формы к образцу – эталону. Знакомят с величинами, их относительностью; учат приёмам сравнения предметов по протяжённости (накладыванию, прикладыванию). Учат отражать в речи результаты сравнения; зрительно сравнивать однородные и разнородные предметы по объёму (какой больше, крупнее) и т.д.

Работа по формированию первоначальных пространственных представлений основана на длительном освоении ребёнком окружающего его ближайшего пространства. Сначала внимание ребёнка привлекается к расположению предметов относительно его самого. В «центр пространства» ставится сам ребёнок (это соответствует естественному ходу познания этой стороны мира); далее дают самые первые представления о перемещениях в пространстве, знакомят с пространственными отношениями между двумя предметами, которые ребёнок видит со стороны.

Во время работы по обеспечению ориентировочной фазы предстоящей деятельности (под руководством педагога) дети знакомятся с последовательностью анализа образца, учатся его рассматривать, вычленять основные функциональные части и дополнительные детали-украшения. При этом происходит овладение необходимой терминологией и умением её в ходе анализа образца и самого элементарного словесного отчета о содержании осуществленных конструктивных и игровых действиях. Программа первого года обучения содержит требования к выработке у детей необходимых для конструирования ручных умений, к овладению произвольными движениями рук, слаженной работы руки и взора.

Для усиления влияния на умственное развитие детей, имеющих проблемы в развитии программой предусмотрено выполнение заданий, требующих использования приобретённых умений в несколько изменившихся условиях, например заданий по созданию знакомых конструкций из нового строительного материала или выполнению разных конструкций одного предмета.